Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №37/2003

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ШКОЛЬНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК

Закон есть, система работает... Конфликты остаются

История о том, как во Франции родители стали частью школьной власти и что из этого получилось

История вопроса

Когда-то эти два мира были совершенно отделены друг от друга. В школе учили, дома воспитывали. Это разделение обязанностей продержалось во Франции до 60-х годов ХХ века. Но “родители начали отстаивать свое право на участие в образовании детей, поскольку чувствовали себя достаточно компетентными”, – констатирует Даниэль Гайе, социолог, автор книги “Школа против родителей”. Свою роль сыграл бунтарский май 1968 года. Молодежь отвергла авторитет профессоров и тем самым подала пример родителям. С тех пор семья беспрестанно стучится в школьные двери.
Объединившись в ассоциации, родители стали реальной политической силой, и все успешные министры учитывали их интересы. Закон 1975 года гласит, что родители должны быть включены в школьные сообщества. Еще через десять лет декрет провозгласил их “потребителями коммунальной услуги” со всеми вытекающими для администрации последствиями. Таким образом, родители приобрели право (при участии педагогов и школьной администрации) влиять на вопросы, касающиеся образования их детей, в частности выбора специализации, решения о повторении курса (то есть оставить ли ребенка на второй год, в конечном счете решает семья).
В 1989 году Лионель Жоспен, министр образования, произнес ключевое слово: “совместное образование”, равноправное сотрудничество семьи и школы. Теперь родители представлены во всех органах, влияющих на школьные порядки: совет класса, школы, административный, дисциплинарный советы. Из 97 членов Высшего совета образования, визирующего все решения министерства во Франции, 12 человек – представители родительской общественности. Школа постепенно теряет монополию на образование.
Но в реальности все не так гладко. У партнеров масса взаимных претензий. Поддавшись очарованию чудесных слов и законов, общество не помогло педагогам и родителям научиться действовать согласованно в интересах ребенка.
Во Франции несколько крупных родительских объединений, они, увы, действуют разрозненно. Это понятно. Объединения создавались родителями-борцами, а сегодня в них нуждаются скорее пользователи. К тому же многие родители перестали считать школу важной частью жизни ребенка, а значит, не занимаются ее проблемами. Особенно это касается некоренного населения. Только 3% родителей-иммигрантов участвуют в работе ассоциаций.

Поиск решения

Диалог двух глухих может продолжаться бесконечно и безуспешно. Уже невозможно понять, кто больше виноват. Но значит ли это, что сотрудничество учителей и родителей невозможно? Конечно, нет!
“Все нужно объяснять и рассказывать, – считает Мюриель, директор школы с двадцатилетним стажем. – Семья доверила нам своих детей, но мы не должны злоупотреблять доверием, оставляя родителей в неведении. Я пользуюсь малейшей возможностью, чтобы позвать родителей в школу, сделать их участниками школьной жизни ребенка. В начале учебного года я и все мои коллеги тратим не менее двух часов, чтобы подробно проинформировать семьи о программах, критериях оценивания, о ближайших планах. Мы отвечаем на любые вопросы, доказываем свою правоту. У родителей должно сложиться совершенно ясное представление о том, что ждет их ребенка в этом году. В течение года мы обязательно встречаемся с каждой семьей отдельно, регулярно проводим специальные уроки для детей и родителей. Если у ребенка возникают проблемы, я составляю договор с семьей, где мы вместе определяем цели работы. Это помогает”. Каков результат? На собрания в этой школе ходят около 90% родителей. Из двухсот учеников относительно серьезные проблемы только у трех. Школа стала островком мира и покоя в районе.
Иногда нужно пережить кризис, чтобы услышать противника. В колледже в Монпелье атмосфера стала невыносимой. Девочки боялись выйти в коридор, мальчики дрались постоянно. В конце концов учителя обратились за помощью к родителям. Объединившись, взрослые прежде всего смогли преодолеть сопротивление чиновников, провели некоторые реформы. Родители вошли во вкус. С тех пор они регулярно участвуют в педсоветах.
К сожалению, учителей не готовят к такому сотрудничеству. Напротив, их учат скрывать от родителей свои проблемы, не доверять им. “Нам говорят, нельзя признаваться в том, что ты начинающий учитель. Иначе родители не будут тебя уважать и просто съедят”, – жалуется студентка педагогического университета. Только в 15 из 26 французских педагогических университетов есть курсы, касающиеся взаимоотношений школы с родителями. Жан-Луи Одюк разработал один из них. В программе такие вопросы: как провести родительское собрание, как делать записи в школьном дневнике, “точные, конструктивные, ни в коем случае не оскорбительные”. Например, лучше написать, что вы приглашаете родителей зайти в школу, чем “вызвать” их.
Конечно, сотрудничество – это не только вежливость. Но без нее нельзя! Речь не идет о попустительстве некомпетентным педагогам, эгоистичным родителям, невоспитанным детям. Напротив, определяется роль каждого в системе для того, чтобы получить наилучший результат.
В “Новой школе” в пригороде Лиона, когда ребенок поступает в школу, семья берет на себя часть расходов на образование (20–200 евро в месяц, в зависимости от доходов), но при этом становится совладельцем школы с правом решающего (не совещательного!) голоса. Все управление осуществляется советом, куда входят три учителя и три родителя.

Ольга ЛЕОНТЬЕВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru