КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ПЛЮС-МНУС ТВ
Каков вопрос, таков ответ
В программе канала «Культура» «Линия
жизни» (между прочим, одной из самых лучших на
нашем ТВ в попытке дать портрет известных людей)
Александр Ширвиндт и Михаил Державин
рассказывали о себе, своем детстве, вхождении в
профессию, товарищах по сцене. Рассказывали с
присущей им свободой владения непринужденной и
легкой формой диалога, где всегда присутствуют
ирония и юмор, но не ускользает и серьезный смысл
рассуждений о жизни. И словно наяву, возник перед
нами старый Арбат с его неповторимым жизненным
укладом, в коротких и емких характеристиках
прошли чередой мастера театра, оказавшие влияние
на наших героев. И тут в какой-то момент, отвечая
на одну из записок, Ширвиндт взорвался. Речь
зашла о тех, кого сегодня назначают кумирами
времени, наделяя их такими эпитетами, какие и не
снились, скажем, действительно великим Качалову
или Москвину. А сегодня титул «великого»
раздается с легкостью необыкновенной. Великие
все, особенно те, кого ТВ приглашает в свои студии
на разного рода ток-шоу или в персональные
передачи-раскрутки.
Телевидение понять можно. Оно все больше и больше
опирается на людей известных. Куда проще завлечь
в студию публичного человека, чем корпеть над
сложной передачей. И дешевле, и менее хлопотно.
ТВ, как паук, завлекает в свои сети, как вампир,
насыщается чужим кровотоком и энергией. И при
этом присваивает себе право поднимать до небес
того, кто пришел в гости. А как же иначе? Только у
нас! Это к нам (читай – ко мне) он пришел! Это наша
(моя) заслуга! Интонация придыхания становится
преобладающей почти в любом интервью. А если уж
задается с виду каверзный вопрос, то для того
лишь, чтобы «тостуемый» полегче из него
выкарабкался. Ладно «Апология» Диброва на ночном
первом канале. Она апологетична по своей сути и
откровенно пиарит, как теперь говорят, гостей
студии, часто по-настоящему интересных, иногда
неизвестных широкой публике, но достойных
внимания. Однако то, что поначалу привлекало
новизной, потихоньку превращается в привычное
клише: настолько однообразно-возвышен
восторженный стиль программы. Программа «Без
протокола» Бориса Бермана и Ильдара Жандарева по
форме напоминает некий допрос, только без
занесения в личное дело, однако прилюдный и
всеэкранно обнародованный. Вопросы и вправду
порой неприятные, а отвечать на них надо. Но все,
как правило, кончается миром и взаимными
здравицами.
Даже ироничные и колкие Дуня Смирнова и Татьяна
Толстая, начинавшие на «Культуре» «Школу
злословия» с вполне конфликтного диалога с
приглашенным в студию, постепенно превращают
свою передачу в общество взаимного восхищения.
Так было с писательницей Викторией Токаревой,
критиком Львом Аннинским и совсем на днях с
министром культуры Михаилом Швыдким. Татьяна
Толстая сказала даже в конце: “Как хорошо, что
она не подчиненный министра, а так бы ее оценки
приняли за лесть”. Конечно, негоже приглашать
гостей в дом и устраивать им головомойку. Как и
негоже льстить начальству (да и вообще льстить,
хоть и слаб человек). У Ильфа на этот счет в
«Записных книжках» есть одно наблюдение про
человека, который так боялся, что его обвинят в
лести, что начальству откровенно грубил. Грубить
никому не стоит, бумеранг обязательно вернется,
но ведь не для того придуман диалог, чтобы
говорить друг другу комплименты. Когда к этому
призывал Булат Окуджава, он имел в виду совсем
другое и совсем другие времена стояли на дворе,
когда привилегией браниться обладало только
начальство. И естественно, в адрес самых
талантливых и ранимых.
Привилегию вопрошать взяло сегодня на себя
телевидение. Но знаете, ведь часто бывает так:
каков вопрос, таков и ответ. Одни и те же вопросы
кочуют из передачи в передачу, одни и те же ответы
на них из разных уст объясняют нам основы бытия.
Как у поэта: что такое хорошо и что такое плохо.
Веками на эту тему писали философские трактаты,
толстенные тома, ставили спектакли, потом начали
снимать кино, теперь вот решают с помощью
телевидения. Будьте любезны, за полчаса
отчитайтесь, что там у вас в голове (только
побыстрее, мы сейчас выйдем из эфира). Я бы на
месте многих пореже ходил на телевидение. Ведь
молчащего чаще принимают за умного и
загадочного, чем трещащего без умолку. А впрочем,
может, это просто условие новой всеохватной игры:
не важно, что ты говоришь, важно, что ты постоянно
на виду.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|