УЧЕБНИКИ No 64
Для работы с «коридорными» детьми?
М. ГРИНДЕР, Л. ЛОЙД.
НЛП в педагогике: исправление школьного
конвейера.
М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001
Нейро-лингвистическое
программирование как метод направления высших
психических функций – памяти, мышления, внимания
– помимо воли субъекта к определенной
программистом цели возникло в рамках шпионской
практики. Кроме шуток.
Оказывается, американских секретарш перестали в
приемных располагать спиной к посетителям
именно после возникновения и распространения
НЛП, и вот по какой причине. Дело в том, что
секретарша, сидящая спиной к посетителю и мирно
печатающая какой-либо документ, может, ничего не
подозревая, оказаться жертвой шпионского
программирования. Представим: посетитель-шпион
приближается к работнице сзади и резко
опрокидывает кресло, в котором она сидит, а в
последний момент падения, за несколько
сантиметров от пола, ловит секретаршу за затылок,
при этом пристально глядя ей в глаза. В этот
момент секретарша находится в самом беззащитном
положении, а посетитель ее как бы спасает, при
этом говоря определенное слово – на языке НЛП
«ключ». После этого, вывозя за город или в парк на
прогулку свою новую знакомую (секретаршу),
посетитель произносит в самый неожиданный
момент ключевое слово, после которого секретарша
отвечает на все задающиеся ей вопросы, сразу
забывая об этом. Вот каким НЛП представлялось в
начале своего распространения в сфере
психологической практики. К последствиям НЛП
также относили произошедшие пару раз в Южной
Америке случаи одновременного массового
самоубийства предполагаемых агентов
(«заКЛЮЧенных») – в период политических волнений
там до 300 человек внезапно расставались с жизнью.
Что же нейролингвистическое программирование
может дать педагогике или как же сфера
бессознательного, то есть субъектом не
контролируемая, может быть задействована в
педагогическом процессе? На этот отнюдь не
праздный вопрос книга, к сожалению, не дает
ответа.
В книге под столь интригующим названием мы
встречаем простейшую «биологизаторскую»
утилитарную классификацию перцептивных
возможностей учеников по трем модальностям:
зрительной, слуховой и тактильной. Да уж,
воистину не все простое гениально! Если в
образовательной системе Эльконина–Давыдова
периодизация психического развития ребенка
базируется на понятии ведущей деятельности, то
педагогика НЛП по Гриндеру и Лойд выявляет в
ученике его ведущую модальность восприятия. А
дальше также элементарно: «аудиалу» нужно давать
учебный материал с максимальным количеством
«притопов и прихлопов», перед «визуалом» нужно
больше двигаться и употреблять лексику,
апеллирующую к зрительной теме, ну а
«кинестетика», как вы уже догадались, необходимо
почаще касаться в процессе преподавания и также
стараться, чтобы учебные действия
сопровождались разного рода движениями ученика.
Обычные методические уловки учителя. Какое же
отношение это имеет к процессу
нейролингвистического программирования? Авторы
книги без лишних оговорок настаивают на том, что
все слова, связанные с темой слуха, звука и сама
форма произнесения таких слов оказывают
«ключевое» (по терминологии НЛП) воздействие на
учеников всех трех групп. Особое построение речи
учителя и его манера поведения на уроке способны
улучшить восприятие материала учениками – вот
основная весьма немудреная идея книги.
Усиливать педагогическое воздействие именно в
той модальности, которая доминирует у ученика,
предполагается в первую очередь с
учениками-неудачниками. Интересно, что под
школьным конвейером авторы книги подразумевают
основную школу, а под коридором – одновременно и
коррекционные группы, и второгодников, и даже
спецшколы. Такое вот НЛП для «коридора».
Авторы книги ни один раз делают довольно нелепые
ссылки на прежний опыт НЛП: в главе «Стратегия
извлечения последовательности модальностей» в
качестве базисного учителю предлагается опыт
нейро-лингвистического программирования
«босса» в условиях офиса. «Начинайте с общих
вводных предложений: “Босс, прекрасно, что вы
заглянули ко мне во время подготовки, чтобы
обсудить идею о том, как…”. Предложите вопрос с
“недоступной” (то есть бессмысленной,
“программной”, ориентированной на определенную
перцептивную модальность. – Прим. Д.Ч.)
информацией. Пауза перед началом ответа будет
включать один или несколько нейрологических
индикаторов. Последовательность их проявления
указывает на действительную последовательность
извлечения информации. Например, начальник
смотрит вверх, а затем произносит: “Гм, так”. Эта
последовательность – визуально-аудиальная»
(стр.41).
Можно только позавидовать той простоте и
прямолинейности, с которыми извлекают из
разового и, возможно, воображаемого опыта свои
псевдонаучные выводы авторы книги. Помимо
картины фиктивного пилотного НЛП-диалога перед
нами неожиданно возникает и характерная лексика
рутинного разговора из какого-нибудь
голливудского блокбастера. Очень хочется
спросить: «Они что там, все
занейролингвопрограммированные?».
Удивительно, что такой вопиющий пример
механицизма в психологии и педагогике, каковым,
несомненно, является данная книга, издан
Институтом общегуманитарных исследований. Вот
уж чего в книге нет, как у энэлпистов говорится –
«ни ключа», так это гуманитарного подхода к
проблеме школьного обучения. Книга выстроена как
обыкновенная методичка, в которой по ходу
конкретно-методического, практического
осведомления педагога излагается теория и
тезаурус НЛП.
Книга может быть полезна, на мой взгляд, только
как проблематизация, как приглашение учителя к
наблюдениям за перцептивными феноменами в
ученической среде. Хотя соблазн воспользоваться
классификацией и дальнейшими объяснительными
тенденциями НЛП (повторяю, представленными
далеко не лучшим образом) будет велик.
…А для работы с «коридорными» (по Гриндеру)
детьми лучше все-таки вооружиться такими
инструментами, как культурно-историческая
концепция Л.С.Выготского или образовательная
теория Эльконина–Давыдова, а также не
пренебрегать своим педагогическим опытом.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|