Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №37/2003

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ТЕОРЕМА СОЦИУМА

Нико ШТЕР,
профессор Университета Альберта 

Мир из знания

С древнейших времен особую роль в обществе играла небольшая группа носителей знания: жрецов, экспертов, специалистов. В постиндустриальном обществе носителями знания могут стать практически все. Это принципиально меняет условия существования и частного человека, и государства, и гигантских корпораций

Парадокс заключается в том, что именно наука и техника – главные источники растущей неопределенности современных общественных отношений

Знание подрывает господство

Основы вырисовывающегося общественного порядка зиждутся на знании. Сам факт происходящих ныне быстрых социальных перемен не нов, в прошлом также были периоды стремительных общественных трансформаций. Новым представляется скорее ценность и движущая сила социальных, экономических и культурных изменений. Знание становится организующим принципом всего общества.
В пятидесятые годы ХХ века немецкий социолог Хельмут Шельски пришел к пугающему выводу: применение электронных вычислительных машин ставит на повестку дня проблему тоталитарного общества. “Правительственная машина начинает требовать безусловного повиновения, так как она создает совершенное планирование на базе надежных предсказаний, – писал он. – Любая же оппозиция технически гарантированной истине неразумна”. Полвека спустя американский предприниматель и футуролог Билл Джой высказал опасения, что нанотехнология обретет самостоятельность и выйдет из-под контроля человека. Она и другие технологии будущего могут поставить человека под угрозу вымирания.
Своим пророчеством Шельски точно выразил дух времени середины прошлого века, и этот дух, как свидетельствуют предостережения Джоя, все еще жив. Парадокс заключается в том, что именно наука и техника – главные источники растущей неопределенности современных общественных отношений. Вопреки всем предсказаниям эпоха господства таких могущественных социальных институтов, как государство, церковь, армия, приближается к концу. Управление общественными процессами, планирование и прогнозирование представляют собой все более трудную задачу. Эпоха индустриального общества подходит к концу; способности и навыки, которые были нужны для обеспечения в нем социального порядка, сегодня теряют свое значение.

Эпоха работников знания

Знание, научное или техническое, можно определить как “способность к действию”, как возможность “что-то привести в движение”. Особым статусом в современном обществе оно обязано не своей абсолютной истинности, объективности, бесспорности или адекватному отражению реальности, но тому, что эта форма знания перманентно, в большей мере, чем какая-либо другая, создает новые возможности действия.
Труд, основанный на знании, существовал и прежде; эксперты были всегда. Господство никогда не опирается только на физическую силу – оно всегда предполагает превосходство в знании. И общественное воспроизводство не есть лишь физический процесс, оно всегда есть воспроизводство культуры, что означает воспроизводство знания.
В этом смысле общественные формации прошлого вполне можно рассматривать как прообразы или ранние формы общества знания. Примеры – древнеизраильское общество, которое было структурировано религиозно-правовым знанием Торы, или древнеегипетское, где организующим принципом и основой господства служило религиозно-астрономическое и аграрное знание. Расцвет целых цивилизаций, например, цивилизации ацтеков, римлян или китайцев основывался в конечном счете на превосходстве их знаний и информационных технологий.
Особенность же нынешнего этапа – то, что число профессий, сопряженных с основанным на знании трудом, растет, в то время как доля рабочих мест, требующих ограниченных умственных навыков, стремительно сокращается. В результате все меньше людей занято в сфере материального производства.

Новая форма жизни социума

Развитие в направлении хрупких социальных систем – очевидное следствие несбалансированного расширения возможностей современного общества. Власть больших институтов все больше подрывается и ограничивается растущим потенциалом действия малых групп. Как объяснить это смещение в социальных и политических весах?
Стремительно растущий потенциал способностей к действию радикально преобразует современные институты, порождая ощущение неподвижности общества. Скованность действий общества в целом, коллективных действий – оборотная сторона неутомимой индивидуальной гонки в обществе знания..
Рост потенциала действий человека – еще не гарантия удовлетворенности и счастья. Распространение знания влечет за собой не только непредвиденные риски и неопределенности, но и создает “освобождающий потенциал действий”.
Хрупкость общества
Современные общества суть образования, которые отличаются прежде всего тем, что сами производят свои структуры, сами определяют свое будущее, а стало быть, обладают способностью к саморазрушению. Было бы ошибкой понимать расширение общественных возможностей как исключение рисков, несчастных случаев, произвола и вообще всех обстоятельств, на которые у отдельного человека мало возможностей как-то повлиять. Обратная сторона эмансипации за счет знания – риски, порождаемые этой же эмансипацией.
Растущее распространение знания в обществе и связанный с ним рост возможностей действия влечет за собой также и социальную неопределенность. Наука не дает людям никаких истин, она может дать им только более или менее обоснованные гипотезы и вероятностные выводы. Вместо того чтобы быть источником достоверных знаний и уверенности, она в первую очередь становится источником неуверенности и общественно-политических проблем. И для общества знания завтрашнего дня будут характерны неопределенность, неожиданные попятные движения и всякого рода сюрпризы. Растущая хрупкость общества знания поставит новые моральные вопросы, в том числе вопрос о политической ответственности.
Одной из важнейших тем ближайших десятилетий будет вопрос о наблюдении и контроле над знанием. Начнется интенсивное развитие нового политического поля – политики в области знания.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru