Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №38/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА 
КИНОПРОБЫ 

Латавра ДУЛАРИДЗЕ

Под знаком Феллини

Открывать новое и помнить великих – между этими двумя полюсами расположился Канн-2003

Главный приз Каннского кинофестиваля, вожделенную «Золотую пальмовую ветвь», на этот раз вручили американцу Гасу Ван Санту за фильм «Слон» – о взаимоотношениях подростков и жестокости молодежного социума. Пожалуй, впервые за историю фестиваля он же получил еще одну премию – за лучшую режиссуру. Так жюри подчеркнуло свой выбор, придало ему дополнительную весомость.
Приз жюри увезла иранка Самира Махмальбаф за фильм «В пять часов вечера», снятый ею в Афганистане. «Гран-при» и премию за лучшую мужскую роль получили турецкий фильм «Вдали» Нури Бильге Сейлана и актерский дуэт из него. Двумя призами отмечена и картина канадского режиссера Дени Аркана «Варварские нашествия» – за сценарий и лучшую женскую роль актрисы Мари-Жозе Кроз.
Русско-франко-немецкий фильм Александра Сокурова «Отец и сын», с вневременным и вненациональным сюжетом, как определил его сам режиссер, обойденный основным жюри, получил премию Международной федерации кинокритики с формулировкой: «За виртуозность изображения и оригинальность в изображении взаимоотношений отца и сына». Французы, в изобилии представленные в этом году в конкурсе (Тешине, Озон, Рауль Руиз и другие), покинули Канн без наград и отличий.

Однако ничего неожиданного в этих удивительных награждениях не было. Председатель жюри Патрис Шеро, театральный режиссер мировой известности, много раз участвовавший в Канне своими фильмами, в самом начале фестиваля сформулировал принципы, которыми будут руководствоваться возглавляемые им судьи: «Быть в сердце живой памяти кино, быть в контакте с фильмами, отличающимися от наших, сделать эти несколько дней полезными для размышления, чтобы по возможности понять, где находится индустрия кино, где находимся мы сами, какие истории нам должны рассказывать».
Как ни относись к распределению наград, серьезность намерений жюри 2003 года отрицать трудно. В привходящих моментах, политкорректности, пристрастиях и нервозности, на что не преминули сослаться наши журналисты, его трудно обвинить. Решения его означают лишь одно – Канн показал, что целью фестиваля является не раздача наград, а выбор, особый фокус на том, что представилось значительным и важным. Лишь время покажет, осмысленным или ошибочным был этот выбор.

Фестиваль этого года прошел под знаком итальянского кино, он был пронизан воспоминанием о Федерико Феллини, фильмы которого по-настоящему оценили именно в Канне. Официальная афиша 56-го фестиваля была посвящена его памяти, и главный лозунг звучал по-итальянски – «Viva il Cinema!». На набережной Круазетт вечерами слышалась музыка Нино Роты и Николы Пьовани из его фильмов. Так фестиваль отметил 10-ю годовщину смерти великого итальянского маэстро.
Полная ретроспектива его фильмов в обновленных копиях была показана во Дворце фестивалей в зале Бунюэля и в «Кинотеатре на пляже», куда свободно могли попасть все желающие. Чествование Феллини вышло за пределы фестиваля – в эти же дни в Париже в двух кинотеатрах зрители могли снова посмотреть его знаменитые ленты. Каннская публика увидела также несколько фильмов о его творчестве, среди них – «Двойное видение: “Сладкая жизнь” и неореализм» бельгийца Андре Дельво (1960), «Чао, Федерико!» Гидеона Бахмана (1970), «Последний эпизод» (2002) Марио Сести и «Федерико Феллини» Кармен Пиччини (2003). Свою работу с маэстро вспоминал на специальном Уроке музыки, данном во Дворце фестивалей, композитор Никола Пьовани, с ним Феллини работал после Нино Роты.
Каннский фестиваль показал, что он не только ценит свою историю, но что эта история связана с самыми значительными фильмами и художниками. Поэтому в почетной программе рядом с Феллини оказались картины Сэмюэля Фулера, Майкла Кертица, Чаплина, Калатозова. В фестивальном зале Бунюэля «Андалусским псом» начались показы восстановленных копий знаменитых фильмов – «Марсельезы» Жана Ренуара, «Спортивной жизни» Линдсея Андерсона, «Евангелия от Матфея» Пьера Паоло Пазолини, анимационного фильма Поля Гримо «Король и птица» по сценарию Жака Превера, «Приключения Робина Гуда» и «Янки дудл денди» Майкла Кертица.
50-летие награждения фильма «Летят журавли», который так и остается единственным советским фильмом, получившим «Золотую пальмовую ветвь», было отмечено показом в специальной программе реставрированной копии картины Михаила Калатозова «Я – Куба». Этот грандиозный фильм, снятый в 1964 году великим дуэтом Калатозов–Урусевский, никогда не был во французском прокате. Торжественная каннская премьера предварила выход фильма, недавно с огромным успехом показанного в США, на экраны Франции.

Благодарная память – еще одна тема фестиваля. Специальный вечер, собравший большое число французских актеров – от Сандрин Боннер и Жерара Депардье до члена жюри Жана Рошфора, был посвящен Морису Пиала, в 1987 году награжденному «Золотой пальмовой ветвью» за «Под солнцем сатаны» (в год, когда «Покаяние» Тенгиза Абуладзе получило Приз жюри и еще несколько премий), и его продюсеру Даниэлю Тоскану дю Плантье, президенту Французской киноакадемии и «Юнифранс», двум сотрудникам и друзьям, скончавшимся в начале года.
В традициях Каннского фестиваля – заострять внимание на свежем кинематографическом впечатлении, открывать новые имена, новые направления, констатировать рост. Здесь определяют качество продукции, перспективы и направления развития киноискусства и кинопроизводства, проката и планирования. Выявляют, иногда совершенно неожиданно, новые места на географической карте мира, где почему-то возникла свежая кинематографическая волна, которая, как эпидемия, на какое-то время захватит и поднимет из небытия неизвестные имена и новые образы.
Но Каннский фестиваль все чаще вспоминает прошлое, которое с каждым годом становится обширнее.
Это мудро – былым величием поверять сегодняшний день. И как всегда – поучительно.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru