Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №37/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Что будет с модернизацией, если материально она ляжет только на плечи муниципалов? Ее просто не будет

Так считают начальники муниципальных управлений образования

Что значит модернизация образования не для министерства, не для страны в целом, а для конкретной школы? Назревшая необходимость или очередная кампания, которую надо пережить, сохранив максимально то, что наработано раньше, и выбрав рациональные зерна из новых веяний?
Наш обозреватель Людмила РЫБИНА побеседовала с группой директоров школ Смоленска и начальником Смоленского городского управления образования Игорем ХРИНТУЛОВЫМ.

В концепции модернизации уже на первом этапе – в 2001–2003 годах – предполагается «передача оплаты работников общеобразовательных учреждений и обеспечение учебного процесса на уровень субъектов Российской Федерации и придание муниципальным учреждениям общего образования статуса государственного образовательного учреждения».
«Если это станет практикой и заработная плата будет в руках у регионов, не превратятся ли муниципальные органы управления образованием в школьные жэки: им останется заниматься только содержанием учреждений? – считает начальник Смоленского городского управления образования Игорь Хриптулов. – Может быть, надо радоваться, что к нам не будет претензий по зарплате, которой мы фактически и сейчас не распоряжаемся. Но изменится ли положение по существу, или учителям просто придется предъявлять претензии в другой адрес – субъектам Федерации?»

В концепции уделено внимание и сохранению, и укреплению здоровья детей, в том числе и за счет «улучшения организации питания обучающихся в образовательных учреждениях». «Если честно, надоело оправдываться за то, в чем ты не виноват, – продолжает Игорь Викторович. – Система бесплатных учебников умерла. Об этом не говорят во всеуслышание, но на деле это произошло. Никто не решается сказать о том, что бесплатное питание тоже не может больше существовать. Не может муниципалитет за него платить: детским садам Смоленска я должен 12 млн руб. на питание, школьникам – 6 млн руб.
Мы разоряем учреждения и детям полноценного питания не даем. О каком здоровье может идти речь? Мы решили увеличить дотацию на питание детей из социально незащищенных семей до семи рублей, но общая сумма осталась та же. Бесплатно положено кормить детей с первого по пятый класс, но кто больше нуждается – дети начальной школы или старшеклассники, которые проводят в школе гораздо больше времени? Наверное, и те и другие, но у муниципалитета нет денег на то, чтобы кормить детей.
Что будет с модернизацией образования, если материально она ляжет на плечи муниципалов? Ее просто не будет».
Теперь от школ требуют организации горячего питания. Но во многих местах это совсем неэффективно: затраты на помещение и оборудование для кухни большие, а денег родители детям дать на то, чтобы они в школе пообедали, не могут. Во многих населенных пунктах 6–7 рублей – дешевле стоить горячий обед не может – для семьи большие деньги. На них сварят кашу на всю семью и поедят.
Таких проблем много. Вот и сетуют муниципалы:
– С нас требуют, но никто не смотрит, как создать условия для того, чтобы эти требования можно было выполнить.
– Не решив базовых проблем, замахиваемся на глобальные перемены. Причем и у учителя, и у общества есть сомнения: те ли это перемены, которые необходимы сегодня, нашли ли мы главное звено?
– В областном центре учитель не имеет возможности сходить в театр на премьеру, на заезжих гастролеров. Почему? Как он чувствует себя в классе, когда его ученики обсуждают то, что они посмотрели? И в то же время концепция говорит о повышении социального статуса работников образования. Без денег это невозможно. Вопрос о школьной форме поднимается то здесь, то там потому, что среди одетых в форму детей учитель не будет выглядеть серой мышью.
– Пока в обществе нет заказа на ту работу, которую должна проделать школа, модернизации тоже нет. Нет заказа на грамотного работника от экономики страны. Когда такой заказ сложился, например, в Южной Корее, там сразу нашли возможность выделить образованию 25% национального бюджета.
– Модернизация должна решить проблему прав, а точнее, бесправия директора школы – учреждения, которое только номинально является юридическим лицом. У директора нет никаких рычагов управления качеством образования. Зарплату учителям он не определяет. Ну и содержание образования за пределами его полномочий, так же как и методы проверки знаний.

Записала Людмила РЫБИНА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru