КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
КИНОПРОБЫ
Под знаком Феллини
Открывать новое и помнить великих –
между этими двумя полюсами расположился Канн-2003
Главный приз Каннского кинофестиваля,
вожделенную «Золотую пальмовую ветвь», на этот
раз вручили американцу Гасу Ван Санту за фильм
«Слон» – о взаимоотношениях подростков и
жестокости молодежного социума. Пожалуй, впервые
за историю фестиваля он же получил еще одну
премию – за лучшую режиссуру. Так жюри
подчеркнуло свой выбор, придало ему
дополнительную весомость.
Приз жюри увезла иранка Самира Махмальбаф за
фильм «В пять часов вечера», снятый ею в
Афганистане. «Гран-при» и премию за лучшую
мужскую роль получили турецкий фильм «Вдали»
Нури Бильге Сейлана и актерский дуэт из него.
Двумя призами отмечена и картина канадского
режиссера Дени Аркана «Варварские нашествия» –
за сценарий и лучшую женскую роль актрисы
Мари-Жозе Кроз.
Русско-франко-немецкий фильм Александра
Сокурова «Отец и сын», с вневременным и
вненациональным сюжетом, как определил его сам
режиссер, обойденный основным жюри, получил
премию Международной федерации кинокритики с
формулировкой: «За виртуозность изображения и
оригинальность в изображении взаимоотношений
отца и сына». Французы, в изобилии представленные
в этом году в конкурсе (Тешине, Озон, Рауль Руиз и
другие), покинули Канн без наград и отличий.
Однако ничего неожиданного в этих удивительных
награждениях не было. Председатель жюри Патрис
Шеро, театральный режиссер мировой известности,
много раз участвовавший в Канне своими фильмами,
в самом начале фестиваля сформулировал принципы,
которыми будут руководствоваться возглавляемые
им судьи: «Быть в сердце живой памяти кино, быть в
контакте с фильмами, отличающимися от наших,
сделать эти несколько дней полезными для
размышления, чтобы по возможности понять, где
находится индустрия кино, где находимся мы сами,
какие истории нам должны рассказывать».
Как ни относись к распределению наград,
серьезность намерений жюри 2003 года отрицать
трудно. В привходящих моментах,
политкорректности, пристрастиях и нервозности,
на что не преминули сослаться наши журналисты,
его трудно обвинить. Решения его означают лишь
одно – Канн показал, что целью фестиваля
является не раздача наград, а выбор, особый фокус
на том, что представилось значительным и важным.
Лишь время покажет, осмысленным или ошибочным
был этот выбор.
Фестиваль этого года прошел под знаком
итальянского кино, он был пронизан воспоминанием
о Федерико Феллини, фильмы которого
по-настоящему оценили именно в Канне.
Официальная афиша 56-го фестиваля была посвящена
его памяти, и главный лозунг звучал по-итальянски
– «Viva il Cinema!». На набережной Круазетт вечерами
слышалась музыка Нино Роты и Николы Пьовани из
его фильмов. Так фестиваль отметил 10-ю годовщину
смерти великого итальянского маэстро.
Полная ретроспектива его фильмов в обновленных
копиях была показана во Дворце фестивалей в зале
Бунюэля и в «Кинотеатре на пляже», куда свободно
могли попасть все желающие. Чествование Феллини
вышло за пределы фестиваля – в эти же дни в
Париже в двух кинотеатрах зрители могли снова
посмотреть его знаменитые ленты. Каннская
публика увидела также несколько фильмов о его
творчестве, среди них – «Двойное видение:
“Сладкая жизнь” и неореализм» бельгийца Андре
Дельво (1960), «Чао, Федерико!» Гидеона Бахмана (1970),
«Последний эпизод» (2002) Марио Сести и «Федерико
Феллини» Кармен Пиччини (2003). Свою работу с
маэстро вспоминал на специальном Уроке музыки,
данном во Дворце фестивалей, композитор Никола
Пьовани, с ним Феллини работал после Нино Роты.
Каннский фестиваль показал, что он не только
ценит свою историю, но что эта история связана с
самыми значительными фильмами и художниками.
Поэтому в почетной программе рядом с Феллини
оказались картины Сэмюэля Фулера, Майкла
Кертица, Чаплина, Калатозова. В фестивальном зале
Бунюэля «Андалусским псом» начались показы
восстановленных копий знаменитых фильмов –
«Марсельезы» Жана Ренуара, «Спортивной жизни»
Линдсея Андерсона, «Евангелия от Матфея» Пьера
Паоло Пазолини, анимационного фильма Поля Гримо
«Король и птица» по сценарию Жака Превера,
«Приключения Робина Гуда» и «Янки дудл денди»
Майкла Кертица.
50-летие награждения фильма «Летят журавли»,
который так и остается единственным советским
фильмом, получившим «Золотую пальмовую ветвь»,
было отмечено показом в специальной программе
реставрированной копии картины Михаила
Калатозова «Я – Куба». Этот грандиозный фильм,
снятый в 1964 году великим дуэтом
Калатозов–Урусевский, никогда не был во
французском прокате. Торжественная каннская
премьера предварила выход фильма, недавно с
огромным успехом показанного в США, на экраны
Франции.
Благодарная память – еще одна тема фестиваля.
Специальный вечер, собравший большое число
французских актеров – от Сандрин Боннер и Жерара
Депардье до члена жюри Жана Рошфора, был посвящен
Морису Пиала, в 1987 году награжденному «Золотой
пальмовой ветвью» за «Под солнцем сатаны» (в год,
когда «Покаяние» Тенгиза Абуладзе получило Приз
жюри и еще несколько премий), и его продюсеру
Даниэлю Тоскану дю Плантье, президенту
Французской киноакадемии и «Юнифранс», двум
сотрудникам и друзьям, скончавшимся в начале
года.
В традициях Каннского фестиваля – заострять
внимание на свежем кинематографическом
впечатлении, открывать новые имена, новые
направления, констатировать рост. Здесь
определяют качество продукции, перспективы и
направления развития киноискусства и
кинопроизводства, проката и планирования.
Выявляют, иногда совершенно неожиданно, новые
места на географической карте мира, где почему-то
возникла свежая кинематографическая волна,
которая, как эпидемия, на какое-то время захватит
и поднимет из небытия неизвестные имена и новые
образы.
Но Каннский фестиваль все чаще вспоминает
прошлое, которое с каждым годом становится
обширнее.
Это мудро – былым величием поверять сегодняшний
день. И как всегда – поучительно.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|