Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №39/2003

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
РОДИТЕЛЬСКИЕ УРОКИ 

Светлана ПОПОВА

Поучительная история из “Книги ужасов”

Сборник сказок может стать для родителя «Книгой ужасов». Он снится ночью, вспоминается на работе, от него невозможно отвязаться.
Всякий божий вечер родитель, как каторжник, выдает дословно один и тот же надоевший до чертиков текст. «А вот жила на болоте жаба…» В голосе у родителя муть и морок, ему б поспать минуточек 120… А ребенок готов внимать сколь угодно долго – час, два, до утра.
И счастье родителю, если ему дозволяется делать это по книжке! Потому что все сокращения, изменения и отклонения в сюжете встречаются негодующим воплем. А когда канонического варианта истории нет? Вы ее на ходу сочинили и за день сто раз уже забыли. Нет, требуется «как в тот раз».
Невозможно предугадать, на что «западет» ребенок: «Вредные советы» Остера, или «Красная шапочка», или ваш рассказ о том, как вы нашалили в детстве. Дело случая.
Не раздражайтесь. Каждый родитель прошел пытку устным словом, повторяя до идиотизма «пригорюнился заяц, да делать нечего».
Большим подспорьем может стать проигрыватель с пластинками. Но и звучание «Карлика Носа» сороковой раз за сутки побуждает папу с мамой колотиться головами о стены.
В течение дня ребенок набирается «радости новизны», а вечером ему хочется «радости узнавания». Возможно, детям нужно убедиться в стабильности и непоколебимости дома. За день было много нового, и непонятного, и даже страшного. Мамин голос успокаивает привычным и ясным: все нормально, все правильно, все будет хорошо. «Если кто настоит на теплой воде воробьиный камень, тот два года не будет пить и начнет говорить по-птичьи…»
Бывает, что ребенок не принимает никаких новых книг и историй – давай ему жабу, и все тут! Можно исхитриться. Скажите: сначала мы читаем одну или две новые сказки. Но закончиться все должно родной жабой!
Ну а поскольку мыслящий родитель всюду тщится насадить воспитательный момент, можно и поиграть. Если, конечно, ваш воспитуемый согласится. Часть истории рассказываете вы, часть малыш. Или вы нарочно делаете ошибки (меняете глаголы, прилагательные, имена персонажей, географию, что угодно), а ребенок ловит вас на неточностях и поправляет. Делайте вид, что забыли слово, поворот сюжета, пусть вам подсказывают. Или можно вместе изменить продолжение истории, попробовать от камня идти не туда, где «сам пропадешь», а туда, где «коня потеряешь». Но это возможно только если подобные вольности не вызывают у ребенка огорчения и слез.
Много-много лет стругает свое бревно Папа Карло, Золушка носит обувь на размер больше, а Кай складывает из льдинок слово «Вечность». Нет детства без этих имен. Не ленись, родитель, не засыпай, рассказывая. Неизвестно почему, но это очень важно. Сказка может надоесть, ее тут же сменит другая. Такая же навязчивая и фанатично любимая. И от души желаем вам, чтобы это было не «жил-был царь, у царя был двор, на колу висело мочало, не начать ли сказочку сначала?». Мне тут выпало счастье уложить спать одного ребеночка… Умом покоситься можно!
А потом вашему ребенку исполнится 15 лет и выяснится, что ни одной сказки, что вы так покорно и многократно излагали, он не помнит. Но это уже не будет важно. Потому что вы давно друзья.
Но не забывайте сказок сами, у вас еще будут внуки. И еще придется выдать вечное и неунывающее: «…А вот жила на болоте жаба….»


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru