ПУТИ НОВОЙ ПЕДАГОГИКИ
В последнее время все больше разговоров
о том, что школа должна воспитывать детей.
Кажется, будто воспитание – один из
дополнительных предметов, который достаточно
ввести в школе, и тогда все пойдет как по маслу. Но
тем, кто реально работает с детьми, наверное, не
нужно объяснять, как нелепы подобные
представления. Так что же, получается, школа
остается лишь транслятором знаний?
Нет, ведь кроме обучения и “воспитания по
приказу” существуют иные формы взаимодействия
школы и ребенка. Одна из них – социальная
практика. И речь здесь идет не столько о
социализации ребенка, сколько именно о
воспитании. Социальная практика – трудное и
деликатное направление в педагогике, требующее
от взрослых величайшего внимания к ребенку. И тем
не менее здесь существуют и свои рецепты, и
проверенные методики. Вот почему сегодня мы
обращаемся к реальному опыту социальной
практики. Это рассказы вовсе не о том, как хороши
те взрослые, которым удалось повлиять на
“трудных” подростков. Мы рассказываем о том, как
меняются дети, включенные взрослыми в
общественно полезные дела.
Хоспис.
Как я это увидела
“В межшкольном учебном комбинате № 13
“Хамовники” (Москва) одиннадцатиклассники,
осваивая курс “Основы социальной психологии”,
отправляются на социальную практику в разные
места: детский сад, автомастерскую,
парикмахерскую, воскресную школу.
Психологически самое трудное – помощь больным и
медперсоналу в хосписе. Возможно, вы сможете это
почувствовать, прочитав выдержки из дневника
ученицы 11 “В” класса школы № 171 Таи Елисеевой”.
Куратор группы Николай РоОДИЧЕВ
13.11.2002 г. Сегодня на УПК нас
разделили на шесть групп. Я оказалась в группе №
3. Потом нам рассказали о 6 учреждениях, в которые
каждая группа должна была сходить. Среди этих
учреждений был и хоспис. Я раньше слышала слово
«хоспис», но что это такое – я не знала. Нам
сказали, что хоспис – это такая больница, где
лежат люди, которые больны какой-то смертельной
болезнью и у которых нет родственников, и им не с
кем даже поговорить. Нам сказали, что мы, если
разрешат, будем разговаривать с этими больными.
Если честно, то меня это немного напугало, так как
я, наверное, не смогла бы разговаривать с таким
больным, потому что я просто не знаю, как надо
обращаться с больным, о чем можно спрашивать, а о
чем нельзя. Да и вообще будет ли человек, у
которого никого нет, который привык уже
находиться в одиночестве, разговаривать с
абсолютно незнакомым ему человеком, особенно
такого возраста, как мы? Я думаю, что навряд ли.
20.11.2002 г. Вообще это мое не первое
посещение учреждений, где находятся люди,
которые неизлечимо больны. В начале лета 2002 года
я побывала в больнице, где лежат больные СПИДом.
Сначала нам врач рассказал о самом заболевании, о
том, как им можно заразиться. Он сказал, что те,
кто заболел СПИДом, – это уже не люди. Потом мы
пошли вместе с врачом в палаты, чтобы пообщаться
с теми, кто там находится. В первой палате лежал
мужчина, ему, я точно не помню, вроде 38 лет, но
выглядит намного моложе. Он вышел в подъезд,
чтобы принять наркотики, – передозировка, он
потерял сознание и пролежал в подъезде несколько
часов. Мужчина постоянно смотрел в окно, по нему
было видно, что он не хочет ничего рассказывать. У
него были очень худые ноги, их было почти
незаметно по очертанию одеяла. Но меня очень
сильно поразили его глаза. Я такие красивые глаза
еще ни у кого не видела, они такого
серовато-голубоватого цвета.
Потом мы разговаривали с молодым парнем. Он
отвечал на все вопросы врача, но нам врач сказал,
что большинство из того, что он говорил, было
враньем. Он сказал, что у него умерла мама, он
остался один и из-за этого начал употреблять
наркотики. Он очень сильно хромал.
И третий, с кем мы разговаривали, был мужчина
ненормальной ориентации. Ему двадцать с чем-то
лет. Он вообще ничего не скрывал, отвечал на все
вопросы врача и говорил правду.
В основном все девчонки, которые вместе со мной
были в этой больнице, говорили, что им больше
всего жаль того молодого парня, а мне жаль всех
одинаково. Я считаю, что в данном случае нельзя
людей разделять на тех, кого меньше или больше
жаль.
Ладно, вернемся к хоспису.
Ни снаружи, ни тем более внутри это не было похоже
на больницу. Внутри, когда только я туда зашла, я
подумала, что зашла в чей-то двухэтажный дачный
домик, но никак не в больницу.
Потом мы познакомились с заместителем директора
по социальной работе Павлом Николаевичем
Лопановым. Вместе с ним поднялись на 2 этаж, зашли
в конференц-зал, и он рассказал нам о хосписе и о
заболевании рак.
27.11.2002 г. Сегодня старшая медсестра
показала нам, как надо складывать салфетки. Я
сначала даже не думала, зачем нужны эти салфетки,
а потом мне стало интересно, и я спросила, зачем
они нужны. Мне объяснили, что эти салфетки
прикладывают к пролежням и ранкам, смазав их
какой-нибудь мазью. Все время мы складывали
салфетки, так как в хосписе в это время обход, и
делать больше нечего.
4.12.2002 г. Сначала, когда мы пришли, мы
опять складывали салфетки, а потом нас попросили
помочь покормить больных, которые сами не могут
есть. Мы зашли в палату, там было четыре кровати,
три были заняты, а четвертая, как я подумала, была
пустой. Потом пришла медсестра и сказала:
«Покормите вот эту бабушку». И показала на
кровать, которая, как я думала, была пустой. На ней
лежала очень худая и маленькая бабушка. Когда я
ее кормила, я очень боялась, что сделаю что-нибудь
не так. Еще было неловко, так как она
отворачивалась и долго не поворачивалась, я
думала, что она больше не хочет, а потом она
поворачивается и так смотрит, а я не понимаю, то
ли она еще хочет есть, то ли просто смотрит, у нее
спрашиваешь, а она не отвечает, видимо, очень
плохо слышит.
После того как покормили, мы поднялись на 2 этаж, и
там стояла статуя бабушки очень маленького
роста, у нее одна рука была опущена вниз, и я
решила просто взять ее за руку и была поражена,
так как ее рука сделана так, как будто специально,
чтобы держаться за нее. Когда человека держишь за
руку, и то не так удобно (Тая упоминает скульптуру
матери Терезы работы Зураба Церетели, которая
стоит в хосписе на втором, административном
этаже. Про то, что это именно мать Тереза, я сам
узнал именно от школьников. – Примечание Николая
Родичева).
11.12.2002 г. Мы опять складывали
салфетки. И разговорились про прошлое посещение,
кто кого кормил, и Маша сказала, что она кормила
Марию, женщину примерно сорока лет. Маша сказала,
что ей она очень понравилась и что она пойдет
сходит к ней. Нам тоже хотелось пообщаться с
Марией.
Мы нашли палату и решили туда зайти. Мария нам
рассказала чуть-чуть про свою жизнь. Потом
рассказала нам истории, связанные с религией, и
подарила книжечку. Потом она сказала, чтобы мы
шли, а то если она начнет еще что-нибудь
рассказывать, то ее потом не остановишь, что к ней
часто приходят такие же, как мы, и просят
что-нибудь рассказать.
Она говорила, что конец уже не за горами, но
бывали такие случаи, когда происходило чудо. Я
думаю, что она надеялась, что чудо произойдет и в
ее случае.
Потом мы пошли пить чай, а там сидели много
медсестер и два медбрата. Они все удивлялись
тому, что мы – 11 класс.
12.02.2003 г. Мы складывали салфетки, но
нам показали другой способ складывания.
Складывали мы и, как обычно, разговаривали. Потом
Машка мне говорит: «Тай, пойдем сходим к Марии».
Мы подошли к палате, заглянули туда, а там лежали
двое мужчин. Мы решили найти какую-нибудь
медсестру, чтобы спросить, где Мария. Пока искали,
мы с Машей разговаривали. Маша говорит: «Она ведь
не могла… э…» Я эту фразу четко запомнила. Мне в
голову приходили всякие мысли: ее могли
отправить домой, могли перевести в другую палату.
Но, к сожалению, произошло самое страшное – она
умерла. Да, казалось бы, я ее в общем-то не знаю, но
на душе было очень не по себе.
19.02.2003 г. Сегодня, как только мы
пришли, меня и Катю попросили протереть
подоконники и помыть полы в часовне. Ну, мы
договорились, что подоконники протираю я, а Катя
моет полы. У Кати была такая тележечка с ведром на
колесиках, которые поскрипывали. Когда Катя
подъезжала ко мне со своей тележечкой, мы
чуть-чуть посмеивались. Я протираю подоконник,
слышу знакомый скрип, поворачиваюсь с улыбкой на
лице, а это не Катя, а медсестра везет умершего, и
рядом с ней родственники. Мне сразу так стало
стыдно за свою улыбку. Они завезли вовнутрь и
ушли, закрыв за собой дверь в часовню.
12.03.2003 г. Меня и Юлю послали
убираться в библиотеку. Там очень уютно. Много
разных книг, телевизор, стол, пианино, два
кресла-качалки. Мы там убрались, чуть-чуть
покачались на креслах. И пошли мыть полы от
библиотеки до столовой. Нас за это угостили
апельсинами.
19.03.2003 г. Когда мы пришли, одна медсестра подошла к
нам и сказала, что она о нас только вспоминала.
Сегодня, кстати, последний день нашей практики в
хосписе. Было довольно скучно. Мы немного
пофотографировались на память. А остальное
время, как обычно, складывали салфетки и делали
тампончики.
Примечание
4.12.2002 г. Главный врач хосписа Вера Васильевна
Миллионщикова подарила каждому из нашей группы
по книге Розмари и Виктора Зорза «Путь к смерти
(История Джейн Зорза)» и сказала: «Кто прочитает
эту книгу, совершит подвиг, потому что это очень
тяжелая книга, тем более для вашего возраста». Я
знаю, что никто так и не дочитал эту книгу до
конца. Да, я еще не сказала, что Вера Васильевна не
просто подарила каждому по книге, но и каждому
подписала ее, и надписи у всех были разные. У меня,
например, такая: «Тае с надеждой, что будешь в
хосписе часто». И вообще мне Вера Васильевна
очень понравилась, а еще меня поразило ее
отношение к больным. Я слышала, как она
разговаривала с одной из больных во время обхода,
так она знала все до мельчайших подробностей, что
происходило с этой женщиной.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|