Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №37/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛЬНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК

Сегодня в России разрабатывается новая правовая и законодательная база, которая (так хочется верить!) должна сделать родителей наших учеников активными и ответственными участниками образовательного процесса. Правда, такие законы давно существуют во многих странах, а результаты пока не обнадеживают...
Вместо того чтобы поддерживать уже существующие варианты сотрудничества школы и семьи, пусть немногочисленные, но всегда эффективные (ведь они зародились не по приказу сверху, а по обоюдному желанию школы и родителей учеников!), государство пытается вновь и вновь навязывать это взаимодействие и руководить им. Будто боится отдать инициативу самым заинтересованным и требовательным участникам этого процесса.
Похоже, успешность общения учителей, родителей и учеников зависит лишь от опыта каждого конкретного педагога. Как здорово, что многие готовы поделиться этим бесценным опытом! Вот он, берите... Но взять его нельзя. Можно лишь накапливать свой опыт, знакомясь с чужим.
В общем, мы продолжаем разговор, начатый в Институте учительского мнения. И еще раз благодарим педагогов, поделившихся своими рассуждениями о победах и поражениях в нелегких школьных буднях.

Приказано сотрудничать...

Достаточно ли внести изменения в закон, чтобы сделать родителей реальной силой в управлении школой?

В системе управления образованием, в его главном оплоте – министерстве – вспомнили наконец, что система-то у нас государственно-общественная и заинтересовались проблемой взаимодействия школы и родителей. Идея вроде бы хорошая: внести поправки и изменения в существующие законы и обновить («модернизировать») структуру управления школой, позволив участвовать в нем родителям и общественности.
В настоящее время созданы проекты методических рекомендаций «О ежегодной публикации органами местного самоуправления среднестатистических показателей о соответствии федеральным и местным требованиям условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях, расположенных на подведомственных им территориях», «О реформе и порядке предоставления общеобразовательным учреждениям, учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлениях финансовых и материальных средств». Но это еще не все. Предполагается внести ряд изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании» и Типовое положение об общеобразовательном учреждении.
Зачем? Чтобы «усилить общественное участие в управлении школой». Предполагается: все у нас и так есть, надо только «усилить», «повысить» и «расширить».
В пояснительной записке к изменениям указывается, что за счет этих нововведений «будут повышены роль и значение совета образовательного учреждения», лишь треть от общего числа членов которого (согласно предлагаемому проекту закона) может быть сформирована из работников данного образовательного учреждения, а оставшиеся две трети составят родители и ученики. При этом расходование средств, изменения в образовательном процессе в школе, результаты обучения должны становиться достоянием общественности. И эта информация в минимальные сроки будет поступать к родителям и опекунам, публиковаться в средствах массовой информации и в Интернете.
Предлагаемые поправки копируют модель общественно-государственного управления, которое давно узаконено в Канаде, США, многих европейских странах. Однако там школьные советы не только разбирают конфликтные ситуации между родителями и учителями. Они наделены широкими полномочиями вплоть до изменения расписания, отмены учебных курсов, утверждения школьных бюджетов, а родители принимают в их работе активное участие.
Но приведут ли эти поправки и рекомендации к желаемому результату – к новому, более современному способу организации образования?
Будет жаль, если нововведения снова окажутся лишь на бумаге, как это произошло в Москве, где в городской общественный совет по образованию вошли: представители «системы» – руководители и сотрудники правительства Москвы, комитетов правительства и городской Думы – 10 человек; Московского комитета образования и управлений учебных округов – 6 человек; работники префектур – три человека; представители учреждений образования и культуры – 12 человек; один представитель союза работников образования; и общественность – два работника средств массовой информации.
А где же родители учеников? Власть отдавать неизвестно кому (непроверенным в деле родителям) да за просто так – ох как не хочется...
Создать видимость государственно-общественного управления, может быть, и удастся. Это как раз самое простое. Но как сделать нашу систему образования открытой и прозрачной? Здесь не обойдешься включением в разные советы двух-трех человек «от общественности»!
Для этого в каждом регионе должны вырасти родительские ассоциации, которые и будут делегировать родителей (снизу) во все органы, где пока решения принимаются только представителями властной вертикали. А по приказу подобные ассоциации не появятся, для этого нужны время и доверие родителей к образовательной власти. Может, с завоевания этого доверия, а не с декларативных поправок и следует начинать?

Ната КРЫЛОВА,
кандидат философских наук

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru