Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №39/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ No 64 
 

Дмитрий ЧЕРНЫЙ

Для работы с «коридорными» детьми?

М. ГРИНДЕР, Л. ЛОЙД.  НЛП в педагогике: исправление школьного конвейера. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001

М. ГРИНДЕР, Л. ЛОЙД.
НЛП в педагогике: исправление школьного конвейера.
М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001

Нейро-лингвистическое программирование как метод направления высших психических функций – памяти, мышления, внимания – помимо воли субъекта к определенной программистом цели возникло в рамках шпионской практики. Кроме шуток.
Оказывается, американских секретарш перестали в приемных располагать спиной к посетителям именно после возникновения и распространения НЛП, и вот по какой причине. Дело в том, что секретарша, сидящая спиной к посетителю и мирно печатающая какой-либо документ, может, ничего не подозревая, оказаться жертвой шпионского программирования. Представим: посетитель-шпион приближается к работнице сзади и резко опрокидывает кресло, в котором она сидит, а в последний момент падения, за несколько сантиметров от пола, ловит секретаршу за затылок, при этом пристально глядя ей в глаза. В этот момент секретарша находится в самом беззащитном положении, а посетитель ее как бы спасает, при этом говоря определенное слово – на языке НЛП «ключ». После этого, вывозя за город или в парк на прогулку свою новую знакомую (секретаршу), посетитель произносит в самый неожиданный момент ключевое слово, после которого секретарша отвечает на все задающиеся ей вопросы, сразу забывая об этом. Вот каким НЛП представлялось в начале своего распространения в сфере психологической практики. К последствиям НЛП также относили произошедшие пару раз в Южной Америке случаи одновременного массового самоубийства предполагаемых агентов («заКЛЮЧенных») – в период политических волнений там до 300 человек внезапно расставались с жизнью.
Что же нейролингвистическое программирование может дать педагогике или как же сфера бессознательного, то есть субъектом не контролируемая, может быть задействована в педагогическом процессе? На этот отнюдь не праздный вопрос книга, к сожалению, не дает ответа.
В книге под столь интригующим названием мы встречаем простейшую «биологизаторскую» утилитарную классификацию перцептивных возможностей учеников по трем модальностям: зрительной, слуховой и тактильной. Да уж, воистину не все простое гениально! Если в образовательной системе Эльконина–Давыдова периодизация психического развития ребенка базируется на понятии ведущей деятельности, то педагогика НЛП по Гриндеру и Лойд выявляет в ученике его ведущую модальность восприятия. А дальше также элементарно: «аудиалу» нужно давать учебный материал с максимальным количеством «притопов и прихлопов», перед «визуалом» нужно больше двигаться и употреблять лексику, апеллирующую к зрительной теме, ну а «кинестетика», как вы уже догадались, необходимо почаще касаться в процессе преподавания и также стараться, чтобы учебные действия сопровождались разного рода движениями ученика.
Обычные методические уловки учителя. Какое же отношение это имеет к процессу нейролингвистического программирования? Авторы книги без лишних оговорок настаивают на том, что все слова, связанные с темой слуха, звука и сама форма произнесения таких слов оказывают «ключевое» (по терминологии НЛП) воздействие на учеников всех трех групп. Особое построение речи учителя и его манера поведения на уроке способны улучшить восприятие материала учениками – вот основная весьма немудреная идея книги.
Усиливать педагогическое воздействие именно в той модальности, которая доминирует у ученика, предполагается в первую очередь с учениками-неудачниками. Интересно, что под школьным конвейером авторы книги подразумевают основную школу, а под коридором – одновременно и коррекционные группы, и второгодников, и даже спецшколы. Такое вот НЛП для «коридора».
Авторы книги ни один раз делают довольно нелепые ссылки на прежний опыт НЛП: в главе «Стратегия извлечения последовательности модальностей» в качестве базисного учителю предлагается опыт нейро-лингвистического программирования «босса» в условиях офиса. «Начинайте с общих вводных предложений: “Босс, прекрасно, что вы заглянули ко мне во время подготовки, чтобы обсудить идею о том, как…”. Предложите вопрос с “недоступной” (то есть бессмысленной, “программной”, ориентированной на определенную перцептивную модальность. – Прим. Д.Ч.) информацией. Пауза перед началом ответа будет включать один или несколько нейрологических индикаторов. Последовательность их проявления указывает на действительную последовательность извлечения информации. Например, начальник смотрит вверх, а затем произносит: “Гм, так”. Эта последовательность – визуально-аудиальная» (стр.41).
Можно только позавидовать той простоте и прямолинейности, с которыми извлекают из разового и, возможно, воображаемого опыта свои псевдонаучные выводы авторы книги. Помимо картины фиктивного пилотного НЛП-диалога перед нами неожиданно возникает и характерная лексика рутинного разговора из какого-нибудь голливудского блокбастера. Очень хочется спросить: «Они что там, все занейролингвопрограммированные?».
Удивительно, что такой вопиющий пример механицизма в психологии и педагогике, каковым, несомненно, является данная книга, издан Институтом общегуманитарных исследований. Вот уж чего в книге нет, как у энэлпистов говорится – «ни ключа», так это гуманитарного подхода к проблеме школьного обучения. Книга выстроена как обыкновенная методичка, в которой по ходу конкретно-методического, практического осведомления педагога излагается теория и тезаурус НЛП.
Книга может быть полезна, на мой взгляд, только как проблематизация, как приглашение учителя к наблюдениям за перцептивными феноменами в ученической среде. Хотя соблазн воспользоваться классификацией и дальнейшими объяснительными тенденциями НЛП (повторяю, представленными далеко не лучшим образом) будет велик.
…А для работы с «коридорными» (по Гриндеру) детьми лучше все-таки вооружиться такими инструментами, как культурно-историческая концепция Л.С.Выготского или образовательная теория Эльконина–Давыдова, а также не пренебрегать своим педагогическим опытом.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru