ШКОЛЬНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК
Закон есть, система работает...
Конфликты остаются
История о том, как во Франции родители
стали частью школьной власти и что из этого
получилось
История вопроса
Когда-то эти два мира были совершенно отделены
друг от друга. В школе учили, дома воспитывали.
Это разделение обязанностей продержалось во
Франции до 60-х годов ХХ века. Но “родители начали
отстаивать свое право на участие в образовании
детей, поскольку чувствовали себя достаточно
компетентными”, – констатирует Даниэль Гайе,
социолог, автор книги “Школа против родителей”.
Свою роль сыграл бунтарский май 1968 года. Молодежь
отвергла авторитет профессоров и тем самым
подала пример родителям. С тех пор семья
беспрестанно стучится в школьные двери.
Объединившись в ассоциации, родители стали
реальной политической силой, и все успешные
министры учитывали их интересы. Закон 1975 года
гласит, что родители должны быть включены в
школьные сообщества. Еще через десять лет декрет
провозгласил их “потребителями коммунальной
услуги” со всеми вытекающими для администрации
последствиями. Таким образом, родители приобрели
право (при участии педагогов и школьной
администрации) влиять на вопросы, касающиеся
образования их детей, в частности выбора
специализации, решения о повторении курса (то
есть оставить ли ребенка на второй год, в
конечном счете решает семья).
В 1989 году Лионель Жоспен, министр образования,
произнес ключевое слово: “совместное
образование”, равноправное сотрудничество
семьи и школы. Теперь родители представлены во
всех органах, влияющих на школьные порядки: совет
класса, школы, административный, дисциплинарный
советы. Из 97 членов Высшего совета образования,
визирующего все решения министерства во Франции,
12 человек – представители родительской
общественности. Школа постепенно теряет
монополию на образование.
Но в реальности все не так гладко. У партнеров
масса взаимных претензий. Поддавшись очарованию
чудесных слов и законов, общество не помогло
педагогам и родителям научиться действовать
согласованно в интересах ребенка.
Во Франции несколько крупных родительских
объединений, они, увы, действуют разрозненно. Это
понятно. Объединения создавались
родителями-борцами, а сегодня в них нуждаются
скорее пользователи. К тому же многие родители
перестали считать школу важной частью жизни
ребенка, а значит, не занимаются ее проблемами.
Особенно это касается некоренного населения.
Только 3% родителей-иммигрантов участвуют в
работе ассоциаций.
Поиск решения
Диалог двух глухих может продолжаться
бесконечно и безуспешно. Уже невозможно понять,
кто больше виноват. Но значит ли это, что
сотрудничество учителей и родителей невозможно?
Конечно, нет!
“Все нужно объяснять и рассказывать, – считает
Мюриель, директор школы с двадцатилетним стажем.
– Семья доверила нам своих детей, но мы не должны
злоупотреблять доверием, оставляя родителей в
неведении. Я пользуюсь малейшей возможностью,
чтобы позвать родителей в школу, сделать их
участниками школьной жизни ребенка. В начале
учебного года я и все мои коллеги тратим не менее
двух часов, чтобы подробно проинформировать
семьи о программах, критериях оценивания, о
ближайших планах. Мы отвечаем на любые вопросы,
доказываем свою правоту. У родителей должно
сложиться совершенно ясное представление о том,
что ждет их ребенка в этом году. В течение года мы
обязательно встречаемся с каждой семьей
отдельно, регулярно проводим специальные уроки
для детей и родителей. Если у ребенка возникают
проблемы, я составляю договор с семьей, где мы
вместе определяем цели работы. Это помогает”.
Каков результат? На собрания в этой школе ходят
около 90% родителей. Из двухсот учеников
относительно серьезные проблемы только у трех.
Школа стала островком мира и покоя в районе.
Иногда нужно пережить кризис, чтобы услышать
противника. В колледже в Монпелье атмосфера
стала невыносимой. Девочки боялись выйти в
коридор, мальчики дрались постоянно. В конце
концов учителя обратились за помощью к
родителям. Объединившись, взрослые прежде всего
смогли преодолеть сопротивление чиновников,
провели некоторые реформы. Родители вошли во
вкус. С тех пор они регулярно участвуют в
педсоветах.
К сожалению, учителей не готовят к такому
сотрудничеству. Напротив, их учат скрывать от
родителей свои проблемы, не доверять им. “Нам
говорят, нельзя признаваться в том, что ты
начинающий учитель. Иначе родители не будут тебя
уважать и просто съедят”, – жалуется студентка
педагогического университета. Только в 15 из 26
французских педагогических университетов есть
курсы, касающиеся взаимоотношений школы с
родителями. Жан-Луи Одюк разработал один из них. В
программе такие вопросы: как провести
родительское собрание, как делать записи в
школьном дневнике, “точные, конструктивные, ни в
коем случае не оскорбительные”. Например, лучше
написать, что вы приглашаете родителей зайти в
школу, чем “вызвать” их.
Конечно, сотрудничество – это не только
вежливость. Но без нее нельзя! Речь не идет о
попустительстве некомпетентным педагогам,
эгоистичным родителям, невоспитанным детям.
Напротив, определяется роль каждого в системе
для того, чтобы получить наилучший результат.
В “Новой школе” в пригороде Лиона, когда ребенок
поступает в школу, семья берет на себя часть
расходов на образование (20–200 евро в месяц, в
зависимости от доходов), но при этом становится
совладельцем школы с правом решающего (не
совещательного!) голоса. Все управление
осуществляется советом, куда входят три учителя
и три родителя.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|