ТЕОРЕМА СОЦИУМА
Нико ШТЕР,
профессор Университета Альберта
Мир из знания
С древнейших времен особую роль в
обществе играла небольшая группа носителей
знания: жрецов, экспертов, специалистов. В
постиндустриальном обществе носителями знания
могут стать практически все. Это принципиально
меняет условия существования и частного
человека, и государства, и гигантских корпораций
Парадокс заключается в том, что
именно наука и техника – главные источники
растущей неопределенности современных
общественных отношений
Знание подрывает господство
Основы вырисовывающегося общественного порядка
зиждутся на знании. Сам факт происходящих ныне
быстрых социальных перемен не нов, в прошлом
также были периоды стремительных общественных
трансформаций. Новым представляется скорее
ценность и движущая сила социальных,
экономических и культурных изменений. Знание
становится организующим принципом всего
общества.
В пятидесятые годы ХХ века немецкий социолог
Хельмут Шельски пришел к пугающему выводу:
применение электронных вычислительных машин
ставит на повестку дня проблему тоталитарного
общества. “Правительственная машина начинает
требовать безусловного повиновения, так как она
создает совершенное планирование на базе
надежных предсказаний, – писал он. – Любая же
оппозиция технически гарантированной истине
неразумна”. Полвека спустя американский
предприниматель и футуролог Билл Джой высказал
опасения, что нанотехнология обретет
самостоятельность и выйдет из-под контроля
человека. Она и другие технологии будущего могут
поставить человека под угрозу вымирания.
Своим пророчеством Шельски точно выразил дух
времени середины прошлого века, и этот дух, как
свидетельствуют предостережения Джоя, все еще
жив. Парадокс заключается в том, что именно наука
и техника – главные источники растущей
неопределенности современных общественных
отношений. Вопреки всем предсказаниям эпоха
господства таких могущественных социальных
институтов, как государство, церковь, армия,
приближается к концу. Управление общественными
процессами, планирование и прогнозирование
представляют собой все более трудную задачу.
Эпоха индустриального общества подходит к концу;
способности и навыки, которые были нужны для
обеспечения в нем социального порядка, сегодня
теряют свое значение.
Эпоха работников знания
Знание, научное или техническое, можно
определить как “способность к действию”, как
возможность “что-то привести в движение”.
Особым статусом в современном обществе оно
обязано не своей абсолютной истинности,
объективности, бесспорности или адекватному
отражению реальности, но тому, что эта форма
знания перманентно, в большей мере, чем
какая-либо другая, создает новые возможности
действия.
Труд, основанный на знании, существовал и прежде;
эксперты были всегда. Господство никогда не
опирается только на физическую силу – оно всегда
предполагает превосходство в знании. И
общественное воспроизводство не есть лишь
физический процесс, оно всегда есть
воспроизводство культуры, что означает
воспроизводство знания.
В этом смысле общественные формации прошлого
вполне можно рассматривать как прообразы или
ранние формы общества знания. Примеры –
древнеизраильское общество, которое было
структурировано религиозно-правовым знанием
Торы, или древнеегипетское, где организующим
принципом и основой господства служило
религиозно-астрономическое и аграрное знание.
Расцвет целых цивилизаций, например, цивилизации
ацтеков, римлян или китайцев основывался в
конечном счете на превосходстве их знаний и
информационных технологий.
Особенность же нынешнего этапа – то, что число
профессий, сопряженных с основанным на знании
трудом, растет, в то время как доля рабочих мест,
требующих ограниченных умственных навыков,
стремительно сокращается. В результате все
меньше людей занято в сфере материального
производства.
Новая форма жизни социума
Развитие в направлении хрупких социальных
систем – очевидное следствие
несбалансированного расширения возможностей
современного общества. Власть больших
институтов все больше подрывается и
ограничивается растущим потенциалом действия
малых групп. Как объяснить это смещение в
социальных и политических весах?
Стремительно растущий потенциал способностей к
действию радикально преобразует современные
институты, порождая ощущение неподвижности
общества. Скованность действий общества в целом,
коллективных действий – оборотная сторона
неутомимой индивидуальной гонки в обществе
знания..
Рост потенциала действий человека – еще не
гарантия удовлетворенности и счастья.
Распространение знания влечет за собой не только
непредвиденные риски и неопределенности, но и
создает “освобождающий потенциал действий”.
Хрупкость общества
Современные общества суть образования, которые
отличаются прежде всего тем, что сами производят
свои структуры, сами определяют свое будущее, а
стало быть, обладают способностью к
саморазрушению. Было бы ошибкой понимать
расширение общественных возможностей как
исключение рисков, несчастных случаев, произвола
и вообще всех обстоятельств, на которые у
отдельного человека мало возможностей как-то
повлиять. Обратная сторона эмансипации за счет
знания – риски, порождаемые этой же
эмансипацией.
Растущее распространение знания в обществе и
связанный с ним рост возможностей действия
влечет за собой также и социальную
неопределенность. Наука не дает людям никаких
истин, она может дать им только более или менее
обоснованные гипотезы и вероятностные выводы.
Вместо того чтобы быть источником достоверных
знаний и уверенности, она в первую очередь
становится источником неуверенности и
общественно-политических проблем. И для общества
знания завтрашнего дня будут характерны
неопределенность, неожиданные попятные движения
и всякого рода сюрпризы. Растущая хрупкость
общества знания поставит новые моральные
вопросы, в том числе вопрос о политической
ответственности.
Одной из важнейших тем ближайших десятилетий
будет вопрос о наблюдении и контроле над знанием.
Начнется интенсивное развитие нового
политического поля – политики в области знания.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|