ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА
Александр КАСИЦИН,
Анна ЮДАШКИНА
Синдром гиперактивности
Есть ли лекарства, с помощью которых
“неудобного” ученика можно тотчас превратить в
самого послушного и управляемого? Есть. Но
применять их категорически нельзя
Таких ребят встречал каждый педагог и
хлебнул с ними маеты полной мерой.
Сосредоточиться они, кажется, просто не способны.
Поработать над ошибками для них прямо-таки
непосильная задача. Не видят они ошибок в
собственной тетрадке – и все тут! Схватил,
пробежал глазами, отбросил: “Готово, закончил!”
А там – “жызнь пышла харошыя”. Не только на
уроке, но и во время игр, которые требуют хоть
какого-то внимания и терпения, они оказываются
несостоятельны. Довести начатое дело до конца –
этого вы от них не дождетесь. Впечатление такое,
будто мысли ребенка витают где-то далеко и на
уроке он вечно отсутствует.
Поведение таких детей отличается какой-то
дерганой и суетливой, ни на что толком не
направленной активностью. Они все время ерзают,
«сучат» руками и ногами, вскакивают, пять минут
не способны посидеть спокойно. Могут вдруг
сорваться с места и посреди урока ни с того ни с
сего выскочить из класса. На перемене беда:
носятся взад и вперед как оглашенные, скачут по
партам, лезут в драки, чуть ли на стены не
карабкаются. Это они «украшают» историю школы
жуткими легендами, как ученик вошел во время
урока в окно класса на четвертом этаже.
Приспичило ему взобраться по пожарной лестнице.
Зачем? Добиться ответа невозможно. Но не потому,
что ребенок молчит. Как раз наоборот. Эти дети
настолько импульсивны, что выпаливают в ответ
целый залп слов, даже не дослушав вопроса.
Вечно расхристанные, «рубашка наружу», они
забывают и теряют все на свете, любую работу
выполняют кое-как, а на уроке ведут себя или буйно
и нервозно, или сонно и апатично. И в том и в
другом случае внимания к уроку добиться от них
невозможно.
Такое поведение называется синдромом дефицита
внимания и гиперактивности. Болезнь ли это? И нет
ли таких таблеток, которые как по волшебству из
невнимательного, возбужденного лоботряса
сделали бы спокойного и «удобного» ученика?
В том-то и дело, что такие препараты есть.
Международная гражданская комиссия по правам
человека забила тревогу: в Англии, Австралии,
Канаде, США, Мексике детям массовым образом
назначают препараты, которые «излечивают»
синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Что в результате? Да, дети становятся спокойнее,
они уже не так вертятся на уроке и бегают на
перемене. Но по утрам выстраиваются в очередь в
медицинский кабинет, чтобы получить свою дозу
стимуляторов, без которых уже не могут
существовать.
У российских педагогов и родителей пока не
сформировалась привычка советоваться с
психологом во всех случаях, когда ребенок
испытывает трудности в обучении. К психиатру мы
обращаемся в самом крайнем случае, когда «совсем
припрет». Но вера в волшебную таблетку, которая
исправила бы поведение и успеваемость ученика,
есть и у нас. Между тем синдром гиперактивности и
ослабленного внимания лишь в редких случаях
действительно является психическим отклонением,
требующим коррекции с помощью психотропных
препаратов. Чаще дело совсем в другом, и
волшебные таблетки только вредят, так как
смягчают симптомы и мешают вглядеться в суть
проблемы.
Американский психиатр и невропатолог доктор
Сидни Уокер, решительный противник лечения
синдрома гиперактивности психотропными
препаратами, напоминает, что ослабленное
внимание и повышенная возбудимость – следствие
педагогической запущенности и целого ряда
заболеваний, которые не имеют никакого отношения
к психиатрии: «Симптомы гиперактивности и
ослабленного внимания могут обнаруживаться у
детей, страдающих диабетом в ранней стадии и
сердечными заболеваниями, подхвативших глисты,
вирусные или бактериальные инфекции, получивших
травмы головы, подверженных неблагоприятным
экологическим факторам, страдающих аллергией и
еще сотнями – да, сотнями – легких или тяжелых
заболевай».
Беда в том, что психиатр далеко не всегда
проверяет наличие у ребенка того или иного из
вышеперечисленных заболеваний перед
назначением ему психотропных препаратов.
К чему это приводит? Да к тому, что ребенок
получит ярлык психически больного и не будет
пролечен от той болезни, которая, возможно, у него
действительно есть. Неумолимое навешивание
ярлыка психически больного может свалиться чуть
ли не на каждого ребенка, ибо у всех детей хватает
проявлений невнимания и гиперактивности.
Что же делать, если ваш ребенок вдруг становится
«сущим наказанием»? Помните: невыявленные и не
подвергшиеся лечению физические болезни часто
проявляются как «симптомы психического
заболевания». Покажите ребенка компетентному
специалисту, чтобы он проверил его на аллергию и
токсины. Перед тем как начинать или прекращать
прием препаратов, обязательно следует
обратиться к терапевту. Разумный медицинский
уход, целесообразная диета, здоровый режим, труд
и дисциплина, родительская опека и
требовательность – вот залог преодоления
трудностей в обучении у ребенка.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|