Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №38/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПУТИ НОВОЙ ПЕДАГОГИКИ 
 

В последнее время все больше разговоров о том, что школа должна воспитывать детей. Кажется, будто воспитание – один из дополнительных предметов, который достаточно ввести в школе, и тогда все пойдет как по маслу. Но тем, кто реально работает с детьми, наверное, не нужно объяснять, как нелепы подобные представления. Так что же, получается, школа остается лишь транслятором знаний?
Нет, ведь кроме обучения и “воспитания по приказу” существуют иные формы взаимодействия школы и ребенка. Одна из них – социальная практика. И речь здесь идет не столько о социализации ребенка, сколько именно о воспитании. Социальная практика – трудное и деликатное направление в педагогике, требующее от взрослых величайшего внимания к ребенку. И тем не менее здесь существуют и свои рецепты, и проверенные методики. Вот почему сегодня мы обращаемся к реальному опыту социальной практики. Это рассказы вовсе не о том, как хороши те взрослые, которым удалось повлиять на “трудных” подростков. Мы рассказываем о том, как меняются дети, включенные взрослыми в общественно полезные дела.
Овена КОРСУНОВА

Три эксперимента Лилии Бондаренко

Иногда школе нужно решиться ради спасения ребенка отказаться от программ и учебных планов

Эксперимент первый: поэты гор

Семья Бондаренко переехала в Московский микрорайон г. Харькова в 82-м: новоиспеченный замдиректора школы по воспитательной работе Лилия Михайловна, ее муж – инженер-экономист Валерий Петрович, дочери Оксана и Наташа. Микрорайон пользовался дурной славой. Отстроенный несколько лет назад, заселялся он в основном людьми из пригородов. «Поселенцы» задали немало работы местной милиции, и даже спустя годы здесь, кроме всего прочего, были повышенные показатели детской преступности и хулиганства. Лилия Михайловна скоро получила удостоверение внештатного инспектора милиции и вместе с участковыми выезжала на рейды.

В очередной поездке кто-то из милицейских заметил:
– Что-то не видно наших малолетних «друзей». Спокойнее стало. Только где же они?
– Хотите, покажу?
…В небольшой прихожей квартиры Бондаренко теснилось почти два десятка пар обуви – все больше истрепанные кеды и сандалии. Их обладатели, хулиганы и двоечники, были в комнатах: делали уроки, паяли и перебирали радиодетали, что-то чертили.
– Лилия Михайловна пришла! – Несколько человек бросились ставить чай.

Она вспоминает:
– Тех ребят трудно было вытерпеть на уроках и совершенно невозможно оставить в школе на целый день. Они дрались, поджигали что-то, резали шторы. Я придумала: предложила им создать дружину юных инспекторов дорожного движения. Каждому инспектору полагался жезл и звездочки. Эти звездочки (солдатские) я сама покупала в магазине и пришивала мальчишкам на школьную форму. Раз в две недели на общей линейке объявлялись повышения: в командиры тройки, отделения. Награждали за дело, ведь ребята не только отвечали за порядок в школе, но и выходили на перекрестки, на въезд в микрорайон. А в свой дом я не могла их не привести.

В школе и на улицах стало спокойнее, но учительская душа болела. Шести-восьмиклассники не хотели учиться, многие не умели читать. Как разжечь их интерес к культуре, печатному слову? Сказала: «Магнитофон вы собрали. Теперь, если мы с вами выучим какие-нибудь хорошие стихи, Валерий Петрович нас запишет, и мы сможем послушать свои голоса, это очень интересно».
Ради этого ребята взялись рыться в книжках. Выполняли условие: найти текст, близкий тебе по духу. Лилия Михайловна позаботилась: ребятам попали в руки сборники поэтов гор – настоящие мужские стихи. Чтобы прочли больше, сомневалась вслух:
– Кажется, это тебе не очень подходит. А какие еще варианты?
Ребята поначалу хихикали, потом стали вслушиваться в смысл.
Записав пленку, слушали ее после уроков. День, два, три. Выучили репертуар друг друга. Делали новую запись – с музыкальным фоном. Потом выступали на школьной конференции, посвященной отцам, на литературных вечерах в городе. Весной Лилия Михайловна убедила учителей поставить ребятам годовые тройки по литературе.

Эксперимент второй: рабочий класс

Середина 80-х.
Лилия Михайловна обратилась с вопросом в детские комнаты милиции. Вот ребенок стоит на учете за шалости, а вот за хулиганство и уголовные преступления. Когда, в каком возрасте он переходит черту? Оказалось, что чаще всего это случается в восьмом-девятом классе. А она как раз классный руководитель седьмого! И в параллели – шесть коллективов! О психологах в школе тогда и слыхом не слыхивали, но весь следующий год был посвящен тому, что можно назвать диагностикой. Писали сочинения, заполняли анкеты. Например: «Карманные деньги. Как я их приобретаю и на что трачу». Внизу анкеты – приписка: «Читать только вам», «Можно прочитать на родительском собрании, но без фамилии», «Можно читать всем». Самых проблемных ребят она решила объединить в один девятый класс.
– Их оказалось 18 человек: 16 мальчиков и 2 девочки. И было ясно, что это должен быть не класс коррекции или выравнивания, а что-то иное. В облоно возмущались: неграмотно! А я твердила: не знаю, какой будет программа, знаю только одно – я должна их спасти, не дать им стать преступниками.

И получилось! Ребята были зачислены в бригаду Харьковского электромеханического завода и в училище № 10 – по специальности сборщик электроаппаратуры. В понедельник и вторник они ходили на завод, в среду – в училище на спецпредметы, а потом три дня – в школу, как вечерники (18 часов учебной нагрузки). В школу – в белых рубашках. Учебники домой не брали – делали уроки в школе. Неугомонная завуч просила учителей: в 9 «Ж» вести изучение предметов, основываясь на тех знаниях, которые у ребят уже есть. Иногда это означало с нуля, но педагоги все же согласились.

По общим воспоминаниям, ребята из 9 «Ж» изменились буквально через месяц, изменились очень и сразу: обрели некую солидность, мудрость. На преступный путь потом не встал ни один.

Эксперимент третий: школа с цветными окнами

В 1988 году, когда внеклассной работой еще должны были заправлять пионерия и комсомол, Лилия Михайловна заявила твердо: мы должны работать со всеми своими учениками, воспитательная система школы – единое целое. Творческие объединения, кружки, студии могут появляться и исчезать, но не потому, что их откроют или закроют педагоги сверху. Достаточно пяти-шести единомышленников, чтобы дать им помещение, возможность проводить встречи.
Сегодня, спустя 14 с половиной лет, в школе действуют 56 одновозрастных и разновозрастных творческих объединений. Их руководители – учителя, старшеклассники, жители микрорайона. Каждый год с 20 сентября по 1 октября в школе проходит своеобразный фестиваль – презентации и реклама творческих коллективов.
На классный час всегда можно пригласить ребят из литературного клуба или, например, клуба «Невеста». Те организуют лекции, игры, дискуссии. У пожарных – свои обязанности. В сентябре и апреле (как известно, в школах это месяцы повышенного травматизма) они проводят встречи-инструктажи со всеми классами.

Ноу-хау школы – оформление особых жизненных пространств, где каждая деталь осмысленна. Это отдельные помещения: музейный комплекс; ботанический сад и комнатка для лечения растений; кафе; комнаты юных пожарников и инспекторов дорожного движения; «зеленая гостиная». Их полтора десятка, этих помещений, отремонтированных и оформленных, а зачастую перестроенных руками учителей, учеников и помощников-добровольцев. Дело специалистов – только электропроводка.
Все эти помещения не только место работы кружковцев, но и место отдыха (в школе, например, нет учительской, зато на перемене взрослые, как и дети, могут побыть там, где им нравится), и место проведения некоторых уроков.
Отдельная комната – спальня. Для тех, кому сегодня некуда пойти. Иногда здесь ночует до трех ребят.

…Гостей школа № 213 г. Харькова встречает цветными окнами – плакатами и надписями, посвященными очередному празднику или важному событию. Традиции школы во многом стали примером для других.

Лилия Михайловна давно директор, отличник образования Украины, награждена медалью Жукова. А вывод из ее экспериментов один. Наверное, вы догадались. Никакие кружки и уроки не помогут, если ты не живешь одной жизнью с ребенком, которого судьба лишила радости, уважения и тепла. Почему шалопаи и драчуны стали слушать ее, чужую им женщину, училку? Потому что она выслушивала их. Никогда не подвергала сомнению вескость причин вольного или невольного проступка. Защищала и помогала, когда опасно, страшно. Делилась хлебом, книгами, временем. В каждом находила нечто, достойное восхищения и благодарности, и восхищалась, и благодарила. Спасла от неверия в мир людей и себя.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru