ШКОЛЬНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК
Сегодня в России разрабатывается новая
правовая и законодательная база, которая (так
хочется верить!) должна сделать родителей наших
учеников активными и ответственными участниками
образовательного процесса. Правда, такие законы
давно существуют во многих странах, а результаты
пока не обнадеживают...
Вместо того чтобы поддерживать уже существующие
варианты сотрудничества школы и семьи, пусть
немногочисленные, но всегда эффективные (ведь
они зародились не по приказу сверху, а по
обоюдному желанию школы и родителей учеников!),
государство пытается вновь и вновь навязывать
это взаимодействие и руководить им. Будто боится
отдать инициативу самым заинтересованным и
требовательным участникам этого процесса.
Похоже, успешность общения учителей, родителей и
учеников зависит лишь от опыта каждого
конкретного педагога. Как здорово, что многие
готовы поделиться этим бесценным опытом! Вот он,
берите... Но взять его нельзя. Можно лишь
накапливать свой опыт, знакомясь с чужим.
В общем, мы продолжаем разговор, начатый в
Институте учительского мнения. И еще раз
благодарим педагогов, поделившихся своими
рассуждениями о победах и поражениях в нелегких
школьных буднях.
Приказано сотрудничать...
Достаточно ли внести изменения в
закон, чтобы сделать родителей реальной силой в
управлении школой?
В системе управления образованием, в его
главном оплоте – министерстве – вспомнили
наконец, что система-то у нас
государственно-общественная и заинтересовались
проблемой взаимодействия школы и родителей. Идея
вроде бы хорошая: внести поправки и изменения в
существующие законы и обновить
(«модернизировать») структуру управления школой,
позволив участвовать в нем родителям и
общественности.
В настоящее время созданы проекты методических
рекомендаций «О ежегодной публикации органами
местного самоуправления среднестатистических
показателей о соответствии федеральным и
местным требованиям условий осуществления
образовательного процесса в образовательных
учреждениях, расположенных на подведомственных
им территориях», «О реформе и порядке
предоставления общеобразовательным
учреждениям, учредителю и общественности
ежегодного отчета о поступлениях финансовых и
материальных средств». Но это еще не все.
Предполагается внести ряд изменений и
дополнений в Закон РФ «Об образовании» и Типовое
положение об общеобразовательном учреждении.
Зачем? Чтобы «усилить общественное участие в
управлении школой». Предполагается: все у нас и
так есть, надо только «усилить», «повысить» и
«расширить».
В пояснительной записке к изменениям
указывается, что за счет этих нововведений
«будут повышены роль и значение совета
образовательного учреждения», лишь треть от
общего числа членов которого (согласно
предлагаемому проекту закона) может быть
сформирована из работников данного
образовательного учреждения, а оставшиеся две
трети составят родители и ученики. При этом
расходование средств, изменения в
образовательном процессе в школе, результаты
обучения должны становиться достоянием
общественности. И эта информация в минимальные
сроки будет поступать к родителям и опекунам,
публиковаться в средствах массовой информации и
в Интернете.
Предлагаемые поправки копируют модель
общественно-государственного управления,
которое давно узаконено в Канаде, США, многих
европейских странах. Однако там школьные советы
не только разбирают конфликтные ситуации между
родителями и учителями. Они наделены широкими
полномочиями вплоть до изменения расписания,
отмены учебных курсов, утверждения школьных
бюджетов, а родители принимают в их работе
активное участие.
Но приведут ли эти поправки и рекомендации к
желаемому результату – к новому, более
современному способу организации образования?
Будет жаль, если нововведения снова окажутся
лишь на бумаге, как это произошло в Москве, где в
городской общественный совет по образованию
вошли: представители «системы» – руководители и
сотрудники правительства Москвы, комитетов
правительства и городской Думы – 10 человек;
Московского комитета образования и управлений
учебных округов – 6 человек; работники префектур
– три человека; представители учреждений
образования и культуры – 12 человек; один
представитель союза работников образования; и
общественность – два работника средств массовой
информации.
А где же родители учеников? Власть отдавать
неизвестно кому (непроверенным в деле родителям)
да за просто так – ох как не хочется...
Создать видимость государственно-общественного
управления, может быть, и удастся. Это как раз
самое простое. Но как сделать нашу систему
образования открытой и прозрачной? Здесь не
обойдешься включением в разные советы двух-трех
человек «от общественности»!
Для этого в каждом регионе должны вырасти
родительские ассоциации, которые и будут
делегировать родителей (снизу) во все органы, где
пока решения принимаются только представителями
властной вертикали. А по приказу подобные
ассоциации не появятся, для этого нужны время и
доверие родителей к образовательной власти.
Может, с завоевания этого доверия, а не с
декларативных поправок и следует начинать?
Ната КРЫЛОВА,
кандидат философских наук
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|