Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №37/2003

Первая тетрадь. Политика образования

НЕОФИЦИАЛЬНЫЕ ИТОГИ

Постскриптум к учебному году

Каждый учебный год заканчивается, как война.
Давно уже наша массовая школа стала школой выживания и детей, и взрослых в угоду укоренившемуся в умах предрассудку об 11-летнем сроке пребывания ребенка в образовательном учреждении как обязательном условии взрослой свободы.
Цена этому сроку – испорченное здоровье, навыки приспособленчества к нелепой и неоправданной муштре и заучиванию огромного объема формальных сведений. Цена этому сроку – привычка к тому, что тебя оценивают и ты любого имеешь право оценить. Цена этому сроку – отвращение к классическим образцам культуры, особенно литературы и истории, а также ко всем точным наукам и новомодным изобретениям сегодняшнего дня – ОБЖ, психологии семейной жизни и прочим перлам современной дидактики.
Врачи давно утверждают, что учеба в школе резко ухудшает здоровье школьников. И дело тут вовсе не в пресловутой перегрузке, как стараются доказать ведомственные ученые, а в том, что ребенок пребывает в условиях принудительного выполнения команд и приказов вышестоящих учителей, а сами вышестоящие учителя находятся в ситуации крайнего унижения, неуважения со стороны общества и начальства.
В каждой школе, на каждом уроке, на каждой перемене, в каждый момент школьной жизни идет борьба между страстным желанием ребенка отстоять себя, сберечь, укрыться и усилием образовательного учреждения подавить, заставить, наказать.
И дело не в плохих или хороших людях – учителя действительно прекрасные, но трудятся они в системе, где маленького человека исправляют, выравнивают, удаляют его недостатки и шероховатости. Теперь вот вместо модели выпускника выдумали «компетентности», тот же набор характеристик выпускаемого товара, только в научном камуфляже и англоязычной обертке.
Конференции проводят, учителям голову морочат, доклады читают о связи развития и «компетентностей».
А все то же: как бы нам из рядового необученного сделать вполне пригодного к строевой. То есть к работе на благо общества, к эффективной деятельности на производстве, к максимальному использованию на рынке труда.
Та же сказка про белого бычка, что и в славные советские времена: ну дайте же нам заказ, ну дайте же нам оправдание наших усилий и беспросветного рабского труда, ну ради чего же все наши и детские муки?

* * *
В замечательной школе № 590 в Санкт-Петербурге в Красносельском районе учителя спросили своих учеников: чему их учат и чему они на самом деле хотели бы научиться?
…Подросток острее, чем взрослые, чувствует перемены, он живет в становящейся культуре, он несет с собой ту жизнь, к которой мы еще только хотим его подготовить. Не будучи чаще всего готовы к ней сами.
Учителя 590-й школы оценивают работу своих воспитанников так:
– Наши десятиклассники считают для себя самым важным не то, чему их учат в реальности, а совсем другое – то, чему школа не учит.
Позволю себе заметить, что это самое распространенное среди старшеклассников суждение относительно школы.
Я разговаривал об этом с учениками многих школ во многих городах и поселках. Последний раз в Красноярске – с ребятами из отряда волонтеров Кировского района, с учениками 124-й и 71-й школ Свердловского района. Они все говорят о том, что самым важным для себя считают то, чему школа формально не учит, а что школа дает как бы сверх положенного.
И возникает очевидная государственная ложь: основное образование ребята получают (для себя, произвольно, по своей воле и с увлечением) в тех областях и по тем направлениям, которые официально никому не нужны и не важны – по крайней мере никаких отметок и золотых медалей за это им не будет. И поступать в вуз они должны по стандартным требованиям – формальным и, как правило, ничего для развития и жизнеустройства не дающим.
И ни один ребенок в школе не может понять, и ни один учитель и директор не могут объяснить ни себе, ни детям, для чего они все вынуждены лгать друг другу.
Н.Ш., 11 класс, 590-я школа, Красносельский район, СПб: «… принято считать, что образование – это получение систематизированных знаний. Но за пределами учебных заведений этого явно недостаточно, для решения жизненных проблем нужно что-то еще. Об этом мы много думали и спорили за месяцы общей работы, когда все вместе – ученики-выпускники и учителя – строили в своих мечтах и фантазиях модель новой школы».
Р.Я., 11 класс: «Трудясь в коллективе, да еще над таким проектом, я почувствовала себя настоящим творцом будущего. Мне было крайне важно, что проект школы будущего, все разработки его программы делаются именно подростками вне зависимости от опыта. Сколько было творчества и полета фантазии!»
О.К. 9 класс: «Мне кажется, самое важное, что я приобрела при работе над проектом, – опыт общения, поиска компромиссов и совместного решения творческих нестандартных задач».
Собственно, проект школы для старшеклассников 590-й и стал образовательной программой. Придумывая школу, они в ней и учились. И этот проект не передать другим. Он заканчивается вместе с последним звонком. А другие будут придумывать себе свою школу – новую.
Мы много раз говорили и писали о том, что бывает школа без детей и школа для детей.
Я много раз убеждался в том, что школа для детей – это новая школа. В том смысле, что она рождается вместе с поколением учеников. Новые ученики могут создавать свою новую школу для себя. И тогда в ней рутина побеждается творчеством и увлечением.
Много у нас таких школ?

Последний звонок – как праздник победы, и цветы, и радость со слезами на глазах.
И цена заплачена немалая – дошли!
Неужели так и будем сражаться за каждый учебный год и платить такую цену?

Александр АДАМСКИЙ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru