УЧЕБНИКИ No 64
Популярная история мифологии
ДОБРОВА Е.В.
Популярная история мифологии.
М.: Вече, 2003
Елена Доброва следует
определению мифа, данному
М.И.Стеблиным-Каменским. Он утверждал, что миф –
это «повествование, которое там, где оно
возникало и бытовало, принималось за правду, как
бы оно ни было неправдоподобно». Как
подчеркивает Доброва, те же античные мифы – это
высокохудожественные литературные памятники,
которые практически в неизменном виде дошли до
наших дней». Книга представляет собой
своеобразный учебник мифологии, где сначала
излагается теория мифологии, а затем критически
характеризуются мифы главнейших исторических
народов: Древнего Египта, народов Месопотамии,
Древней Греции и Рима (античная мифология
разобрана особенно подробно), индийцев, иранцев,
славян, кельтов, германцев, скандинавов,
китайцев, японцев, индейцев Центральной и Южной
Америки и австралийцев. Каждый из этнических
сводов мифов, несмотря на повторяющиеся сюжеты,
обладает неповторимым своеобразием. Как
отмечает Доброва, «мифы представляют собой не
просто наивные сказки древних, в них заключена
историческая память народов, они проникнуты
глубоким философским смыслом». Поэтому они
помогают не только ребенку, но и взрослому
человеку приобщиться к общечеловеческой
мудрости. Первые попытки изучения мифологии
автор относит еще к античным временам. Наукой же
это изучение стало только в XVIII веке, когда
итальянец Джамбаттиста Вико в «Основаниях новой
науки» дал первую философию мифа. Он полагал, что
«божественная поэзия» мифов связана с
чувственной конкретностью, эмоциональностью,
богатством воображения, благодаря которым
предметы окружающего мира наделяются
человеческими свойствами. При этом суть явления
заменяется эпизодами, т.е. повествованием. Одним
из первых научных истолкователей мифа стал
Генрих Гейне, утверждавший, что посредством мифа
первобытный человек пытался осмыслить
окружающий мир, поскольку еще не усвоил
абстрактные понятия для объяснения
катастрофических явлений природы. Эти явления
вызывали у него религиозный трепет. Подобное
состояние побуждало трансформировать реальную
действительность в фантастические образы,
выливавшиеся в повествовательную форму мифа. В
книге Добровой кратко изложены все основные
существующие теории мифа, вплоть до теорий А.Ф.
Лосева, М.М. Бахтина, В.В. Иванова, В.Н. Топорова и
др. Сама исследовательница считает, что «на
протяжении двух с половиной тысячелетий так и не
было найдено исчерпывающего определения
мифологии. Стройной и непротиворечивой теории
мифа до сих пор не существует, и эта проблема
продолжает оставаться в центре внимания ученых».
Вместе с тем автор книги попыталась выделить те
положения, или постулаты, относительно мифов, с
которыми согласно большинство исследователей.
Во-первых, в первобытном обществе мифы, тесно
связанные с магией и обрядами, служили средством
поддержания природного и социального порядка.
Во-вторых, мифологическое мышление обладает
психологическим и логическим своеобразием.
В-третьих, мифотворчество – это символический
язык описания мира. В-четвертых, черты
мифологического мышления могут встречаться не
только в первобытных, но и в современных
культурах. И в-пятых, мифы как преобладающий
способ мышления может встречаться не только в
архаических, но и в современных культурах,
особенно в литературе и искусстве. На мой взгляд,
положения о мифологическом мышлении нуждаются в
следующем уточнении. Мифологическое мышление не
является каким-то особым видом мышления,
отличающимся от рационального или логического
мышления современного человека. Иначе бы
пришлось признать принципиальное различие
строения мозга человека в древности и в наши дни.
Различия же первобытного и современного
мышления объясняются разной суммой информации,
которой обладал человек на заре своей истории и в
наши дни.
Доброва выделяет мифы о животных, тотемические
мифы, солярные, лунарные и астральные мифы,
календарные мифы, в том числе аграрный миф об
умирающем и воскресающем боге, космогонические и
антропогонические мифы, которые, в свою очередь,
делятся на эволюционные и содержащие идею
творения. На сравнительно поздней стадии
развития возникают эсхатологические мифы.
Отдельно можно выделить мифы о происхождении
огня, ремесел, орудий труда, земледелия, а также о
происхождении социальных норм, обычаев и
обрядов. При этом в отдельных этнических
мифологиях могут преобладать различные группы
мифов. Жаль, что к книге не приложен указатель
мифологических персонажей и сюжетов. Он бы очень
пригодился.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|