УЧЕБНИКИ No 64
Школа и религия: опыт Франции
Стоит или не стоит вводить религиозно
ориентированные предметы в курсы средних школ?
Этот вопрос в последние полгода стал одним из
самых дискутируемых в образовательных кругах, и
в ходе споров оппоненты уже не раз обращались к
европейскому опыту. И особый интерес в этой связи
вызывают отношения между государством,
конфессиями и школой во Франции – стране, где
история проблемы насчитывает более двух
столетий.
Поэтому прошедшая в Государственном центре
современного искусства лекция на тему «Какое
место должна занимать религия в школе?»,
организованная Французским культурным центром,
Французским университетским колледжем и
журналом «Неприкосновенный запас», оказалась
более чем актуальной. И хотя лектор – социолог,
профессор социологии Университета Бордо,
научный руководитель Высшей школы социальных
исследований Франсуа Дюбе – старался не
выходить за пределы чисто французской тематики,
актуальности меньше не становилось.
Профессор Дюбе начал с довольно известной
истории становления во Франции светской школы в
эпоху Третьей республики. Несколько раз он
отметил, что неверно было бы путать движение за
светскую школу, т.е. движение антиклерикальное, с
борьбой против религии вообще. Антиклерикальную
позицию в вопросе об отношениях государственной
школы и церкви занимали не только атеисты –
против католического влияния, которое
ассоциировалось с крайним консерватизмом
монархии Бурбонов и Второй империи, выступали и
деисты, и агностики, и протестанты, и атеисты, и
даже многие католики, отстаивавшие идеи свободы
совести. В результате этой борьбы уже в начале XX
века церковь в основном смирилась с положением
вещей, при котором в государственной школе
какое-либо преподавание религии было строжайше
запрещено, при этом сохранялась католическая
школа, но только как частная. Однако и она с
течением времени становилась «все более частной
и все менее католической», конфессиональный
аспект постепенно уходил на второй план. Уже
ближе к нашему времени, в последней трети XX века,
католичество стало восприниматься все больше
как традиция, национальная и культурная, а
католические школы – как часть этой традиции.
Между тем число посещающих церкви католиков все
уменьшалось, религиозность французов падала,
католичество окончательно перестало быть
значимой политической силой. Социологи стали
говорить о дехристианизации, французское
общество в целом стало светским, и казалось,
прежние проблемы ушли в прошлое.
Но вскоре появились новые.
Во Франции сейчас живут более двух миллионов
мусульман. Дети из мусульманских семей ходят в
обычные государственные светские школы, где они
требуют уважения и внимания к своим религиозным
практикам. В особенно резкой форме эта проблема
оказалась сформулирована в споре о том, имеют ли
право девочки-мусульманки носить в школах платок
– знак их религиозной принадлежности. Для них
это символ их религиозной и национальной
идентичности, а для французской школы – это
нарушение ее светского характера. Ожесточенные
споры о платке в Европе идут и сейчас. Сам
профессор Дюбе считает, что мусульманам должно
быть предоставлено требуемое ими право – именно
как свидетельство уважения к любой религии и
отсутствия предпочтений в светской школе:
христианам-то для выражения их религиозной
принадлежности платок надевать не требуется (уже
после окончания лекции на эту тему из зала
последовал ехидный вопрос: волновали ли
французское общество все эти проблемы, связанные
с соблюдением прав меньшинств, если бы мусульман
во Франции было 200 человек, а не два миллиона? На
это у г. Дюбе четкого ответа конечно же не
нашлось…).
Еще одна современная проблема французской школы
связана с тем, что за годы существования светской
школы преподаванию религиозной культуры даже в
светском духе уделялось слишком мало внимания.
Считалось, что соответствующие знания дети и так
смогут получить за пределами школы: в семье, в
церкви и т.д. Но в итоге оказалось, что многие
французы теперь толком не могут объяснить, что
такое Пасха и что именно христиане празднуют в
этот день. Очевидно, что если школа – светская
школа – не возьмет на себя функцию передачи
знаний о христианстве и его истории, это может
привести к обеднению национальной культуры.
Но как же в светской школе изучать религиозную
традицию? Если это делать в полном соответствии с
требованиями светскости, то тогда следует
говорить только об истории религии, причем так,
что о Новом Завете и о древнегреческих мифах
будет рассказываться с одинаковых позиций, без
приоритета одного над другим. Церковь конечно же
боится такого развития событий: ведь тогда о вере
в школе не будет говориться ни слова, религия
будет изучаться только с историко-культурных
позиций. С другой стороны, иерархи понимают, что
без преподавания соответствующих тем в
государственных школах влияние католичества
будет сокращаться еще быстрее. Вопрос
приобретает тем большую остроту, что в школе
должно изучаться не только христианство, но и
ислам, и иудаизм, а среди учеников находятся и
католики, и протестанты, и иудеи, и мусульмане, и
неверующие. И если отдать приоритет какой-либо
одной конфессии, то это может привести к крайне
тяжелым социальным последствиям. Выход один –
нейтральность преподавания, которую светская
школа в состоянии обеспечить. Проблема, как ее в
завершение своей лекции сформулировал профессор
Дюбе, звучит для уха отечественного
интеллектуала парадоксально: преподавание
религиозной истории и культуры ради сохранения
светской традиции.
Естественно, столь знакомые для российского
слушателя темы не оставили аудиторию
равнодушной.
На вопрос известного московского учителя
истории Леонида Кацвы о возможности
преподавания во французской школе
представителей церкви профессор Дюбе ответил:
«Во Франции это привело бы страну в состояние
гражданской войны».
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|