ЗАВТРА – КАНИКУЛЫ!
Учебный год и еще один день
Как сделать его настоящим праздником?
Совсем немного осталось до лета. Еще
несколько дней – и только выпускники будут
приходить в школу каждый день, сдавая экзамены. А
всем остальным – свобода! Годовые оценки
выставлены, и детская душа уже не принадлежит
школе, мысли далеко – на речке, в лесу, внутри
приключений. Но это вовсе не означает, что наши
дети не нуждаются в ощущении Большой Точки,
Некоторой Черты, Финала. Все-таки еще один год
жизни прожит. Ребята, особенно младшеклассники, в
большинстве своем смутно чувствуют, что
подросли, многому научились. А чему конкретно, в
чем изменились – едва ли скажут. Понять и
почувствовать это может помочь учитель – такой,
который стремился именно прожить со своими
учениками этот год, а не только передать им некую
сумму знаний.
Сегодня своими секретами делятся педагоги
маленьких авторских школ. Возможно, их идеи
покажутся нашим читателям невыполнимыми в
условиях большой школы. Но ведь главное – не
перенять чужие рецепты радости, а вдохновиться
ими, чтобы придумать свою счастливую жизнь. Не
так ли?
Екатерина СКВОРЦОВА,
частная школа «Эпишкола»
Санкт-Петербург
Не забудьте пересечь экватор, когда
переходите в следующий класс!
“Эпишкола» – маленькая частная школа,
живущая в Петербурге. Школа наша растет
помаленьку – прибавляя по классу в год. Эпи – от
греч. epi – на, над, сверх, при, после, возле
(эпиграф, эпилог, эпизод, эпитет, эпицентр,
эпицикл…). «Эпишкола» – школадошколы,
школапослешколы, школавнешколы,
школаоколошколы… «Эпишкола» – школа, не
ограничивающая мир ребенка рамками школы.
Всего в школе чуть более 50 ребят, соответственно
в каждом классе от трех до 11 человек. Понятное
дело, что о выпускном как особом празднике первые
годы и речи не заходило. Просто никто никуда как
бы не переходил. Первый выпускной был у нас в 1997
году, когда ребята доросли до пятого и
«выпускались» из начальной школы в среднюю. Мы
задумались о специальном празднике, специальном
ритуале в конце года. Поскольку слово
«выпускной» обычно сразу же ассоциируется со
словом «бал», то и мы решили, что ребятам нужно
устроить настоящий бал. Все готовили костюмы,
разучивали танцы, готовили подарки и
поздравления, мальчикам сделали очень похожие на
настоящие кивера, в общем, был замечательный,
красивый праздник.
Мы считали важным как-то специально отметить эту
границу, этот переход в другое состояние – из
начальной школы в среднюю. В некотором смысле
это, конечно, должен был быть праздник третьего
класса. Но поскольку школа у нас маленькая,
отношения достаточно тесные, можно сказать,
почти семейные, как-то неправильно было
праздновать только одному классу. Ведь конец
учебного года и момент перехода в следующий
класс касается не только третьеклассников –
рассуждали мы тогда. И тут у нас родились
основные идеи праздника – переход, игровые
испытания, торжественное посвящение,
обозначение нового состояния.
Каждый год что-то придумывалось по-новому,
по-своему, рождались разные сюжеты, идеи
облекались в новые формы, с ростом ребят
увеличивалась доля их участия в подготовке этого
действия, но основные «атрибуты» оставались
практически неизменными.
В 1998-м мы играли в город Эпишкольск. В городе были
улицы и кварталы. На улицах в этих самых
кварталах жили классы – соответственно были
кварталы № 1, № 2, № 3, № 5 (первого, второго,
третьего, пятого классов). А также мы пригласили
на праздник дошкольников, будущих наших
первоклассников, у них был свой квартал –
дошкольный. Во всех кварталах сидели ребята со
своими учителями и родителями (немножко сзади). И
таинственно и призывно пустовали стулья в
квартале № 6.
Вел праздник мэр города Эпишкольска. По очереди
предоставлялось слово городским кварталам –
классам. Они (в виде разнообразного собственного
творчества) отчитывались о проделанной за год
работе – показывали, чему полезному они
научились за год. Подтверждали свои умения и
получали право переходить в квартал с номером на
один больше. Соответственно начали мы праздник с
пятиклассников, они благополучно перешли в
шестой квартал и освободили пятый. Дальше каждый
последующий класс занимал пустующие кресла в
соседнем квартале. Вот такая была процедура
перехода. Перехода и в прямом смысле этого слова
– из квартала в квартал, из класса в класс
переходили, переступая черту, разделявшую
классы, занимая новое место.
На другой год пришла в голову идея, что очень
благодатная тема для праздника – море. И мы
отправились в морское путешествие. Заранее
ребята украсили помещение – повесили на
ниточках сложенных из бумаги рыбок, был сооружен
корабль со спасательными кругами, штурвалом,
колоколом… Главные герои – капитан Врунгель и
старший помощник Лом. Они набирали команду для
плавания. Проверяли их готовность, их
«классность».
Ребята по классам готовили выступления – о море,
о морских животных… Лом давал новым «матросам
корабля» и другие «морские» задания-испытания –
пройти всем классом, держась за руки, по канату;
вбить одной рукой гвоздь в деревяшку (а другая в
это время придерживает бескозырку, сдуваемую
ветром) и т.п. Общими усилиями в ходе праздника
необходимо было украсить корабль флажками
(выполнить флажками морской азбуки надпись
последний звонок). Выпускники этого года –
третьеклассники давали последний звонок, звоня
по очереди в корабельный колокол.
Этап перехода был обыгран так. Мы же на корабле в
дальнем плавании – значит, пересекаем экватор. А
на кораблях, как известно, есть традиция: тех, кто
в первый раз пересекает экватор, купать в морской
воде. Вот и мы тоже решили соблюсти традицию.
А поскольку все ребята первый раз переходили из
одного класса в другой (второгодников у нас нет),
то всех ребят по очереди «выкидывали за борт». В
одну дверь кабинета – «кают-компании» выходили
ребята со значком, скажем, «пятый класс» на груди;
на время исчезали из общего поля зрения; а
«поднимались на борт» (в другую дверь входили)
уже со значком «шестого класса» (и с заслуженным
подарком в руках). А за дверью учителя брызгали
ребят водой – купать так купать…
А в конце капитан Врунгель зачитал приказ по
кораблю: за проявленные смекалку и мужество
присудить очередное звание матроса (1, 2, 3-го…)
класса таким-то ученикам…
Что будет в этом году на выпускном празднике? Мы
подробностей еще сами не знаем. Просто еще не
придумали. Дело в том, что от момента, когда мы
пишем эту статью, до выпускного еще три недели. В
нашем творческом коллективе все еще может много
раз поменяться за это время. Но общий сюжет уже
понятен. Праздник будет называться «Хоббиты
нашего двора». И пока президенты разных стран
будут шумно отмечать 300-летие Петербурга, мы
потихонечку уйдем в наши «норы», «затеряемся» в
Средиземье, чтобы не мешать их празднику и
спокойно отметить свой. Надеемся, что они нам
тоже мешать не будут. Соответственно каждый
класс будет играть какой-то народ из известных в
Средиземье – гномов, хоббитов, эльфов… В трудное
путешествие уйдут выпускники этого года –
хоббиты-третьеклассники и
гномы-девятиклассники. На своем пути они
встретят разные народы. Все они расскажут о себе,
но и предложат путешественикам преодолеть
различные испытания. Обязательно по дороге
встретится и гостеприимная таверна «Резвый
пони», в которой как раз окажутся несколько
заезжих театров. А в итоге, пройдя через все
земли, преодолев все испытания, жители
Средиземья встанут в один общий дружеский круг,
который и есть кольцо Всевластия, защищающий нас
от бед и дающий силы на многие годы.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|