ОТЧЕТЫ И ПЛАНЫ
С чем парламентарии заканчивают
весеннюю сессию?
В Комитете по образованию Думы
подводят итоги работы
До конца весенней сессии
Государственной думы остался месяц. Комитетом по
образованию и науке было проведено немало
мероприятий, однако главный показатель
деятельности депутатов – принятые законы. О
рассматриваемых законопроектах «ПС» регулярно
рассказывает читателям. Что же осталось в
портфеле образовательного комитета к концу
сессии?
На сегодняшний день комитет является
ответственным за 33 законопроекта и
соисполнителем по шести законопроектам.
Два из имеющихся законопроектов комитет
надеется рассмотреть на пленарном заседании еще
до ухода Думы на летний отдых. Это президентский
законопроект об изменении порядка
финансирования общего образования (о переводе
школ на баланс регионов) и законопроект о
стандарте общего образования. Первый из них
имеет все шансы быть принятым Думой, поскольку
внесен президентом. Но с учетом того, что Комитет
по образованию стремится внести в текст поправки
об установлении федеральной финансовой
ответственности за финансирование школ в рамках
образовательного стандарта, принятие закона
может быть отложено: без положительного отзыва
правительства Дума провалит законопроект. В этом
случае перевод школ на бюджеты регионов в 2004 году
может не состояться, так как это решение должно
быть принято до формирования федерального и
консолидированного бюджетов. Принятие
законопроекта о стандарте общего образования
сопряжено с аналогичными проблемами: статьи о
финансовом нормативе и ответственности
государства за финансирование стандарта до сих
пор не согласованы с правительством. В итоге
школа может вновь остаться без финансового
норматива и методики его определения. Успех этих
двух законопроектов во многом зависит от умения
руководства комитета найти общую позицию со
специалистами правительственного отдела
образования.
Еще несколько законопроектов находится под
грузом президентского вето («Об образовании лиц
с ограниченными возможностями здоровья»,
отклоненный четыре года назад; «О дополнительном
образовании», отклоненный в августе 2001 года;
законопроект о введении единовременного пособия
к началу учебного года гражданам, имеющим детей
школьного возраста, внесен в Думу еще в 1998 году
депутатом Тамарой Плетневой). Принятие этих
законопроектов потребовало бы значительного
увеличения финансирования.
С 1995 года в Государственной думе завис
законопроект «О порядке определения размеров
средней ставки и должностного оклада работников
образовательных учреждений» (о ежегодном
увеличении заработной платы на 10% и доведении ее
до уровня средней в промышленности). В 1998 году
этот законопроект в новой редакции принят с
учетом предложений президента. Сейчас комитет
намерен на его основе внести законопроект «Об
основах отраслевой системы оплаты труда
работников образования».
В связи с принятием законов, регулирующих те же
вопросы, комитет рекомендует отозвать
законопроект «О внесении изменений в статьи 39, 41
и 43 Закона «Об образовании», законопроект о
снятии ограничения 50-процентной квоты на
подготовку в вузах по договорам. Комитет также
рекомендует депутату Валерию Драганову отозвать
законопроект о введении интегрированной формы
освоения профобразования. Комитет также считает
целесообразным отклонить законопроект
Московской областной думы (об отнесении арендных
услуг образовательных учреждений к
непредпринимательской деятельности),
законопроект Тамары Плетневой о ежегодном дне
встречи выпускников. Предложено отозвать
законопроект о введении порядка аттестации
филиалов вузов отдельно от головного вуза.
Положительные отзывы правительства получены на
проект о компенсационных выплатах на питание
учащимся начальных классов и на альтернативный
проект о снятии 50-процентной квоты на платное
обучение в вузах.
В качестве заявки на рассмотрение
законопроектов на пленарных заседаниях в начале
осенней сессии Комитет по образованию назвал
только четыре законопроекта. Это альтернативные
проекты «О федеральном комплекте учебников для
образовательных учреждений» (отзыв
правительства отрицательный) и «Об издании
учебной литературы и обеспечении ее
доступности» (внесен в 2000 году, отзыв
правительства отрицательный). Также это
законопроект Волгоградской областной думы о
юридической самостоятельности ученических
предприятий (отзыв правительства отрицательный,
авторам предложено его доработать) и проект
закона «О внесении изменений в статью 56 Закона
«Об образовании» (об исключении возможности
увольнения педагогического работника за
повторное грубое нарушение устава; депутаты пока
не определились с отношением к этому проекту, но
положительное заключение правительства уже
имеется).
Совсем недавно в Государственной думе прошла
выставка о работе ее аппарата. Представленная на
ней схема прохождения законопроекта через Думу,
Совет Федерации, правительство, президентскую
администрацию выглядит невероятно сложно и
громоздко, однако она составлена в соответствии
с законом. Тем не менее всякий раз
безответственно внося законопроект в Думу,
авторы многих бессмысленных инициатив обрекают
на огромную работу всю цепочку специалистов
различных инстанций, вынужденных рассматривать
законопроект. Растет гора бумаг в Думе.
Избирателям накануне выборов преподносятся
обширные результаты труда депутатов. Каков же
выход? У истока законодательной инициативы
одновременно с депутатом всегда должны работать
не только грамотные юристы, но и
заинтересованные представители
профессиональной, в нашем случае
образовательной, общественности.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|