ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Финансирование образования уже не
вопрос нехватки средств, а вопрос идеологии
Защитит ли образовательное право
школу от произвола со стороны государства?
В Государственной думе состоялся
семинар-совещание “Проблемы развития
образовательного права”, в котором приняли
участие руководители региональных управлений
образования и председатели комитетов по
образованию законодательных собраний регионов
России.
Открывая совещание, Александр Шишлов,
председатель Комитета по образованию Госдумы,
сразу заметил: сегодня, в преддверии думских
выборов, существуют реальные предпосылки для
принятия необходимых системе образования
законопроектов. Поэтому региональные
руководители образования должны повлиять на
своих депутатов.
Затем Александр Шишлов перечислил направления
предстоящей совместной работы: введение
налоговых льгот для образовательных учреждений
и для организаций, поддерживающих систему
образования (кстати, эта позиция была поддержана
президентом); разработка и принятие
законопроекта об отраслевой системе оплаты
труда, в отношении которой правительство в
последнее время заняло двойственную позицию.
“Необходимо заложить в бюджет 2004 года ресурсы
для перехода на отраслевую оплату труда”, –
подчеркнул Александр Шишлов.
В рабочей папке Комитета по образованию в
настоящее время лежит около 30 законопроектов.
Первоочередные – законопроект о
государственном стандарте общего образования;
внесенный президентом законопроект об изменении
схемы финансирования (в частности, о переводе
общеобразовательных школ на баланс регионов);
законопроекты о сохранении системы льгот для
сельских учителей, об отсрочке от службы в армии
для городских педагогов.
Выступление Олега Смолина, заместителя
председателя Комитета по образованию, было
сосредоточено на взаимоотношениях
законодательной и исполнительной власти.
“Легитимная основа образовательной политики –
система образовательного права, а не воля
исполнительной власти”, – заявил Олег Смолин. В
связи с этим депутат отметил, что проблемы
финансирования образования становятся не
вопросом нехватки средств, а вопросом идеологии.
Пример тому – распределение бюджетного
профицита (эти средства никогда не идут в школы),
а также отношение государства к вопросу
налоговых льгот для образования.
Среди других проблем образовательного права
Олег Смолин назвал пенсионное обеспечение
педагогических работников (нестраховые периоды,
право на досрочную пенсию), гарантии для учащихся
(льготы и компенсации на питание). По словам
депутата, уже разработана версия законопроекта о
статусе педагогического работника (по
социальным гарантиям приравниваемого к
госслужащему). В этом году депутатам вновь не
удалось решить вопрос увеличения студенческих
стипендий, студенческого отдыха. Пытаясь
противостоять запланированному правительством
сокращению бюджетных учебных мест в вузах,
которое в основном коснется, по-видимому,
гуманитарных специальностей (правительство по
странной логике собирается сократить места по
специальностям, дублируемым негосударственными
вузами), Олег Смолин намерен внести в июне
законопроект о запрете сокращения бюджетных
учебных мест в вузах.
Приехавший на семинар вместо приглашенного
министра образования его первый заместитель
Виктор Болотов заявил тему своего выступления
так: “О ходе реализации Концепции модернизации и
ФПРО”. Будь на трибуне вместо Болотова Владимир
Филиппов, залу, возможно, пришлось бы еще раз
услышать о масштабных экспериментах по ЕГЭ и
ГИФО. Однако заместитель министра ограничился
тем, что вспомнил эпохальное заседание
Госсовета, и далее разговор с коллегами пошел по
существу. Виктор Болотов отметил успехи
нескольких регионов в создании системы
многоканального финансирования школ и системы
краткосрочного пребывания детей в детсадах (с
целью повышения адаптации детей к переходу в
школу).
Заместитель министра коснулся и проблемы
предпрофильного обучения. “Мы решили сделать
переход в 10 класс прозрачным, организовав
межшкольные муниципальные экзаменационные
комиссии. Профильное обучение, которое мы
собираемся вводить, – не профильная школа, а
возможность индивидуальной профильной
программы для каждого учащегося с привлечением
средств дистанционного обучения,
профобразования, вузов – независимо от того, в
какой школе обучается старшеклассник”, –
уточнил Виктор Болотов важную позицию
министерства.
Он также рассказал о том, как развиваются “три
важнейшие системы мероприятий”. Во-первых, это
эксперимент по структуре и содержанию общего
образования, “цели и задачи которого будут
уточняться”. Во-вторых, эксперимент с сельской
школой. Похоже, Министерство образования уже не
знает, как назвать этот эксперимент, чтобы он
утратил в глазах образовательной общественности
резко отрицательный смысл. «Это все-таки
эксперимент “Улучшение качества образования в
сельской школе”», – заметил Виктор Болотов.
Третий важнейший эксперимент – опять-таки ЕГЭ.
Слишком уж много школ вовлечено в это
мероприятие. Однако, сказал заместитель
министра, и здесь не все до конца ясно: сроки
эксперимента подходят к концу, но до сих пор
непонятно, продолжать ли эксперимент, или уже
начинать вводить ЕГЭ поэтапно на территории
страны.
На думский семинар со всей страны приехали сотни
региональных управленцев системы образования и
столкнулись с тем, что руководство комитета –
Александр Шишлов и Олег Смолин по-прежнему едва
ли не единственные в комитете настойчиво
защищают интересы системы. Позиция других членов
комитета обычно декларативна. На семинар
подавляющее большинство из них попросту не
пришли.
Депутаты других комитетов и комиссий также не
выразили желания высказаться перед столь
представительным собранием образовательной
общественности…
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|