Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №37/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ТЕСТ НА ВЫНОСЛИВОСТЬ

Гуманистическое образование, индивидуальный подход... Как только заходит речь об экзаменах, мгновенно забываются все высокие материи. Мы пока не можем (или не пытаемся?) изменить правила, продиктованные чиновничьей логикой, а не интересами детей, но по крайней мере в наших силах подготовить учеников к встрече с реальностью.
Разобравшись, в чем главные опасности, главные трудности экзамена, легче выдержать неизбежное испытание, максимально сохранив при этом здоровье и душевное равновесие.

Зоя ХИМЧАН,
научный сотрудник лаборатории психологии
посттравматического стресса и психотерапии
Института психологии РАН

Подготовка к экзамену: стратегия, тактика и маневр

Оценка… за что?

Почему мы считаем экзамены стрессом?
Прежде всего потому, что именно в это время нас оценивают со стороны и мы воспринимаем экзаменационную оценку не как показатель определенного уровня предметных знаний, а как оценку личности, способностей.
То же самое происходит и с родителями ученика. Дочь получила “пять”, значит, у меня хороший ребенок, а я хорошая мать. У сына “три” – значит, он глуп, ленив, а я плохой отец, который не сумел воспитать достойного наследника. Похожую логику можно наблюдать и у педагогов.
Когда такая цепочка выстраивается в сознании выпускника и окружающих взрослых, экзамен становится чрезвычайно сильным стрессом. Ученик уже не может ни готовиться, ни сосредоточиться на каких-то формулах и задачах. Он думает о возможных последствиях своего провала.
Порочную цепь ложных выводов необходимо разорвать! На экзамене оценивают только то, что я знаю, умею сегодня в области математики или биологии. Все!
Однако даже при таком подходе экзамен остается нелегким испытанием для всех его участников: детей, родителей, педагогов. Что тут посоветовать?

Советы взрослым

В стрессовой ситуации отчетливо выделяются три этапа: тревога, ожидание опасности; мобилизация всех сил и истощение, расплата за перенапряжение. Взрослые могут помочь выпускнику, если постараться избежать некоторых ошибок.
Ошибка первая. Часто педагоги, родители, стараясь подстегнуть детей, повысить их работоспособность, чуть ли не
с сентября начинают
нагнетать напряжение: осталось так мало времени, дни бегут, что будет, если не сдашь… Какой-то смысл в таких напоминаниях есть. Подростков полезно возвращать в реальность, от которой они так легко уходят. Но когда угроз и поучений слишком много, возникает обратная реакция. Ребенок либо протестует, вовсе отказываясь от учебы, назло всем бросая школу, уходя из дома, либо в нем рождается ужас от приближения неизбежной катастрофы.
Родители, учителя прежде всего должны победить свои страхи и помочь справиться с тревогами ребенку. В конце концов, если действительно ребенок не поступит в институт, лучше, чтобы у него не было ощущения непоправимой катастрофы.
Ошибка вторая. В период подготовки к экзаменам взрослым хочется убедиться, что выпускник эффективно занимается, ничего не упуская из виду. Они стараются проследить за всеми мелочами, за каждой минутой этого ответственного этапа. Давайте все-таки избавим детей от гиперопеки, гиперконтроля. Гораздо важнее в это время общаться с ребенком, больше разговаривать с ним. Он должен чувствовать, что это его жизнь, его решения и его ответственность. Не родители, не учителя столкнутся с последствиями его поступков, а он сам. Кстати, тогда и винить будет некого в случае неудачи.
Беспроигрышный вариант. Готовясь к экзамену, с одной стороны, внушите ребенку уверенность в победе, с другой – поговорите о том, что в случае провала ничего ужасного не произойдет. Продумайте вместе планы на будущее, исходя из высоких и из низких баллов. “Мы все равно будем двигаться к цели, но есть разные стратегии, обходные маневры”.
Не бойтесь, что ребенок расслабится. Он в любом случае хочет победить, но уверенность в себе связана в том числе и с правом на ошибку. Зато в случае неудачи он будет знать, что делать дальше, а не окажется в абсолютной пустоте и неизвестности.

Экзамен для родителей

Родителям накануне экзамена следует спросить себя, насколько они готовы к любому результату, насколько неожиданными станут для них итоговые оценки. Если ребенок не блещет математическими талантами, то, по всей видимости, вы обрадуетесь тройке по алгебре. Семье сильного ученика тяжело пережить даже четверку. Есть определенные амбиции, есть далеко идущие планы. Возможность неудачи, запасной вариант просто не рассматриваются. И если реальность не оправдывает ожиданий, то взрослые чувствуют себя растерянными, обманутыми, разочарованными. Все это они вымещают на ребенке, которому и без того плохо. “Мы создали тебе все условия, мы столько в тебя вложили, а ты…”
Не стройте свою программу по поводу ребенка, его будущего. Сначала спросите, чего он сам хочет, помогите ему разобраться в себе, ваша поддержка должна быть такой, чтобы ребенок смог ее принять.
На самом деле мы готовим ребенка к экзаменам всю жизнь, если позволяем ему научиться быть ответственным, интенсивно работать и верить в себя.

Советы выпускнику

Школа, курсы, репетиторы, аттестат, конкурс! Непосильная нагрузка! Что делать? Как со всем этим справиться? Искать баланс рабочего напряжения. Трудиться в меру сил, не надрываясь и не прячась от проблем.
В выпускном классе жизнь не должна ограничиваться учебой. Нужно отвлекаться. Договоритесь с родителями, что два-три вечера в неделю вы не сидите за книгами, а гуляете, веселитесь. Найдите время на полноценное общение с друзьями, на занятия спортом, на какие-то увлечения. Тогда даже в случае неудачи жизнь не покажется пустой и бессмысленной.
Напомним старую истину: накануне экзамена нельзя ничего учить. Лучше прогуляться вечером и пораньше лечь спать. Пусть голова будет свежая, а все, что вы успели выучить за долгие годы (или последние дни), уляжется в сознании и выстроится в систему.

Настал момент!

Во время экзамена взрослые должны вести себя максимально доброжелательно и открыто.
Детям надо отвечать на вопросы! Порой малейшее недопонимание мешает разобраться в сути задания. А излишняя подозрительность – разумно реагировать на вполне закономерные потребности детей. Кому-то нужно попить, а кому-то, наоборот, в туалет сходить, причем от волнения, может быть, и несколько раз. Кому-то для сосредоточения нужно посидеть спокойно. А кому-то походить. Такому надо позволить выйти в коридор, пройтись, пусть наблюдатель проследит, чтобы ученик не пользовался шпаргалками в это время.
На экзамене должен дежурить опытный врач, который поможет успокоиться, снять бурную эмоциональную реакцию. Есть несложные дыхательные, расслабляющие упражнения. Если буквально 3–5 минут потратить на них (можно прямо за партой, незаметно для окружающих, или вместе с врачом в сторонке), то почувствуешь себя гораздо спокойнее и сможешь перейти к заданию.
Взрослый на экзамене должен поддерживать ребенка: “Я уверен, вы это знаете, сейчас все вспомните” – а не возмущаться: “Как вы могли это забыть?”

Поговорим о новых экзаменах

ЕГЭ сегодня, конечно, воспринимается как более стрессовая форма. Во-первых, ученик сразу попадает в ситуацию настоящего конкурса. Во-вторых, слишком много неопределенного, незнакомого.
Когда мы говорим о западном опыте, то не учитываем нескольких важнейших факторов. Например, в Европе, Америке существует более разветвленная и благоустроенная социальная структура. Результаты тестирования не становятся фатальными для выпускника и его семьи. Всегда есть масса учреждений, учебных заведений, куда можно пойти после школы и повысить свою квалификацию. Как правило, семейные доходы позволяют оплатить дальнейшее обучение. А главное – есть определенный уровень доверия к результатам. У нас же все построено на глубочайшем недоверии всех ко всем: к тем, кто проверяет работы, к тем, кто принимает в институты, к тем, кто учит, и к тем, кто пишет.
Этим недоверием пронизаны все инструкции, создающие нервозную и совершенно нерабочую атмосферу на экзамене, тогда как стремиться надо к максимально комфортной и привычной обстановке. Только тогда мобилизуется память, проясняются мысли.
Чтобы тестирование стало действительно привычной формой контроля и не вызывало дополнительного напряжения, следует активно использовать его в повседневной школьной работе. Не менее двух лет требуется старшекласснику, чтобы научиться без внутренней дрожи правильно заполнять бланки (в них не допускаются никакие исправления!), чтобы понять, как распознать заведомо неверный вариант ответа, как распределить силы, какие вопросы следует пропускать, потому что они требуют слишком много времени на решение.
Кто научит этому? Для учителей тесты тоже непривычны. Нужно выпустить большое количество методических пособий, раздаточного материала и научить педагогов всем этим пользоваться. Пока не видно.
Кроме того, чтобы приготовить к экзамену, педагог должен хорошо представлять себе, по каким принципам он строится. Особенно в первые годы необходимо делать тесты открытыми. То есть публиковать, скажем, 1000 вопросов, а в экзамен попадет 50. И не нужно бояться, что начнутся натаскивание и зубрежка. Понимание материала, знание фактов, определенные умения на самом деле легче приобрести, чем зазубрить механически огромное количество бессвязных ответов. А уж если нашелся кто-то с феноменальной памятью и выучил наизусть все варианты, так его надо брать в любой институт с распростертыми объятиями. Это уникальный ребенок!
Если новая форма не проэкспертирована специалистами – психологами и физиологами, то такой эксперимент над тысячами выпускников просто преступен.
Правда, чиновники не слишком прислушиваются к мнению учителей. А ведь им, как никому, видно, что происходит с детьми, да и последствия всех чиновничьих решений расхлебывают именно они. Им приходится и детей готовить, и самим переучиваться. Педагоги чувствуют растерянность, тревогу и передают ее ученикам.

Советы чиновникам, если им, конечно, можно что-то советовать

Способные дети, много времени и сил отдающие занятиям, чаще бывают неуравновешенными, излишне чувствительными. И если на экзамене мы отбираем не солдат с крепкими нервами, а специалистов с высоким интеллектуальным потенциалом, если хотим не отсеять лишних, а выявить лучших, то должны создать такие условия, при которых талантливый ученик мог бы по-настоящему проявить именно интеллектуальные способности, умение глубоко и оригинально мыслить, а не только быстроту реакции, крепость нервной системы и хорошую память, хотя последние качества тоже важны.
Может, разрешить пользоваться какими-то справочниками?
Почему экзамены проходят по всей стране в некий день Х? Может, учитывая десятилетний опыт централизованного тестирования, позволить несколько попыток в течение 2–3 месяцев, и выпускник выберет лучшие результаты? Пусть поймет свои слабые места, научится исправлять ошибки. Это спокойнее, чем пять экзаменов подряд с интервалом в четыре дня. И каждый результат фатален.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru