ШКОЛЬНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК
Сегодня в России разрабатывается новая
правовая и законодательная база, которая (так
хочется верить!) должна сделать родителей наших
учеников активными и ответственными участниками
образовательного процесса. Правда, такие законы
давно существуют во многих странах, а результаты
пока не обнадеживают...
Вместо того чтобы поддерживать уже существующие
варианты сотрудничества школы и семьи, пусть
немногочисленные, но всегда эффективные (ведь
они зародились не по приказу сверху, а по
обоюдному желанию школы и родителей учеников!),
государство пытается вновь и вновь навязывать
это взаимодействие и руководить им. Будто боится
отдать инициативу самым заинтересованным и
требовательным участникам этого процесса.
Похоже, успешность общения учителей, родителей и
учеников зависит лишь от опыта каждого
конкретного педагога. Как здорово, что многие
готовы поделиться этим бесценным опытом! Вот он,
берите... Но взять его нельзя. Можно лишь
накапливать свой опыт, знакомясь с чужим.
В общем, мы продолжаем разговор, начатый в
Институте учительского мнения. И еще раз
благодарим педагогов, поделившихся своими
рассуждениями о победах и поражениях в нелегких
школьных буднях.
«И такими мелкими кажутся школьные
проблемы, что я прячу их подальше и говорю совсем
о другом...»
Страницы из дневника классного
руководителя
24 мая 1995 г.
По разным причинам родители в школу приходят:
кто-то ребенка защитить, кто-то в сложной
ситуации разобраться, кто-то с просьбой
подействовать на мужа-пьяницу (и такое случается
– высок в деревне учительский авторитет).
С душевными порывами приходят реже. Вот почему
сегодняшний визит Натальи Петровны так меня
обрадовал. Она пришла рано, еще до уроков, скромно
поставила в коридоре корзинку, из которой
выглядывали голубые крокусы.
– Вот цветы в школу принесла, посадите на
участке. Это память об Андрее – он школу
заканчивает, уходит, а цветы пусть останутся.
Здорово! Не забыть бы об этом рассказать на
родительском собрании.
1 сентября 1995 г.
Сколько событий произошло в нашей «семье» за это
лето: Женька на рыбалке с настоящим поэтом
познакомился, у Игоря Наташа ножкой пошла, а у
другого Игоря сестренка Аня стала
первоклассницей. А значит, все это следует
отпраздновать!
16 сентября 1995 г.
Подрались Сережа и Игорь. Сережа умеет словом
обидеть, а Игорю словом не защититься. Зато у него
есть кулаки. А у Сережи – мама. А у Игоря – папа. И
покатилось «красное колесо». Как остановить это
противостояние? Как убедить Игоря, что сила – не
право?
30 октября 1995 г.
Пересилив усталость, последний раз смотрюсь в
зеркало и ловлю себя на мысли: спокойна! ах, как я
спокойна! А ведь еще утром – натянутая струна,
собираясь в школу, перемеряла весь свой нехитрый
гардероб, все искала, что бы такое сотворить с
собой, чтобы непременно изюминка была. Так
готовятся только к встрече с любимым. Я же
готовлюсь всего лишь к встрече с родителями моих
учеников.
13 марта 1996 г.
Близится очередное общешкольное собрание
родителей. До него надо обязательно провести
мини-собрания прямо в семьях, чтобы погасить все
тлеющие очажки возможного большого пожара. Эти
посещения семей – всегда огромный труд души.
Чего только не насмотришься и не наслушаешься за
время этих встреч.
...Одиночество вдвоем. Вернее, вчетвером – есть
еще дети. И любовь, наверное, была... Только в
глазах женщины черное облако печали. И у меня в
душе ощущение отчаяния, будто горит чужая жизнь
синим пламенем, а я и помочь не могу, хотя очень
хочется. Так неужели я своими мелкими школьными
проблемами подкину дров в этот костер? Никогда!
Что я – не мать? И ей:
– У Леночки все хорошо, вы не волнуйтесь.
Другая семья, и еще одно мини-собрание. Тут
сиротство. Не только детское. Женщина без мужа,
дочь без отца. И уют, и покой, а остается ощущение
собачьего холода, который прочно обосновался в
каждом углу. Девочка, припав к маминому плечу,
смотрит настороженным птенчиком.
«Не предам, не предам, не бойся, детка». – Глазами
в глаза, но она понимает.
В третьей семье встречаю полную безнадежность.
Папа с дочкой сидят у дверей, вздрагивая при
каждом стуке, ждут подзагулявшую маму. Дождутся
ли?
И такими мелкими кажутся школьные проблемы, что я
прячу их подальше и говорю с этими людьми совсем
о другом.
А потом они придут на родительское собрание,
спокойные, уверенные, что их дети – это просто
дети, а с детьми всякое случается, вот и все.
15 ноября 1996 г.
Кто-то мудрый сказал, что власть неотделима от
несправедливости. Так неужели учитель обречен на
то, чтобы быть несправедливым уже только потому,
что в его руках власть, пусть и хорошая, но власть
(властен карать и миловать)? И пусть власть эта в
руках доброго по природе человека и стремящегося
к справедливости, но ведь она и его заставляет
быть несправедливым. Примеры диктует сама жизнь.
Поставила сегодня Димке двойку по литературе
(знаний не обнаружил, ощущение, что не читал
совсем). Из разговора с мамой выясняется, что
читал, но под угрозой расправы – на печке, со
слезами пополам. Справедливо я поставила ему
двойку? Несправедливо. Но власть диктует: ставь,
раз знаний нет. Почему же так неуютно чувствую
себя?
12 января 1997 г.
Впереди самая трудная III четверть. И тысячи
вопросов. Один, на который никак не найду ответа:
кому годы школьного ученичества даются труднее
– родителям или детям? Вопросик! Учатся же они
вместе.
1 сентября 1997 г.
Большие! 9 класс! Взрослые! Вредные! Несносные!
24 сентября 1997 г.
Проблемы с Сашей у Елены Викторовны. Война! Она
молода, и ей трудно понять, что злого умысла нет в
мальчишке, просто не хватает усидчивости, плохо
идет усвоение – отсюда и протест.
23 октября 1997 г.
Как он вырос! Стал совсем юноша. Умеет одеться со
вкусом, галантен, хорошо танцует. Единственный из
класса работает и зарабатывает, не стесняется
пасти коров, считая это дело трудным и серьезным.
В собственном дворе целый год сам растит теленка,
чтобы продать его и купить магнитофон.
А на уроках к нему прежний детский подход, и он
платит тем же: дурачится, шалит, может показать
полное пренебрежение. Что делать?
26 октября 1997 г.
Кто такой классный руководитель? Классная дама?
Классная мама?
1. Через мою душу прошло несколько классов, и
каждый остался моим, испытываю к этим ребятам
настоящие родственные чувства.
2. Допив очередной пузырек корвалола, клянусь
себе, что больше до конца дней не возьму ни одного
класса.
3. Чем я руковожу? Судьбами! Это очень
ответственно и страшно.
4. На даму я как-то мало похожа. А мамой и хотела бы
стать, да не от одной меня это зависит.
5. Зачем так любят порочить тех, кого любишь?
Горько, мучительно слышать плохое о своем классе.
Мы уже пятый год вместе – семья! Но как труден
удел быть старшим членом этой семьи. Порой
становлюсь суровой, прячу любовь, а сама все
время настороже – не обидел бы кто-нибудь, ведь
птенцы еще, совсем птенцы желторотые.
6. Класс – это всегда буря, стихия. А порой так
хочется нежности. Смиряю себя: не жди, не
надейся... Еловая лапа под Новый год – это так,
баловство. А букет первых подснежников –
радость, конечно, возникающее вдруг чувство
взаимности, добро – добром...
2 ноября 1997 г.
Странная учительская привычка перекладывать
вину на чужие плечи. Он не выполнил домашнее
задание, которое задали вы. Ну при чем же здесь
родители?
13 марта 1998 г.
Сегодня родительское собрание на тему
«Некоторые приемы разрешения конфликтных
ситуаций».
Хорошо, что только «некоторые», не дай Бог
объявится человек, который скажет, что способен
разрешить любую. Не поверю, хотя за плечами
тридцать четыре года педпрактики.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|