Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №39/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ 
 

Михаил ПОЛЯКОВ,
Светлана КИРИЛЛОВА

Пока все огрехи удалось ликвидировать...

О первых днях проведения ЕГЭ и о проблемах, которые могут возникнуть в ходе экзамена, говорит заместитель директора Центра тестирования Министерства образования РФ Михаил ПОЛЯКОВ.

– Мы уже писали о том, что для организаторов ЕГЭ Центр тестирования составил конкретную инструкцию. Она в том числе позволяет устранить нештатные ситуации на экзамене. Известно, что в регионах будет действовать и своя локальная инструкция для проведения ЕГЭ. Какова она? Как будут разрешаться противоречия между этими двумя документами?

– Регионы не смогут сделать свою инструкцию по проведению ЕГЭ, проигнорировав нашу. Другое дело, что в нашей инструкции существует ряд пунктов, которые невозможно сделать едиными для Якутии или Калужской области, – это несравнимые регионы. Поэтому пилотным регионам дано право более конкретно сформулировать данные отдельные пункты инструкции, например в Пермской области. Наша инструкция предполагает, что организаторы ЕГЭ не должны быть штатными преподавателями тех школ, на базе которых сформированы пункты по проведению экзамена. В ту же инструкцию нам пришлось внести дополнительный пункт, которым мы делаем исключение и разрешаем использовать труд штатных преподавателей в малонаселенных регионах, где могут возникнуть большие сложности с подвозом преподавателей в пункты проведения ЕГЭ. В Пермской области, например, издали собственное положение, которым исключили такую возможность.

– Значит, регион просто ужесточил вашу инструкцию – и не в свою пользу?
– Да, и это нас порадовало. Я был на совещании в Перми, где кое-кто даже выступал с критикой своего руководства: вы, говорили выступавшие, сделали на ЕГЭ даже более жесткие требования, чем министерство. Я в своем выступлении тогда сказал, что могу только приветствовать такие начинания на местах. Действительно, мы в Москве должны выпустить унифицированный документ, а руководству на месте ситуация виднее.

– Известно, что в конце апреля почти во всех пилотных регионах России – за исключением Красноярска и Самары – прошел пробный ЕГЭ. Его результаты оказались очень низкими. Средний балл на этом «пробнике» фактически 29 (вместо положенных 50). После этого ни один из испуганных регионов не попытался отказаться от участия в ЕГЭ?
– Нет, ни один. Вы знаете, когда Центр тестирования готовился к этому пробному экзамену, мы не питали иллюзий, что мотивация выпускников будет такой же, как и на настоящем, «боевом» ЕГЭ. Видимо, низкие баллы во многом объясняются тем, что школьники не приняли «пробу» всерьез. Тем не менее мы на это пошли. Все-таки ученики ознакомились, как сдавать ЕГЭ, а все технические службы попробовали свои силы.

– Центр тестирования – это головная организация по проведению ЕГЭ. Все организационные и технические проблемы будут стекаться именно к вам. Пока работа технических служб в регионах Центр тестирования удовлетворила?
– Однозначно сказать сложно. Пока к нам из регионов не поступило никаких нареканий. Все работают достаточно четко. Но пробный экзамен выявил ряд проблем, в том числе с программным обеспечением, которое поставлялось фирмами-поставщиками по тендеру, объявленному Министерством образования. Были огрехи и в программных продуктах нашего производства. Все проблемы, которые всплыли на пробном экзамене, нам еще до начала ЕГЭ удалось ликвидировать.

– В прошлом году некоторые пилотные регионы не могли начать обработку заданий из-за случайного отсутствия в комплекте оборудования красных ламп. Надеюсь, на ЕГЭ с оборудованием на этот год все в порядке?
– Большинство проблем, которые высветились на пробном экзамене, в регионах удалось решить совместно с нами. Для этого и нужен был «пробный» ЕГЭ. Пока мы знаем, что в регионах идет обработка заданий ЕГЭ и ситуация достаточно спокойная.

– Уже известно, что ни в одном регионе результаты пробного ЕГЭ нельзя будет сравнить с результатами настоящего ЕГЭ. Между тем иметь такие результаты было бы очень важно – по ним понятно, где ребятам помогали сдать ЕГЭ взрослые. Однако Министерство образования получить такую информацию, судя по всему, не очень стремилось…
– Да, как известно, наш центр готовит КИМы только для централизованного тестирования. КИМы для ЕГЭ мы получаем из Министерства образования Российской Федерации. Оно предоставило нам для пробного ЕГЭ такие КИМы, по которым не предполагалось проводить шкалирование и выставлять тестовый балл, то есть такой балл, который выпускники и будут получать в результате ЕГЭ. На пробном экзамене школьники получили не тестовый балл, а фактические данные о количестве верно или неверно решенных заданий.

– Министерство, очевидно, объяснило это тем, что на пробных экзаменах у детей все равно не будет мотивации решать задачки, да и вам не надо будет проводить трудоемкую работу по шкалированию данных?
– Этот вопрос надо бы задать авторам и разработчикам КИМов. Центр тестирования приложил все усилия, чтобы тестовые задания на пробном экзамене можно было отшкалировать. Мы были единственными, кто высказывался за проведение пробного ЕГЭ по технологии, максимально приближенной к технологии настоящего ЕГЭ. Хотя, я думаю, не только руководителям образования в регионах, но и самим детям было бы полезно знать, как выглядели бы их результаты по стобалльной шкале.

– Известно, что несколько регионов рискнули – впервые за время эксперимента – заявить у себя экзамен по литературе. Над КИМами по литературе в прошлые годы одни смеялись, другие – ими возмущались. Однако соответствующий экзамен все-таки начался. Что говорят регионы о качестве КИМов по литературе?
– Центр тестирования не несет ответственности за качество КИМов для ЕГЭ. Мы осуществляем только организационно-технологическое обеспечение экзамена.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru