Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №38/2003

Первая тетрадь. Политика образования


ПЕРВОЕ ИЮНЯ 

Александр АДАМСКИЙ

А может быть, попробуем создать коллективную систему безопасности детской жизни?

Сегодня взрослый мир ведет войну с детством – угрожая ребенку нарушением его суверенитета, не признавая за ним права на самостоятельный поступок

Когда Пол Маккартни беседовал с Президентом России Владимиром Путиным в день своего концерта на Красной площади, то среди прочих тем (любви к «Битлз») была еще и тема противопехотных мин, от которых больше всего страдают дети на войне, и необходимости запрета на их использование. Об этом музыкант рассказал во время своей импровизированной пресс-конференции сразу после выхода из Кремля.
Песни легендарного певца и композитора произвели гигантское впечатление на публику, но на меня не меньшее впечатление произвело это короткое упоминание о противопехотных минах и защите от них детей в разговоре с российским президентом.

…В России идет война, и великое государство не в состоянии защитить своих граждан, в том числе и детей, от войны. Не только мины и не только пули – само по себе применение силы есть наиболее распространенный сегодня тип отношения к ребенку. Наиболее привычный и наиболее приемлемый обществом.
И каждый раз, когда смотрю по телевизору репортажи о награждении видных деятелей культуры, как они принимают награды из рук президента, я жду, что в ответ они попросят руководителя страны избавить детей от войны. Или облегчить участь сирот и беспризорников, или помочь заключенным детям, или отремонтировать школы, или еще что-то, что сделает жизнь детей не такой тяжелой.
Ведь на совести деятелей культуры или науки и образования – миссия напоминания сильным мира сего о тяготах детской жизни.
Это и есть общественное мнение – сигнал власти, что граждане не забыли о детских бедах.
На моей памяти сообщение о разговоре Пола Маккартни с президентом о защите детей – первое в таком роде.
Все, у кого была возможность сказать хоть два слова президенту, либо клялись в верности, либо выражали глубокую благодарность за ласку и заботу.
И это очень показательно – так демонстрируется беззащитность детства.

А ведь агрессивная антидетская среда – повсюду.
Агрессивный стиль педагогики, сохранившийся в массовой школе, беспощадно-требовательный уклад общественной жизни. Школа, улица, телеэкран, книжная страница, троллейбус, метро, дискотека, кинозал, дисплей компьютера – все это, конечно, не сравнится по силе поражения с противопехотной миной, тем не менее несет в себе колоссальный заряд агрессии и стремится подавить ребенка, сломать его и подвергнуть насилию.
Взрослый мир ведет невидимую войну с детством – угрожая ребенку нарушением его суверенитета, не признавая за ним права на самостоятельный поступок или оценку.
Защита ребенка... На наш взгляд, именно в этом и состоит главная задача педагогики, школы, самой системы образования: создать систему защиты, создать коллективную систему безопасности детской жизни. А вместо этого мы все делаем наоборот.
Школа стала опасным местом – разваливается, горит.
И особенно цинично здесь выглядят мероприятия, связанные со школьными пожарами.
Сейчас по всем регионам идет мощнейшая административная атака на школы: проверяется система противопожарной безопасности, но в основном – пожарная сигнализация. Директоров штрафуют, проводятся грозные селекторные совещания – идет прямо-таки противопожарная зачистка!
При этом – что есть эта сигнализация, что нет – ни на возгорание, ни на тушение это почти не влияет. Потому что пока в село приедет пожарная команда из района, она уже не нужна. Цинизм в том, что начальство душу из директора вынет – но чтоб сигнализация была.
Это означает, что вопрос о том, сгорит школа или нет, второстепенный, а вот то, что начальство будет вовремя оповещено о пожаре, – на первом месте.
А поставить в каждую школу систему тушения пожара – это и есть мера по защите детей – дорого.
А отремонтировать каждую школу – дорого.
А резко поднять зарплату учителям, чтобы смотрели за ребенком внимательнее, – дорого.
Дорогая вообще вещь – защита ребенка.
Чтобы уберечь от улицы – надо создавать уличные детские клубы, отвлечь от наркотиков – талантливых учителей нанимать надо, а семьи сохранять – знаете как дорого!
…Либо мы ребенка защищаем, либо мы на него нападаем – третьего не дано. Потому что авторитарность и запреты по отношению к детям – это не защита.
От наркотиков не отвлекаем, а строго судим. От улицы и криминала не отвращаем, а наказываем за посещение злачных мест. Еще – контролируем, стыдим и унижаем, если повод найдется.
Таков удел – держать детей в строгости и послушании, потому что на более человечные и гуманные способы защиты детей денег нет.
По старой доброй традиции можно назвать эту систему мер и принудительного воздействия воспитанием и предаваться сладкому воспоминанию – как это было хорошо в советское время…

Ах, если бы знать, что сэр Пол Маккартни еще раз приедет в Россию, будет встречаться с Путиным и готов попросить что-нибудь для защиты детей, мы бы обязательно послали ему список защитных мероприятий: пусть бы, например, попросил Путина отремонтировать школы, отменить вступительные экзамены в вуз, платить учителям много денег и прекратить стандартизацию в образовании.
Но что об этом мечтать. Пол не приедет, а кто, кроме Пола, защитит?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru