ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА
Александр КАСИЦИН,
Анна ЮДАШКИНА
Необучаем... или нуждается в особых
условиях?
Кое-что о тонкостях медицинских
формулировок
О законах, охраняющих права ребенка-инвалида,
мы уже рассказывали («ПС» № 76, 2002 год). Но этот
важный разговор требует продолжения. Многих
родителей интересует индивидуальная программа
реабилитации (ИПР). Как ее получить? С какими
сложностями могут столкнуться ребенок-инвалид и
его семья?
Понятие реабилитации дано в статье 9
Федерального закона “О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации”:
“Реабилитация инвалидов – система медицинских,
психологических, педагогических,
социально-экономических мероприятий,
направленных на устранение или возможно более
полную компенсацию ограничений
жизнедеятельности, вызванных нарушением
здоровья со стойким расстройством функций
организма. Реабилитация инвалидов включает в
себя медицинскую, профессиональную и социальную
реабилитацию”. Определение “Индивидуальной
программы реабилитации” дано в ст. 11 того же
закона, где сказано, что ИПР – это разработанный
на основе решения Государственной службы
медико-социальной экспертизы комплекс
оптимальных для инвалида реабилитационных
мероприятий, включающих в себя отдельные виды,
формы, объемы, сроки и порядок реализации
медицинских, профессиональных и других
реабилитационных мер, направленных на
восстановление, компенсацию нарушенных или
утраченных функций организма и способностей
инвалида к выполнению определенных видов
деятельности. ИПР является обязательной для
выполнения соответствующими органами
государственной власти.
В карте ИПР подробно прописывается, в каких
реабилитационных мероприятиях, вспомогательных
средствах и специальных услугах нуждается
ребенок. Указанные в карте ИПР специальные
средства и услуги государство обязано
предоставить бесплатно.
Для получения карты ИПР нужно обратиться к
лечащему врачу с просьбой дать направление в
районное бюро медико-социальной экспертизы.
Затем пройти всех врачей, которые перечислены в
направлении, написать заявление в двух
экземплярах с указанием, в каких услугах,
спецсредствах и мероприятиях нуждается ребенок.
Программа должна быть подготовлена в течение
месяца со дня подачи заявления. Она
разрабатывается специалистами службы
медико-социальной экспертизы. Карта ИПР
заполняется в трех экземплярах. Один выдается
семье ребенка, второй в трехдневный срок
направляется в орган социальной защиты по месту
жительства, третий остается в бюро МСЭ.
Индивидуальная программа реабилитации в
принципе очень хорошая вещь, способная помочь в
отстаивании прав ребенка-инвалида. Но на
некоторые моменты, с нею связанные, следует
обратить пристальное внимание, чтобы из
помощника она не превратилась в источник
проблем.
Так, государственные власти обязаны бесплатно
предоставить ребенку указанные в карте ИПР
спецсредства и услуги, но не всякие, а только те,
которые включены в базовую (федеральную или
субъекта Федерации) программу реабилитации
инвалидов. С базовыми программами нужно
ознакомиться заранее, чтобы знать, чего
требовать.
Тонкий и деликатный момент связан с
добровольностью получения карты ИПР. Да, по
закону это дело добровольное, никто не может
заставить получать ее, если семья
ребенка-инвалида по какой-либо причине этого не
хочет. Практически карта ИПР необходима и
обязательна, если ребенок, подросток, молодой
человек намерен учиться и работать, потому что
школы и вузы не примут ребенка, не имеющего такой
карты. Больше того: сегодня уже и детские сады
требуют карту ИПР. То есть о ее получении
необходимо позаботиться своевременно. Когда вы
приметесь доказывать приемной комиссии вуза, что
она обязана допустить ребенка к экзаменам и без
карты ИПР, то закон будет на вашей стороне, но
экзамены начнутся и закончатся, а вам с ребенком
останется утешение, что по закону вы были правы.
Нужно очень и очень внимательно отнестись к
формулировке состояния и перспектив ребенка,
которую даст медико-социальная экспертиза. Если
ребенок планирует продолжать обучение, так и
должно быть написано: “Может продолжать
обучение и работать в специально созданных
условиях”. Проблема в том, что в карте
ребенка-инвалида очень часто пишут “необучаем”
и “нетрудоспособен” или не прописывают внятно,
что он может учиться. Организации инвалидов
“ИРИС” пришлось отстаивать права студента
второго курса Высшей школы экономики, который по
недосмотру приемной комиссии поступил с
неподходящей формулировкой, но его затем решили
отчислить, когда на запись в карте обратили
внимание. Хотя мальчик учился очень успешно, ему
понадобилось вынести целое сражение: “Ты не
можешь, не способен учиться!” – “Как не могу,
если учусь?” – “Не можешь! Тебе нельзя!” После
вмешательства “ИРИС” и повторной экспертизы
юноше изменили формулировку. Но с драматической
ситуацией удалось благополучно справиться
потому, что дело происходило в Москве, с
инвалидом-москвичом. Детям-инвалидам Москвы или
Петербурга легче исправить ошибку с диагнозом. В
регионах это сделать гораздо труднее.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|