Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №39/2003

Первая тетрадь. Политика образования


КРУГ ВОПРОСОВ 

Александр АДАМСКИЙ

Единый государственный...
Стресс

В чем бы ни измерялась цена ЕГЭ, в деньгах или потраченных нервах, она все равно окажется непомерно высокой

Почему родители до сих пор молчат? – спрашивают меня каждый раз учителя и директора, когда речь заходит о едином экзамене.
И правда: родители пока послушно терпят неудобства и накладки, связанные с экзаменом. Может быть, потому что большинство из них всерьез эту затею не воспринимают и все равно уже отложили определенную часть денег, рассчитывая не на результаты экзаменов, а на то, что вступительный взнос окажется сильнее знаний. Тем более что многим очевидно: по результатам ЕГЭ невозможно поступить ни в сильные вузы, ни на престижные факультеты.
Однако, если в этом го-
ду повторится гонка с заполнением аттестатов в последний момент, а вероятность слишком большая, что так и будет, потому что обработанные результаты пришлют в регионы лишь 23 июня, а выпускной вечер и вручение аттестатов запланированы на 25 июня, родители будут в ярости...
Но чиновники по-прежнему убаюкивают себя прекраснодушием замысла:
– Как, неужели вы не понимаете, что мы уравниваем шансы дочки учительницы из Якутии и сына московского олигарха; у кого нет денег поехать в Москву, поступят прямо из чувашского села, а двойной стресс уступит место одноразовому…
Не уступает.
Большинство выпускников сдают ЕГЭ, а потом и вступительный экзамен.
...Уже истрачены миллиарды рублей: в среднем городе на юге России из бюджета выделяется 10 миллионов
на ЕГЭ, в регионах – это сотни миллионов плюс федеральное финансирование. Эффективность на данном этапе эксперимента нужно уже оценивать числом поступивших благодаря ЕГЭ, а не измерять количеством регионов-участников. И если школу заканчивают где-то 1 миллион 300 тысяч ребят, а поступают в вузы около 70% из них, то положительными результатами эксперимента можно считать хотя бы треть поступивших по сертификатам ЕГЭ.
Если такого числа поступивших – и не просто в вузы, а в престижные, центральные, ведущие – нет, то отсюда и неутешительный вывод об эффективности эксперимента...
Исключение составляют регионы, в которых ЕГЭ комплексно связан с другими мерами по модернизации системы образования, например Самарская область. Но то, что происходит в большинстве регионов – а мы наблюдали за первой сдачей ЕГЭ 27 мая, – это стресс для всех: управленцев, учителей, детей.
И вывод, к которому приходят учителя и управленцы: дорогостоящая бессмыслица.
Владимир Нестеров, не допустивший ЕГЭ на территорию Свердловской области, вообще назвал все это административной суетой.

Кому выгодно? Никому. В очередной раз ведомство демонстрирует, что не способно быстро и системно реализовать в жизнь современную идею, не способно эффективно истратить деньги, не способно качественно изменить ситуацию.
В чем здесь дело?
Уж вроде бы и денег дали немерено: внутри Федеральной программы развития образования все направления урезали ради ЕГЭ, уже и самый мощный административный ресурс работает на это – регионы в лице губернаторов и их замов лично контролируют, чтобы все условия были созданы, и техника есть, и ФСБ работает, и послушные дети заполняют все листочки, и терпеливые родители стойко переносят тяготы и нервотрепку.
А главного результата нет: поступление не облегчается, дешевле все это не становится, а только накапливаются недовольство и раздражение, падает и без того низкий авторитет и системы образования, и самой идеи модернизации.
Есть и педагогический эффект. В школах, в которых в сентябре узнали о том, что детям предстоит ЕГЭ, в выпускных классах неузнаваемо деформировался учебный процесс.
Формальная программа, например по математике, была пройдена в фантастически сжатые сроки. Все остальное время было отдано натаскиванию на задания ЕГЭ.
Нигде в мире цена поступления в вуз не является такой высокой, как в России. Именно этим, а не тягой к знанию обусловлена рыночная стоимость успешной сдачи экзаменов.
Поэтому учителя легко пожертвовали формальной программой, а значит, хоть каким-то остатком общего образования, и, подчинившись обстоятельствам, стали «гнать ЕГЭ».
Мне рассказывали многие учителя чуть ли не со слезами на глазах, как им приходилось ломать себя и детей и тупо натаскивать ребят на разные варианты ответов.
Знаниевая, общеобразовательная школа стремительно исчезает с образовательной карты России. Но она уступает место вовсе не развитию детских дарований, или критическому мышлению, или, как теперь любят говорить, «компетенциям» – отнюдь нет. Знаниевая школа в одночасье уже почти рухнула под напором егэшного набора.
Но самое поразительное: если раньше была ситуация, в которой в школе учили одному, в вузах на вступительных экзаменах спрашивали о другом, то теперь все гораздо хуже.
В школах учат одному, на ЕГЭ надо отвечать другое, а в вузах спрашивают третье.
Кому это выгодно?
Зачем это нужно?
В дальнейших спорах мы в одностороннем порядке накладываем вето на пустые аргументы, с помощью которых нас стараются убедить в превосходстве самой идеи ЕГЭ. Хватит. Обсуждать замысел или намерения поздно.
Уже должен быть виден результат.
И надо не убаюкивать себя тем, как замечательно было бы построить мост ЕГЭ, и пить чай на одной стороне школьной реки, и смотреть, как детки быстро и ловко перебегают на другую.
Надо увидеть системные ошибки и понять наконец, что масштабные проекты переустройства школьной и прежде всего детской жизни простыми административными министерскими методами не реализуются...


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru