Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №39/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ 
 

Чем дольше продолжается эксперимент по введению единого экзамена, тем меньше он похож на эксперимент. Это скорее маленькая победоносная война в образовании, где о жертвах и потерях заботятся меньше, чем о сроках заранее назначенных побед и оптимистических рапортах. А между тем идея поиска новой формы аттестации не так плоха, она могла бы оказаться полезной и для детей, и для школы... Почему же ведомство взяло за основу самую неудобную для детей и школы модель и с упорством, достойным лучшего применения, воплощает ее в жизнь? Все очень просто. Чиновникам прежде всего нужен инструмент для контроля над всеми ступенями образования – и ЕГЭ подходит для этого как нельзя лучше. Вот почему, несмотря на все возражения, ведомство не желает ничего менять в своем “эксперименте”. Вот почему на первый план для него выходят не педагогические, а чисто управленческие задачи: оптимизация федеральных затрат, контроль качества образования, а также борьба со злоупотреблениями... Сегодня, когда начинается третий год “войны за ЕГЭ”, когда ведомство торжественно рапортует о завоеванных территориях и сдавшихся в плен вузах, похоже, думать о детях никто не собирается. Не до того, ведь образовательное сражение в самом разгаре! Но вспомнят ли о них чиновники, когда отпразднуют свою окончательную победу?

Ольга ДАШКОВСКАЯ

ЕГЭ строгого режима, или Как бороться с махинациями

Поскольку в первые же дни разгорелись скандалы вокруг готовых ответов на вопросы ЕГЭ, помещенных предприимчивыми гражданами на различных интернет-сайтах, тема пресс-конференции министра образования Владимира Филиппова и его первого заместителя Виктора Болотова, состоявшяся в РИА “Новости”, была предопределена: борьба с махинациями в период проведения ЕГЭ.

По словам В.Филиппова, технологии организации эксперимента являются самой надежной защитой против интернет-мошенников: пакеты с бланками заданий комплектуются в Москве для каждой школы страны, а сведениями о распределении этих материалов по конкретным учебным заведениям не обладает ни один человек, включая сотрудников Министерства образования и самого министра. Поэтому бессмысленно тратить деньги на покупку ответов, не имеющих никакого отношения к реальным КИМам.
Что же касается визы руководителей ведомства на этих псевдоответах к псевдозаданиям, то ни министр, ни его заместители таких подписей никогда не ставили.
С точки зрения права интернет-фальшивки можно расценивать как мелкое хулиганство, в борьбе с которым не требуется помощь УБЭП, ФСБ и прокуратуры, как это предполагалось ранее. Специалистов этих ведомств Министерство образования намерено привлечь для разработки поправок к законодательству, устанавливающих уголовную ответственность за различные нарушения в период проведения ЕГЭ.
Например, в Египте только за попытку несанкционированного доступа к документам ЕГЭ можно угодить за решетку на 25 лет. Поэтому утечки информации на родине Хеопса и Клеопатры не боятся.
В.Филиппов назвал такие меры оправданными: по его словам, “ЕГЭ – это святое” и тот, кто посягает на чистоту эксперимента, должен понести серьезное наказание.
В Китае действует инструкция, запрещающая ведение строительных и других шумовых работ в день экзамена.
В России для охраны порядка и безопасности во время ЕГЭ, как и во время любого массового мероприятия, будут привлекаться сотрудники милиции.
А с целью охраны информации с помощью специалистов ФАПСИ, Центризбиркома будет создана структура, призванная контролировать все процедуры проведения ЕГЭ – от процесса соcтавления и хранения КИМов до их доставки в школы.

Нововведение нынешнего года – сканирование заданий части С не только после проверки, как это делалось до сих пор, но и до нее во избежание возможных вмешательств со стороны экспертов.
Другое начинание, которое руководители ведомства почему-то никак не комментировали, связано с организацией института общественных наблюдателей (контролеров) за проведением эксперимента. В этой роли могут себя попробовать журналисты, представители органов государственной власти, педагоги из других регионов, члены общественных объединений, попечительских советов и родительских комитетов при условии, что они не имеют отношения к проверяемой ими школе.
Правда, круг полномочий общественных контролеров сводится к наблюдению за вскрытием одноразового пакета с материалами ЕГЭ перед началом экзамена и... за процессом его запечатывания в самом конце.
Присутствовать в аудитории во время выполнения экзаменационной работы общественным представителям строго запрещается, поскольку это расценивается как вмешательство в ход проведения ЕГЭ.
“Когда разбогатеем, повесим в каждом классе видеокамеры, транслирующие все, что происходит внутри”, – пообещал В.Болотов.
А пока одной из гарантий чистоты эксперимента является присутствие в аудитории учителей из других школ и преподавателей вузов, не являющихся специалистами по данному предмету.
В идеале через несколько лет десятки тысяч вариантов КИМов будут открыто выставлены в Интернете по аналогии с публикацией открытого списка тем сочинений и заданий по математике для школьных выпускных экзаменов.
Не исключено, что в следующем году участникам ЕГЭ будет разрешено использовать справочную литературу, но список ее будет не произвольным, а единым для всех.
Подводя итоги разговора о борьбе с нарушениями в ходе проведения эксперимента, В.Болотов отметил, что главная проблема ЕГЭ – кадры, как это ни банально звучит. Чистота эксперимента целиком и полностью зависит от людей, ответственных за его подготовку и проведение.
В этом году в ЕГЭ участвуют 928 ссузов и 464 вуза, включая филиалы, находящиеся в ведении 20 различных министерств, за исключением силовых. Министерству образования еще предстоит разработать особые правила приема для поступления в вузы культуры, искусства, физической культуры и спорта, МФТИ и Бауманский.
В этом году в списке вузов, принимающих сертификаты ЕГЭ, – 16 московских и более 30 санкт-петербургских, в том числе 18 негосударственных. А среди государственных – МГИМО, РУДН, Высшая школа экономики, Финансовая академия при правительстве РФ...
Все вузы Министерства образования пилотных территорий осуществляют прием не менее чем на 50% направлений и специальностей по форме и материалам ЕГЭ.
Прием в каждый вуз по результатам ЕГЭ станет открытым: информация об абитуриентах будет опубликована в Сети.
Удастся ли выполнить это предписание министерства, пока неясно: в прошлом году разработчики федеральной базы свидетельств о результатах ЕГЭ сумели установить обратную связь лишь с 46 вузами из 117 вузов и филиалов пилотных территорий.
О вузах, не желающих вступать в эксперимент под предлогом недоверия к нему, Филиппов высказался следующим образом: «Каждый вуз сам себе доверяет больше, чем независимой системе аттестации: ведь надо помогать в поступлении детям преподавателей, губернаторов и пожарных, чтобы они лишний раз не штрафовали, надо помогать “воспитанникам” репетиторов из этого вуза».
Последние, по примерным подсчетам министра, занимают 300 тысяч из 360 тысяч бюджетных мест в вузах.
«Поэтому решение о введении ЕГЭ мы будем принимать не с учетом мнения ректоров или директоров школ, а с учетом интересов учеников и родителей, хотя бы потому, что их гораздо больше и именно для них работает система образования», – заявил Владимир Филиппов.
А введение ЕГЭ, по убеждению министра, экономически выгодно не только юношам и девушкам из Сибири и Дальнего Востока, получающим возможность поступить в столичные вузы, не приезжая в Москву, но и государству в целом.
Совокупные расходы федерального центра и пилотных регионов на проведение эксперимента в этом году составят 500 млн рублей. Причем большая часть затрат связана с приобретением компьютерной техники для регионов, которая используется не только для ЕГЭ.
По подсчетам экономистов, ЕГЭ примерно в три раза дешевле традиционных экзаменов. Кроме того, благодаря ЕГЭ увеличиваются шансы получить признание российских аттестатов об общем образовании международным сообществом. В настоящее время идет обратный процесс – один за другим расторгаются договоры со странами бывшего соцлагеря, а в числе признающих наши «корочки» остались лишь страны Африки.
В 2004 году к 47 пилотным регионам присоединится часть московских школ.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru