ТЕОРЕМА СОЦИУМА
Овсей ШКАРАТАН,
доктор исторических наук, профессор социологии
Бедный, бедный средний класс...
Перейти к постиндустриальному обществу
можно только опираясь на средний класс: мелких
предпринимателей, специалистов, профессионалов.
Но государство практически ничего не делает,
чтобы помочь его формированию, а мешает активно...
Известно, что за 1990–1999 годы страну
покинули 80% математиков и 50% физиков мирового
уровня. Это около 8 тысяч человек, чей отъезд
критически опасен для отечественной науки
Именно частные предприниматели должны
были бы стать каркасом эффективной
постиндустриальной экономики. С начала реформ не
было недостатка в клятвах и заверениях
руководства о все-сторонней поддержке
предпринимателей как основы среднего класса и
основной социальной базы демократического
режима.
По расчетам экономистов из МГУ, из-за потерь
бизнеса от чиновничьих ловушек и преград чистые
потери ВВП составляют 7,7 миллиарда долларов в год.
Сюда входят затраты на регистрацию предприятий (от
200 до нескольких тысяч долларов); лицензирование (применяемое
в других странах лишь в виде исключения);
согласование проектной документации (до ста
согласований) и так далее.
По данным опроса, проведенного мною с коллегами в
Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже среди
кризисных групп населения, ни один из
прорвавшихся в малый бизнес, то есть принявших
ответственность за себя и свою семью, не получил
ни рубля кредитов от государственных органов, в
том числе и от служб занятости.
В результате всех притеснений и бюрократических
препон малое и среднее предпринимательство у нас
пока заняло более или менее нормальную нишу
только в торговле и производстве некоторых
продовольственных товаров. А ведь мелкое и
среднее предпринимательство составляет
неотъемлемую часть здоровой экономики
процветающего общества. В развитых рыночных
экономиках оно обеспечивает 60 – 80% общей
занятости. У нас в России – порядка 11%.
Другой сегмент протосреднего класса –
профессионалы. Последствия политики по
отношению к группам профессионалов общеизвестны:
именно здесь мы понесли наибольшие потери,
связанные с эмиграцией за границу компетентных
специалистов в самом продуктивном возрасте.
Известно, что за 1990–1999 годы страну покинули 80%
математиков и 50% физиков мирового уровня. Это
около 8 тысяч человек, чей отъезд критически
опасен для отечественной науки.
Предположительно в США сегодня работают около 1
миллиона профессионалов, покинувших Россию. Я
лично присоединяюсь к тем, кто оценивает отъезд
из страны специалистов в подобном масштабе как
национальную катастрофу. Методика, принятая ООН,
дает возможность оценить упущенную выгоду от
эмиграции одного специалиста с высшим
образованием, ученой степенью – это 300 тысяч
долларов. Очевидно, что потери страны измеряются
десятками миллиардов долларов.
Между тем технологии поддержки профессионалов
для уменьшения их эмиграции и повышения доли в
ВВП наукоемкой продукции успешно реализуются не
только в странах с административными
ограничениями на выезд, но и в таких небогатых
демократических государствах, как Индия.
Располагает такими возможностями и Россия.
Проблема именно в проводимой политике. В
благополучном 2000 году затраты на науку составили
лишь 2% в государственном бюджете и были в 30 раз
меньше, чем в 1990 году.
Сопоставление хода и результатов формирования
среднего класса в России и странах Центральной,
Восточной Европы весьма красноречиво и явно не в
пользу нашего отечественного опыта. Можно
предположить, что наша социальная политика в
первое постсоветское десятилетие не
способствовала созданию предпринимательства и
не препятствовала деквалификации
профессионалов.
Определенную роль тут сыграло влияние
современной социальной политики в странах
Запада, концентрирующей ресурсы для поддержки
“исключенных из общества”. Следствие –
ущемление интересов среднего класса, поскольку
на смену социальным программам универсального
характера приходят программы поддержки
специфических групп. Эта линия и на Западе уже
вызывает негативную реакцию значительных групп
населения и представляющих их интересы
политиков.
Обществу органически присуще противоречие
интересов социальных групп. Слабые добиваются
бюджетных трансфертов, считая их получение своим
естественным социальным правом. Основные
продуктивные группы современной России,
складывающиеся в средний класс, добиваются
реализации универсальных социальных программ,
которые гарантируют им социальные права на
самосохранение и воспроизводство.
Для России особенно опасно концентрировать
приоритеты социальной политики лишь на защите
социальных прав “исключенных из общества”,
поскольку это грозит разрушительными
последствиями и без того еще не окрепшим средним
слоям.
Так, смысл реформы жилищно-коммунального
хозяйства – возложить все расходы по содержанию
жилья на население. Обещаны субсидии бедным;
проблема, правда, состоит в том, кого отнести к
бедным. Проектируемые субсидии коснутся лишь
нищей части населения, а не всех бедных. Что же
касается не только умеренно бедных, но и
относительно благополучных, то можно заранее
предвидеть, что на все просьбы внести квартплату
все чаще будет следовать ответ: “Нет денег”.
Выход может быть только один – превратить в
бомжей десятки миллионов россиян, тех самых, кто
мог бы составить ядро и предпринимателей, и
других слоев потенциального среднего класса.
К этому следует добавить неотрефлексированность
властями реальной социальной ситуации из-за
отсутствия механизмов обратной связи. Это
обусловлено тем, что в России и ныне, и на
ближайшую перспективу невозможны широкие
социальные движения, адекватно выражающие
интересы массовых социальных групп.
Россия постреформенная оказалась перед лицом
чрезвычайно сложной проблемы. Защищать нужно и
малоимущих, и в не меньшей степени тех, кто
относится к средним слоям. Эти слои ущемлены в
своих социально-экономических правах. Не
случайно, что их доля и численность не
соответствуют аналогичным показателям в
развитых странах мира.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|