ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Что будет с модернизацией, если
материально она ляжет только на плечи
муниципалов? Ее просто не будет
Так считают начальники муниципальных
управлений образования
Что значит модернизация
образования не для министерства, не для страны в
целом, а для конкретной школы? Назревшая
необходимость или очередная кампания, которую
надо пережить, сохранив максимально то, что
наработано раньше, и выбрав рациональные зерна
из новых веяний?
Наш обозреватель Людмила РЫБИНА побеседовала с
группой директоров школ Смоленска и начальником
Смоленского городского управления образования
Игорем ХРИНТУЛОВЫМ.
В концепции модернизации уже на первом
этапе – в 2001–2003 годах – предполагается
«передача оплаты работников
общеобразовательных учреждений и обеспечение
учебного процесса на уровень субъектов
Российской Федерации и придание муниципальным
учреждениям общего образования статуса
государственного образовательного учреждения».
«Если это станет практикой и заработная плата
будет в руках у регионов, не превратятся ли
муниципальные органы управления образованием в
школьные жэки: им останется заниматься только
содержанием учреждений? – считает начальник
Смоленского городского управления образования
Игорь Хриптулов. – Может быть, надо радоваться,
что к нам не будет претензий по зарплате, которой
мы фактически и сейчас не распоряжаемся. Но
изменится ли положение по существу, или учителям
просто придется предъявлять претензии в другой
адрес – субъектам Федерации?»
В концепции уделено внимание и сохранению, и
укреплению здоровья детей, в том числе и за счет
«улучшения организации питания обучающихся в
образовательных учреждениях». «Если честно,
надоело оправдываться за то, в чем ты не виноват,
– продолжает Игорь Викторович. – Система
бесплатных учебников умерла. Об этом не говорят
во всеуслышание, но на деле это произошло. Никто
не решается сказать о том, что бесплатное питание
тоже не может больше существовать. Не может
муниципалитет за него платить: детским садам
Смоленска я должен 12 млн руб. на питание,
школьникам – 6 млн руб.
Мы разоряем учреждения и детям полноценного
питания не даем. О каком здоровье может идти речь?
Мы решили увеличить дотацию на питание детей из
социально незащищенных семей до семи рублей, но
общая сумма осталась та же. Бесплатно положено
кормить детей с первого по пятый класс, но кто
больше нуждается – дети начальной школы или
старшеклассники, которые проводят в школе
гораздо больше времени? Наверное, и те и другие,
но у муниципалитета нет денег на то, чтобы
кормить детей.
Что будет с модернизацией образования, если
материально она ляжет на плечи муниципалов? Ее
просто не будет».
Теперь от школ требуют организации горячего
питания. Но во многих местах это совсем
неэффективно: затраты на помещение и
оборудование для кухни большие, а денег родители
детям дать на то, чтобы они в школе пообедали, не
могут. Во многих населенных пунктах 6–7 рублей –
дешевле стоить горячий обед не может – для семьи
большие деньги. На них сварят кашу на всю семью и
поедят.
Таких проблем много. Вот и сетуют муниципалы:
– С нас требуют, но никто не смотрит, как создать
условия для того, чтобы эти требования можно было
выполнить.
– Не решив базовых проблем, замахиваемся на
глобальные перемены. Причем и у учителя, и у
общества есть сомнения: те ли это перемены,
которые необходимы сегодня, нашли ли мы главное
звено?
– В областном центре учитель не имеет
возможности сходить в театр на премьеру, на
заезжих гастролеров. Почему? Как он чувствует
себя в классе, когда его ученики обсуждают то, что
они посмотрели? И в то же время концепция говорит
о повышении социального статуса работников
образования. Без денег это невозможно. Вопрос о
школьной форме поднимается то здесь, то там
потому, что среди одетых в форму детей учитель не
будет выглядеть серой мышью.
– Пока в обществе нет заказа на ту работу,
которую должна проделать школа, модернизации
тоже нет. Нет заказа на грамотного работника от
экономики страны. Когда такой заказ сложился,
например, в Южной Корее, там сразу нашли
возможность выделить образованию 25%
национального бюджета.
– Модернизация должна решить проблему прав, а
точнее, бесправия директора школы – учреждения,
которое только номинально является юридическим
лицом. У директора нет никаких рычагов
управления качеством образования. Зарплату
учителям он не определяет. Ну и содержание
образования за пределами его полномочий, так же
как и методы проверки знаний.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|