ТЕСТ НА ВЫНОСЛИВОСТЬ
Как проверить знания ребенка, а не
крепость его нервной системы
Психиатров наш народ боится больше,
чем зубных врачей. На совет обратиться за
консультацией к психиатру родитель искренне
обижается: «Что ж, у меня ребенок псих, что ли?»
Тем не менее многим детям, ранимым,
неуравновешенным, тревожным, помощь врача могла
бы существенно облегчить жизнь, если
спохватиться вовремя, задолго до возникновения
серьезных проблем. Однако даже в последние дни
перед экзаменами совет специалиста будет
нелишним.
Здоровому человеку в жизни
необходимо и даже полезно переживать стрессовые
ситуации, позволяющие мобилизовать скрытые
ресурсы организма, проверить свои силы, показать,
на что он способен. Совсем иначе обстоит дело с
детьми, у которых, как мы говорим, есть
определенные личные проблемы. Не обязательно
серьезные заболевания – любые нарушения психики
и нервной системы. Сегодня таких ребят все
больше. Если в жизни подростка были какие-то
клинические проявления, даже эпизодические
(неврозы, страхи, депрессивные состояния), то к
нему нужно относиться очень бережно, создавать
щадящие условия жизни и работы. При этом он может
обладать прекрасными интеллектуальными
возможностями, демонстрировать великолепные
результаты. Но только в спокойной, комфортной
ситуации. Стресс, перенапряжение для него
губительны, так как могут спровоцировать
обострение болезни.
Экзамен – серьезное испытание, большая
эмоциональная нагрузка, нервное напряжение. Мы, в
сущности, не знаем, как это сказывается на
здоровье подростков. У нас, похоже, не ведется
статистика по этому поводу. Есть частные
наблюдения, скажем, на примере наших пациентов.
Старшеклассники приходят к нам в основном в июне,
после экзаменов. Во время сессии боятся
жаловаться, терять время на лечение, надеются
“дотянуть”. А потом срываются, порой надолго.
Сейчас в отделении два таких ребенка. Еще прошлым
летом поступили, после экзаменов в 9 классе. Оба
страдали заиканием, но состояние было довольно
стабильным, дети могли учиться в массовой школе.
По новому положению сдавать экзамены в щадящем
режиме им не разрешили. Вот и сдали по полной
программе. Речь ухудшилась так, что нормальное
общение стало невозможным, обострились
комплексы, неуверенность, тревожность. Год
лечатся. Не могут вернуться в обычную школу,
вынуждены заниматься в нашей, при больнице. И еще
неизвестно, как будет обстоять дело с экзаменами
в 11 классе. Ведь если в будущем году им станет
легче, то снова придется сдавать на общих
основаниях. Что станет со здоровьем? Сколько
детей вынуждены обращаться к врачам после
экзаменов? Неизвестно.
Новое положение о сдаче экзаменов в щадящем
режиме совершенно не отражает интересов детей.
Конечно, раньше справки, дающие освобождение от
экзаменов, порой покупались за деньги. Это плохо.
Сейчас все строже и легче контролируется, но
детям хуже. А больных, слабых детей с каждым днем
все больше. Почему их интересам надо предпочесть
интересы закона?
Мы пытаемся как-то помочь своим пациентам.
Приходится звонить в районные поликлиники,
директору школы. Обычно они охотно идут
навстречу, потому что им самим жалко детей.
Вместе стараемся обойти суровый закон.
Невозможно смотреть, как система губит ребенка,
как многолетние усилия по укреплению здоровья
идут насмарку. А если не выходит – ничего не
поделаешь. Лечим. Мы всего лишь врачи.
Предостережение
Если ваш старшеклассник:
1) постоянно жалуется на усталость, не может никак
усадить себя за учебники;
2) жалуется, что ничего не может запомнить, ничего
не понимает, ему приходится несколько раз
перечитывать одно и то же – и безрезультатно;
3) стал хуже спать, у него пропал аппетит;
4) часто и без причины плачет, его мучат страхи,
тревоги по самым разным поводам – все это должно
заставить родителей, учителей максимально
бережно отнестись к ученику, выработать
совместную программу действий.
Может, родителям стоит обратиться к врачу за
консультацией, если нужно, провести курс лечения
или даже отложить все испытания на год.
Как помочь
Большинство детей способны преодолеть
экзаменационный барьер, если мы, взрослые,
поможем им. Несомненно, идеальный вариант в
случае возникновения каких-либо проблем –
занятия с психотерапевтом. К сожалению, по разным
причинам в нашей стране это удел немногих.
Обычно семье проще поддержать своего выпускника
хорошим питанием, витаминами, аминокислотами.
Часто во время экзаменов дают глицин, биотридин
– безвредные и поддерживающие препараты. Всякие
“успокоительные” лекарства, транквилизаторы,
снимая страх, могут притуплять реакцию, поэтому
даже врачи стараются не назначать их в этот
период, особенно если ребенок раньше не
сталкивался с ними. Тем более не стоит давать
ребенку свою таблетку по принципу «мне помогает,
и тебе станет легче».
Лучше внушите подростку уверенность в успехе: “У
тебя все получится, ты сможешь”. Он должен
чувствовать, что вы (мама, учитель) всегда придете
ему на помощь. Он должен знать, что не одинок. “Я с
тобой” – не стесняйтесь повторять эту фразу.
Не жалейте времени на совместные занятия.
Неуверенным, тревожным детям полезно “поиграть
в экзамены”, несколько раз порепетировать
малейшие детали предстоящего испытания. Это
могут делать учителя на уроках, на консультациях.
Это можно делать и дома. “Давай представим: вот
ты сел за парту, перед тобой чистая тетрадь,
задачник…”
Щадящий режим
Как проверить знания ребенка, а не
крепость его нервной системы? Единого рецепта
нет. Все люди разные. Поэтому, на мой взгляд, нужно
предоставить разные возможности,
соответствующие индивидуальным особенностям
ребенка.
Для кого-то достаточно ограничить количество
экзаменов. И ученик справится. Просто в настоящий
момент у него есть силы не на пять, а на три
предмета. Ну и что?
Многим необходимо дополнительное время. Пусть не
положено. Если выпускник знает, что у него не
вырвут тетрадь из рук, дадут возможность
спокойно, не торопясь, доделать работу, он сможет
сосредоточиться на задании, выполнить его на
высоком уровне.
Экзамен желательно проводить в обстановке
максимального комфорта, в знакомом помещении, в
присутствии знакомых людей, которым подросток
доверяет. Может быть, не с классом, а в отдельной
аудитории.
Некоторым лучше сдавать экзамен в письменной
форме – тем, у кого плохо развита устная речь, у
кого трудности с общением, чуть замедленные
реакции. Другим, напротив, легче на устном
экзамене. В частности, левшам, у них часто
возникают проблемы с письменной речью. Бывает,
ученики страдают той или иной формой дисграфии,
но могут замечательно все рассказать.
Все вышеперечисленные льготы оговорены в новых
правилах для очень узкой группы действительно
тяжело больных детей. Но нуждается в них гораздо
большее количество ребят. В сущности, каждый
ребенок с неуравновешенной психикой должен
иметь право на такие поблажки. Тогда он сумеет
действительно реализовать свой потенциал.
Людмила ЯВОРСКАЯ,
заведующая психиатрическим отделением детской
психиатрической больницы
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|