Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №38/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА 
 

Александр КАСИЦИН,
Анна ЮДАШКИНА

Синдром гиперактивности

Есть ли лекарства, с помощью которых “неудобного” ученика можно тотчас превратить в самого послушного и управляемого? Есть. Но применять их категорически нельзя

Таких ребят встречал каждый педагог и хлебнул с ними маеты полной мерой.
Сосредоточиться они, кажется, просто не способны. Поработать над ошибками для них прямо-таки непосильная задача. Не видят они ошибок в собственной тетрадке – и все тут! Схватил, пробежал глазами, отбросил: “Готово, закончил!” А там – “жызнь пышла харошыя”. Не только на уроке, но и во время игр, которые требуют хоть какого-то внимания и терпения, они оказываются несостоятельны. Довести начатое дело до конца – этого вы от них не дождетесь. Впечатление такое, будто мысли ребенка витают где-то далеко и на уроке он вечно отсутствует.
Поведение таких детей отличается какой-то дерганой и суетливой, ни на что толком не направленной активностью. Они все время ерзают, «сучат» руками и ногами, вскакивают, пять минут не способны посидеть спокойно. Могут вдруг сорваться с места и посреди урока ни с того ни с сего выскочить из класса. На перемене беда: носятся взад и вперед как оглашенные, скачут по партам, лезут в драки, чуть ли на стены не карабкаются. Это они «украшают» историю школы жуткими легендами, как ученик вошел во время урока в окно класса на четвертом этаже. Приспичило ему взобраться по пожарной лестнице. Зачем? Добиться ответа невозможно. Но не потому, что ребенок молчит. Как раз наоборот. Эти дети настолько импульсивны, что выпаливают в ответ целый залп слов, даже не дослушав вопроса.
Вечно расхристанные, «рубашка наружу», они забывают и теряют все на свете, любую работу выполняют кое-как, а на уроке ведут себя или буйно и нервозно, или сонно и апатично. И в том и в другом случае внимания к уроку добиться от них невозможно.

Такое поведение называется синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Болезнь ли это? И нет ли таких таблеток, которые как по волшебству из невнимательного, возбужденного лоботряса сделали бы спокойного и «удобного» ученика?
В том-то и дело, что такие препараты есть. Международная гражданская комиссия по правам человека забила тревогу: в Англии, Австралии, Канаде, США, Мексике детям массовым образом назначают препараты, которые «излечивают» синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Что в результате? Да, дети становятся спокойнее, они уже не так вертятся на уроке и бегают на перемене. Но по утрам выстраиваются в очередь в медицинский кабинет, чтобы получить свою дозу стимуляторов, без которых уже не могут существовать.
У российских педагогов и родителей пока не сформировалась привычка советоваться с психологом во всех случаях, когда ребенок испытывает трудности в обучении. К психиатру мы обращаемся в самом крайнем случае, когда «совсем припрет». Но вера в волшебную таблетку, которая исправила бы поведение и успеваемость ученика, есть и у нас. Между тем синдром гиперактивности и ослабленного внимания лишь в редких случаях действительно является психическим отклонением, требующим коррекции с помощью психотропных препаратов. Чаще дело совсем в другом, и волшебные таблетки только вредят, так как смягчают симптомы и мешают вглядеться в суть проблемы.
Американский психиатр и невропатолог доктор Сидни Уокер, решительный противник лечения синдрома гиперактивности психотропными препаратами, напоминает, что ослабленное внимание и повышенная возбудимость – следствие педагогической запущенности и целого ряда заболеваний, которые не имеют никакого отношения к психиатрии: «Симптомы гиперактивности и ослабленного внимания могут обнаруживаться у детей, страдающих диабетом в ранней стадии и сердечными заболеваниями, подхвативших глисты, вирусные или бактериальные инфекции, получивших травмы головы, подверженных неблагоприятным экологическим факторам, страдающих аллергией и еще сотнями – да, сотнями – легких или тяжелых заболевай».
Беда в том, что психиатр далеко не всегда проверяет наличие у ребенка того или иного из вышеперечисленных заболеваний перед назначением ему психотропных препаратов.
К чему это приводит? Да к тому, что ребенок получит ярлык психически больного и не будет пролечен от той болезни, которая, возможно, у него действительно есть. Неумолимое навешивание ярлыка психически больного может свалиться чуть ли не на каждого ребенка, ибо у всех детей хватает проявлений невнимания и гиперактивности.
Что же делать, если ваш ребенок вдруг становится «сущим наказанием»? Помните: невыявленные и не подвергшиеся лечению физические болезни часто проявляются как «симптомы психического заболевания». Покажите ребенка компетентному специалисту, чтобы он проверил его на аллергию и токсины. Перед тем как начинать или прекращать прием препаратов, обязательно следует обратиться к терапевту. Разумный медицинский уход, целесообразная диета, здоровый режим, труд и дисциплина, родительская опека и требовательность – вот залог преодоления трудностей в обучении у ребенка.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru