Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №38/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПУТИ НОВОЙ ПЕДАГОГИКИ 
 

В последнее время все больше разговоров о том, что школа должна воспитывать детей. Кажется, будто воспитание – один из дополнительных предметов, который достаточно ввести в школе, и тогда все пойдет как по маслу. Но тем, кто реально работает с детьми, наверное, не нужно объяснять, как нелепы подобные представления. Так что же, получается, школа остается лишь транслятором знаний?
Нет, ведь кроме обучения и “воспитания по приказу” существуют иные формы взаимодействия школы и ребенка. Одна из них – социальная практика. И речь здесь идет не столько о социализации ребенка, сколько именно о воспитании. Социальная практика – трудное и деликатное направление в педагогике, требующее от взрослых величайшего внимания к ребенку. И тем не менее здесь существуют и свои рецепты, и проверенные методики. Вот почему сегодня мы обращаемся к реальному опыту социальной практики. Это рассказы вовсе не о том, как хороши те взрослые, которым удалось повлиять на “трудных” подростков. Мы рассказываем о том, как меняются дети, включенные взрослыми в общественно полезные дела.
Вадим КАЛИНИН (Москва),
Светлана ЛАПШИНА (г. Нижний Новгород),
Дмитрий ЕРМАКОВ (г. Новомосковск, Тульская область)

Как от благих намерений перейти к реальному делу?

Методика социального проектирования

Проектирование – эффективный механизм и форма организации общественно направленной, общественно полезной деятельности учеников.
В педагогический обиход уже перекочевал профессиональный управленческий термин “социальное проектирование”. Но хотя все учителя более или менее подробно представляют себе последовательность: постановка проблемы – поиск варианта решения – реализация, – для школьников она не так очевидна и требует более внятных и подробных объяснений, что делать, как и зачем. Педагогический вариант методики социального проектирования, ориентированного на нужды конкретного сообщества, предлагают специалисты Межрегиональной общественной организации “Экологическое образование” (методика разработана в рамках проекта “Местная повестка 21 и образование для устойчивого развития”; см. сайт www.aseko.org ).

Методика “Десять шагов”:

Шаг 1. Определите, что вы понимаете под вашим сообществом. Это может быть, например, село, микрорайон, школа и ее окрестности.
Шаг 2. Выявите основные социальные, экономические и экологические проблемы сообщества, потребности различных социальных групп, для чего опросите людей разных возрастов и профессий.
Шаг 3. Представьте ваше сообщество таким, каким вы хотели бы его видеть в будущем. Придумайте, как дать возможность всем представителям сообщества высказать свои идеи на этот счет. Создайте «коллективный портрет» улучшения жизни сообщества.
Шаг 4. С помощью всех, кто принимал участие в создании «коллективного портрета», разработайте план действий. Проведите риск-анализ: продумайте, что может помешать реализации вашего плана и что надо предусмотреть для преодоления препятствий.
Шаг 5. Основываясь на «коллективном портрете» и плане, определите показатели, которые позволят оценить эффективность выполнения плана действий, степень достижения целей. Показатели должны характеризовать различные аспекты развития сообщества, повышения качества его жизни.
Шаг 6. Привлеките как можно больше людей разных профессий и возрастов. Сделайте так, чтобы члены и руководители вашего сообщества, общественные организации, производственные и предпринимательские структуры (бизнес), государственные органы и учреждения, средства массовой информации, религиозные организации, фонды узнали о плане и поддержали его.
Шаг 7. Проведите тщательный «аудит» местной политики, чтобы определить, что в ней способствует жизни сообщества, а что нет. Выясните, какие федеральные, региональные и местные программы могут помочь вашему сообществу быть благополучным. Участвуйте в выполнении программ, которые способствуют достижению целей вашего плана. Создайте стимулы для проведения политики в помощь вашей работе.
Шаг 8. Учредите почетное звание, которое будет присваиваться представителям всех секторов общества, внесшим наибольший вклад в выполнение плана действий. Учреждение и присвоение звания должно быть санкционировано местными выборными органами власти.
Шаг 9. Реализуйте план действий через систему проектов, каждый из которых способствует достижению целей. Начните выполнение плана с трех небольших проектов (с решения трех проблем, удовлетворения трех потребностей представителей сообщества), которые позволят быстро достичь успеха. Отпразднуйте успехи, максимально широко распространив информацию, наградите людей, выполнявших проекты.
Шаг 10. Организуйте мониторинг: используя показатели (шаг 5), регулярно оценивайте прогресс в работе – чего вы добились в результате выполнения плана действий. При необходимости корректируйте планы.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru