НЕОФИЦИАЛЬНЫЕ ИТОГИ
Постскриптум к учебному году
Каждый учебный год заканчивается, как
война.
Давно уже наша массовая школа стала школой
выживания и детей, и взрослых в угоду
укоренившемуся в умах предрассудку об 11-летнем
сроке пребывания ребенка в образовательном
учреждении как обязательном условии взрослой
свободы.
Цена этому сроку – испорченное здоровье, навыки
приспособленчества к нелепой и неоправданной
муштре и заучиванию огромного объема формальных
сведений. Цена этому сроку – привычка к тому, что
тебя оценивают и ты любого имеешь право оценить.
Цена этому сроку – отвращение к классическим
образцам культуры, особенно литературы и
истории, а также ко всем точным наукам и
новомодным изобретениям сегодняшнего дня – ОБЖ,
психологии семейной жизни и прочим перлам
современной дидактики.
Врачи давно утверждают, что учеба в школе резко
ухудшает здоровье школьников. И дело тут вовсе не
в пресловутой перегрузке, как стараются доказать
ведомственные ученые, а в том, что ребенок
пребывает в условиях принудительного выполнения
команд и приказов вышестоящих учителей, а сами
вышестоящие учителя находятся в ситуации
крайнего унижения, неуважения со стороны
общества и начальства.
В каждой школе, на каждом уроке, на каждой
перемене, в каждый момент школьной жизни идет
борьба между страстным желанием ребенка
отстоять себя, сберечь, укрыться и усилием
образовательного учреждения подавить,
заставить, наказать.
И дело не в плохих или хороших людях – учителя
действительно прекрасные, но трудятся они в
системе, где маленького человека исправляют,
выравнивают, удаляют его недостатки и
шероховатости. Теперь вот вместо модели
выпускника выдумали «компетентности», тот же
набор характеристик выпускаемого товара, только
в научном камуфляже и англоязычной обертке.
Конференции проводят, учителям голову морочат,
доклады читают о связи развития и
«компетентностей».
А все то же: как бы нам из рядового необученного
сделать вполне пригодного к строевой. То есть к
работе на благо общества, к эффективной
деятельности на производстве, к максимальному
использованию на рынке труда.
Та же сказка про белого бычка, что и в славные
советские времена: ну дайте же нам заказ, ну дайте
же нам оправдание наших усилий и беспросветного
рабского труда, ну ради чего же все наши и детские
муки?
* * *
В замечательной школе № 590 в Санкт-Петербурге в
Красносельском районе учителя спросили своих
учеников: чему их учат и чему они на самом деле
хотели бы научиться?
…Подросток острее, чем взрослые, чувствует
перемены, он живет в становящейся культуре, он
несет с собой ту жизнь, к которой мы еще только
хотим его подготовить. Не будучи чаще всего
готовы к ней сами.
Учителя 590-й школы оценивают работу своих
воспитанников так:
– Наши десятиклассники считают для себя самым
важным не то, чему их учат в реальности, а совсем
другое – то, чему школа не учит.
Позволю себе заметить, что это самое
распространенное среди старшеклассников
суждение относительно школы.
Я разговаривал об этом с учениками многих школ во
многих городах и поселках. Последний раз в
Красноярске – с ребятами из отряда волонтеров
Кировского района, с учениками 124-й и 71-й школ
Свердловского района. Они все говорят о том, что
самым важным для себя считают то, чему школа
формально не учит, а что школа дает как бы сверх
положенного.
И возникает очевидная государственная ложь:
основное образование ребята получают (для себя,
произвольно, по своей воле и с увлечением) в тех
областях и по тем направлениям, которые
официально никому не нужны и не важны – по
крайней мере никаких отметок и золотых медалей
за это им не будет. И поступать в вуз они должны по
стандартным требованиям – формальным и, как
правило, ничего для развития и жизнеустройства
не дающим.
И ни один ребенок в школе не может понять, и ни
один учитель и директор не могут объяснить ни
себе, ни детям, для чего они все вынуждены лгать
друг другу.
Н.Ш., 11 класс, 590-я школа, Красносельский район, СПб:
«… принято считать, что образование – это
получение систематизированных знаний. Но за
пределами учебных заведений этого явно
недостаточно, для решения жизненных проблем
нужно что-то еще. Об этом мы много думали и
спорили за месяцы общей работы, когда все вместе
– ученики-выпускники и учителя – строили в своих
мечтах и фантазиях модель новой школы».
Р.Я., 11 класс: «Трудясь в коллективе, да еще над
таким проектом, я почувствовала себя настоящим
творцом будущего. Мне было крайне важно, что
проект школы будущего, все разработки его
программы делаются именно подростками вне
зависимости от опыта. Сколько было творчества и
полета фантазии!»
О.К. 9 класс: «Мне кажется, самое важное, что я
приобрела при работе над проектом, – опыт
общения, поиска компромиссов и совместного
решения творческих нестандартных задач».
Собственно, проект школы для старшеклассников
590-й и стал образовательной программой.
Придумывая школу, они в ней и учились. И этот
проект не передать другим. Он заканчивается
вместе с последним звонком. А другие будут
придумывать себе свою школу – новую.
Мы много раз говорили и писали о том, что бывает
школа без детей и школа для детей.
Я много раз убеждался в том, что школа для детей –
это новая школа. В том смысле, что она рождается
вместе с поколением учеников. Новые ученики
могут создавать свою новую школу для себя. И
тогда в ней рутина побеждается творчеством и
увлечением.
Много у нас таких школ?
Последний звонок – как праздник победы, и цветы,
и радость со слезами на глазах.
И цена заплачена немалая – дошли!
Неужели так и будем сражаться за каждый учебный
год и платить такую цену?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|