ШКОЛЬНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК
«Все беды начались с этого закона», –
считает Морис МАШИНО, автор
нашумевшей книги «Родители против учителей»
Эта книга недавно появилась на
прилавках французских магазинов. Автор ответил
на вопросы журналистов.
– Вы нарисовали ужасающую картину
французского образования, изобразив безнадежную
борьбу учителей с посредственными учениками,
назойливыми родителями. Вы не преувеличили?
– Я думаю, что реальность еще тяжелее для
педагогов, а родители и ученики в значительной
степени несут ответственность за это. Конечно,
есть такие, которые действительно помогают, но
многие ведут себя нагло, грубо и разрушительно
вмешиваются в учебный процесс, порой доходят до
агрессивных действий, чаще на вербальном уровне,
но бывает и на физическом.
– Вы считаете, что родители плохо воспитаны?
– Это факт! Сколько родителей влетают в класс во
время урока подобно урагану, даже не извинившись
перед учителем. Не сказав ни здравствуйте, ни до
свидания. А любимая фраза: “У меня есть связи, вы
еще пожалеете…”
– Вы долгое время преподавали. Когда вы
поняли, что ситуация ухудшилась?
– Я преподавал философию до конца 80-х. Дети не
сильно напрягались, но были довольно милы.
Переломным стал 1989 год – год принятия нового
закона. С этого момента начала расти
родительская агрессия, получила поддержку
абсурдная идея многих родителей о том, что раз
они сами ходили в школу, то знают, какой она
должна быть.
– Закон 1989 года провозгласил принцип
совместного участия в образовании. Что тут
плохого?
– Все беды начались с этого закона! Родителям
разрешили войти во все административные
образовательные органы, и они вообразили, что
имеют право на все. Я думаю, что полновластным
хозяином в школе должен быть учитель. Школа – это
не “место жизни”, а “место обучения”, где
передаются знания.
– Ваши взгляды могут показаться
устаревшими.
– Все эти ограничения объемов домашних заданий,
выученного наизусть, облегчение программ,
освобождение от экзаменов, отмена
второгодничества! По какому праву родители
отменяют решение педагогов о необходимости
повторного прохождения курса? Поэтому некоторые
дети не умеют читать в шестом классе, а на
выпускном экзамене делают ошибки в каждом слове.
Идея совместного образования ошибочна. Это все
равно что просить пассажиров самолета стать
партнерами пилота, поучаствовать в управлении.
– Но вы ведь не отрицаете, что ребенок учится
лучше, если семья и педагоги действуют
согласованно?
– Я думаю, что ученик хорошо учится, если
испытывает что-то вроде восхищения перед
учителем. Любя учителя, он начинает любить и
предмет. Одна из задач школы – научить ребенка
руководствоваться не эмоциями, а разумом.
– Но сегодня родители требуют полной
информации, а учителя часто прибегают к помощи
семьи в обучении ребенка.
– Главное, что должны сделать родители, – это
хорошо воспитывать ребенка. Даже в благополучных
районах семьи с этим не справляются. В одном из
самых престижных лицеев Парижа педагогический
совет счел необходимым ввести специальный курс,
дающий представление о том, что такое уважение.
Родители все свалили на учителей. Они требуют,
чтобы педагог в одном лице совмещал и психолога,
и врача, и няньку…
– Но вы не можете не признавать, что родители
заинтересованы в школьных успехах своих детей.
– Конечно! Но что они делают для этого? Они
интересуются только отметками, только
благополучным переходом в следующий класс. Они
не желают потратить и десяти минут в день, чтобы
разобраться, что именно не получается у ребенка.
Если в семье есть деньги, хотя бы нанимаются
репетиторы. А говорить о родителях, замученных
работой или, напротив, безработицей, и вовсе не
стоит.
– По-вашему, родители виноваты во всем. Не
кажется ли вам, что кое в чем виновата школа?
– Мы распахнули школьные двери настежь, широко
применяем непроверенные методы, а потом
удивляемся кризису школьной системы. Но я
согласен – за все происходящее в полной мере
несет ответственность министерство.
– Есть ли выход?
– Взаимоотношения родителей и педагогов
оптимальны, если директор умеет поставить
родителей на место, заставить уважать принятые
правила. Я за уважительных родителей.
Перевела Людмила ПЕЧАТНИКОВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|