Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №38/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ 
 

Наталия ИШТРИКОВА

Финансирование образования уже не вопрос нехватки средств, а вопрос идеологии

Защитит ли образовательное право школу от произвола со стороны государства?

В Государственной думе состоялся семинар-совещание “Проблемы развития образовательного права”, в котором приняли участие руководители региональных управлений образования и председатели комитетов по образованию законодательных собраний регионов России.

Открывая совещание, Александр Шишлов, председатель Комитета по образованию Госдумы, сразу заметил: сегодня, в преддверии думских выборов, существуют реальные предпосылки для принятия необходимых системе образования законопроектов. Поэтому региональные руководители образования должны повлиять на своих депутатов.
Затем Александр Шишлов перечислил направления предстоящей совместной работы: введение налоговых льгот для образовательных учреждений и для организаций, поддерживающих систему образования (кстати, эта позиция была поддержана президентом); разработка и принятие законопроекта об отраслевой системе оплаты труда, в отношении которой правительство в последнее время заняло двойственную позицию. “Необходимо заложить в бюджет 2004 года ресурсы для перехода на отраслевую оплату труда”, – подчеркнул Александр Шишлов.
В рабочей папке Комитета по образованию в настоящее время лежит около 30 законопроектов. Первоочередные – законопроект о государственном стандарте общего образования; внесенный президентом законопроект об изменении схемы финансирования (в частности, о переводе общеобразовательных школ на баланс регионов); законопроекты о сохранении системы льгот для сельских учителей, об отсрочке от службы в армии для городских педагогов.

Выступление Олега Смолина, заместителя председателя Комитета по образованию, было сосредоточено на взаимоотношениях законодательной и исполнительной власти. “Легитимная основа образовательной политики – система образовательного права, а не воля исполнительной власти”, – заявил Олег Смолин. В связи с этим депутат отметил, что проблемы финансирования образования становятся не вопросом нехватки средств, а вопросом идеологии. Пример тому – распределение бюджетного профицита (эти средства никогда не идут в школы), а также отношение государства к вопросу налоговых льгот для образования.
Среди других проблем образовательного права Олег Смолин назвал пенсионное обеспечение педагогических работников (нестраховые периоды, право на досрочную пенсию), гарантии для учащихся (льготы и компенсации на питание). По словам депутата, уже разработана версия законопроекта о статусе педагогического работника (по социальным гарантиям приравниваемого к госслужащему). В этом году депутатам вновь не удалось решить вопрос увеличения студенческих стипендий, студенческого отдыха. Пытаясь противостоять запланированному правительством сокращению бюджетных учебных мест в вузах, которое в основном коснется, по-видимому, гуманитарных специальностей (правительство по странной логике собирается сократить места по специальностям, дублируемым негосударственными вузами), Олег Смолин намерен внести в июне законопроект о запрете сокращения бюджетных учебных мест в вузах.
Приехавший на семинар вместо приглашенного министра образования его первый заместитель Виктор Болотов заявил тему своего выступления так: “О ходе реализации Концепции модернизации и ФПРО”. Будь на трибуне вместо Болотова Владимир Филиппов, залу, возможно, пришлось бы еще раз услышать о масштабных экспериментах по ЕГЭ и ГИФО. Однако заместитель министра ограничился тем, что вспомнил эпохальное заседание Госсовета, и далее разговор с коллегами пошел по существу. Виктор Болотов отметил успехи нескольких регионов в создании системы многоканального финансирования школ и системы краткосрочного пребывания детей в детсадах (с целью повышения адаптации детей к переходу в школу).
Заместитель министра коснулся и проблемы предпрофильного обучения. “Мы решили сделать переход в 10 класс прозрачным, организовав межшкольные муниципальные экзаменационные комиссии. Профильное обучение, которое мы собираемся вводить, – не профильная школа, а возможность индивидуальной профильной программы для каждого учащегося с привлечением средств дистанционного обучения, профобразования, вузов – независимо от того, в какой школе обучается старшеклассник”, – уточнил Виктор Болотов важную позицию министерства.
Он также рассказал о том, как развиваются “три важнейшие системы мероприятий”. Во-первых, это эксперимент по структуре и содержанию общего образования, “цели и задачи которого будут уточняться”. Во-вторых, эксперимент с сельской школой. Похоже, Министерство образования уже не знает, как назвать этот эксперимент, чтобы он утратил в глазах образовательной общественности резко отрицательный смысл. «Это все-таки эксперимент “Улучшение качества образования в сельской школе”», – заметил Виктор Болотов. Третий важнейший эксперимент – опять-таки ЕГЭ. Слишком уж много школ вовлечено в это мероприятие. Однако, сказал заместитель министра, и здесь не все до конца ясно: сроки эксперимента подходят к концу, но до сих пор непонятно, продолжать ли эксперимент, или уже начинать вводить ЕГЭ поэтапно на территории страны.

На думский семинар со всей страны приехали сотни региональных управленцев системы образования и столкнулись с тем, что руководство комитета – Александр Шишлов и Олег Смолин по-прежнему едва ли не единственные в комитете настойчиво защищают интересы системы. Позиция других членов комитета обычно декларативна. На семинар подавляющее большинство из них попросту не пришли.
Депутаты других комитетов и комиссий также не выразили желания высказаться перед столь представительным собранием образовательной общественности…


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru