ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Сколько стоит модернизация?
Защитит ли образовательное право
школу от произвола со стороны государства?
На очередной коллегии министерства
были подведены итоги реализации Федеральной
программы развития образования в 2002 году и
определены задачи на 2004 год.
Федеральная программа развития
образования (ФПРО) действует с 2000 года. Она
«является организационной основой
государственной политики России в области
образования». Иными словами, модернизацией в
действии. ФПРО охватывает все уровни образования
и реализуется по трем разделам:
научно-исследовательские и
опытно-конструкторские работы (НИОКР), прочие
нужды и капитальные вложения.
В минувшем году было выполнено 62 научных
исследования (в 2001 году – только 10), велось
строительство 130 объектов в системе начального,
среднего и высшего образования, сдано в
эксплуатацию 16 учебных корпусов общей площадью
82,1 тыс. кв. метров.
Однако главным направлением ФПРО является
статья «Прочие нужды». Именно по разряду
«прочих» проходят все масштабные эксперименты –
ЕГЭ, ГИФО, поддержка детей-сирот… Ежегодно
Министерство образования утверждает в рамках
этой статьи список приоритетных работ. В прошлом
году их было 24, в нынешнем – 18, на следующий
запланировано 16. Как говорят в министерстве,
число работ сокращается «во избежание
распыления средств и организационных ресурсов».
Под каждое направление выбираются федеральные
экспериментальные площадки. Ассигнования
выделяются на материально-техническое оснащение
образовательных учреждений, на переподготовку и
повышение квалификации педагогов, на
обеспечение учебниками и создание
нормативно-правовой базы...
Например, из 266,1 млн рублей, израсходованных из
федерального бюджета в 2002 году на эксперимент по
ЕГЭ, 100 млн было направлено на закупку и доставку
аппаратно-программного оборудования, 23,2 млн
рублей – на разработку КИМов, 6,5 млн рублей – на
повышение квалификации специалистов по
проведению ЕГЭ.
Общий объем ассигнований на реализацию
ФПРО в 2002 году составил 4 млрд 435,9 млн рублей, в том
числе из федерального бюджета – 2 млрд 807 млн
рублей, из бюджетов субъектов РФ – 856,7 млн рублей,
из внебюджетных источников – 772,2 млн рублей.
Объем федерального финансирования по
некоторым приоритетным направлениям и проектам (статья
“Прочие нужды”) в 2002 году:
– ФЭП по совершенствованию и поддержке системы
образования в сельской местности, включая
оптимизацию сети малокомплектных сельских школ
в семи регионах, – 23,6 млн рублей;
– ФЭП для апробации новой структуры и содержания
общего образования – 158,8 млн рублей;
– ФЭП для введения ЕГЭ – 266,1 млн рублей;
– ФЭП по введению различных моделей
нормативного финансирования и отработка его
механизмов, в том числе на основе ГИФО, – 37,5 млн
рублей;
– ФЭП по развитию семейных форм устройства детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, – 13,6
млн рублей;
– развитие системы ведомственной статистики – 15
млн рублей.
|
Как отмечалось на коллегии,
одной из главных проблем ФПРО является
координация мероприятий программы. Дело в том,
что финансирование большинства направлений ФПРО
осуществляется на паритетной основе – из
бюджетов всех уровней и внебюджетных источников.
Особые проблемы с Минфином возникают при
планировании расходов на общеобразовательные
учреждения, поскольку они не относятся к
федеральному уровню. Аналогичные трудности
испытывают и в регионах, в которых действуют
областные (краевые, республиканские) программы
развития образования.
Другая проблема связана с тем, что при
планировании и выполнении ФПРО не всегда удается
решать общие для всех уровней образования
комплексные задачи, не всегда используются
четкие критерии отбора объектов, на которые
выделяются средства.
Все эти недостатки в полной мере проявились при
реализации проекта по оснащению новой техникой и
учебным оборудованием образовательных
учреждений.
В рамках проекта было оснащено всего 19 вузов и 15
ПТУ в 10 территориях и 21 школа в Орловской области.
Напомним, что в стране около 500 государственных
вузов, 1800 ПТУ и 65 000 школ!
По какому принципу были выбраны именно эти школы
и эти ПТУ?
Отвечая на этот вопрос, Александр Голенков,
ректор Орловского государственного
технического университета, объяснил, что главным
критерием отбора служили финансовые возможности
того или иного региона, власти которого
стремились оснастить прежде всего пилотные
учебные заведения – ресурсные районные центры.
Что же касается школ, то, по словам А.Голенкова,
деньги на софинансирование нашлись только в
Орловской области, поскольку объем федеральных
средств на оснащение школ оказался минимальным и
составил 20 процентов.
По словам Голенкова, учителя сельских школ
Орловской области, в которые поставлялось новое
оборудование, плакали от радости.
Министр образования В.Филиппов этой радости не
разделил, высказав опасение, что, если мы будем
каждый год оборудовать по 20 школ, нам понадобятся
столетия, а ФПРО завершается в 2005 году. Правда,
никаких конкретных действий министр не
предложил…
При планировании приоритетных направлений на
следующий год также не удалось избежать ошибок и
перекосов. Например, из четырех инвестиционных
проектов развития материально-технической базы
учреждений профессионального образования
только один предусматривает капитальный ремонт
учебных корпусов и общежитий, находящихся в
аварийном состоянии, остальные – на оснащение
вузов, техникумов и ПТУ современным
противопожарным оборудованием. Задача,
бесспорно, важная, особенно в свете последних
событий, но все-таки не единственная.
Поэтому, как отмечали члены коллегии, необходим
системный подход к формированию приоритетных
направлений, а при отборе образовательных
учреждений нужно руководствоваться критерием
развития, а не поддержки, выделяя из общего числа
самые перспективные школы, ПТУ, техникумы,
обладающие большим инновационным потенциалом, а
не самые ветхие и полуразрушенные.
Среди приоритетных направлений будущего года –
введение подушевого финансирования общего
образования, реализация второго года
эксперимента по ГИФО, включая апробацию
механизмов возвратных и целевых субсидий,
развитие здоровьесберегающих технологий.
Особое место отводится модернизации
педагогического образования – в связи с
принятием в прошлом году соответствующей
программы. Планируется развитие
учебно-лабораторной базы педагогических училищ
и колледжей и совершенствование системы
переподготовки и повышения квалификации
работников образования.
В минувшем году в Российской академии повышения
квалификации и переподготовки работников
образования прошли обучение 2000 руководителей
муниципальных органов управления образованием.
По словам ректора академии Эдуарда Никитина,
именно от управленцев этого уровня в
значительной степени зависит успех реформ.
Многие изменили свои взгляды на модернизацию
после встреч с разработчиками и составили
целевые проекты развития образования в своих
территориях.
В следующем году основное внимание будет
уделяться повышению квалификации учителей в
связи с переходом на предпрофильное и профильное
обучение в старших классах.
До 1 июля нынешнего года планируется подготовить
проект плана распределения средств между
приоритетными направлениями программы на 2004 год,
а пока конкретные суммы расходов не обсуждались.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|