Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №36/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЗАВТРА – КАНИКУЛЫ! 
 

Учебный год и еще один день

Как сделать его настоящим праздником?

Совсем немного осталось до лета. Еще несколько дней – и только выпускники будут приходить в школу каждый день, сдавая экзамены. А всем остальным – свобода! Годовые оценки выставлены, и детская душа уже не принадлежит школе, мысли далеко – на речке, в лесу, внутри приключений. Но это вовсе не означает, что наши дети не нуждаются в ощущении Большой Точки, Некоторой Черты, Финала. Все-таки еще один год жизни прожит. Ребята, особенно младшеклассники, в большинстве своем смутно чувствуют, что подросли, многому научились. А чему конкретно, в чем изменились – едва ли скажут. Понять и почувствовать это может помочь учитель – такой, который стремился именно прожить со своими учениками этот год, а не только передать им некую сумму знаний.
Сегодня своими секретами делятся педагоги маленьких авторских школ. Возможно, их идеи покажутся нашим читателям невыполнимыми в условиях большой школы. Но ведь главное – не перенять чужие рецепты радости, а вдохновиться ими, чтобы придумать свою счастливую жизнь. Не так ли?

Константин КАЛАШНИКОВ,
школа “Диалог”
г. Сосновый Бор,
Ленинградская область

И нарисуйте портрет будущего лета!

Уклад жизни школы “Диалог” устроен таким образом, что у нас весь год получается учебным. И это не из желания вредных педагогов побольше детей помучить. Мы рассматриваем образование как непрерывный жизненный процесс, в котором каникулы – нонсенс. Просто формы и задачи образования меняются сообразно времени года и месту их решения. Об этом мы сразу честно предупреждаем родителей и детей, приходящих к нам.
Выезды на Ладожское озеро осенью и весной наиболее подходят для проведения предметных погружений: словесность, биология, математика... Летом – особый образовательный этап. Он связан с деятельностью детско-взрослого поселения “Ладога” на берегу озера. Здесь, кроме упомянутых погружений, можно за две-три недели разобраться «живьем» в школьной ботанике так, как этого никогда не сделаешь в городе, задуматься «о времени и о себе», участвуя в семинаре для подростков, начать осваивать плотницкое ремесло, стать участником (и мальчишкам тоже) «Школы нянь» и заняться множеством других прекрасных дел… Поэтому неудивительно, что многие ребята целый год живут ожиданием новой «Ладоги».
Апрель–май связаны для наших учеников скорее с ощущением того, что кончается учеба в городе и скоро (ура!) мы будем учиться в лесу: идут обсуждения, чем лучше всего заняться в «Ладоге» в этом году, перетряхивается лесное снаряжение… Здесь главная забота взрослых – направить детские приготовления в конструктивное русло. Особенно предвкушают конец городского и начало лесного этапа обучения дети младшего школьного возраста и мальчишки-подростки.
Именно в этот момент, на рубеже, очень важно подвести вместе с ними черту: оглянуться на планы годовой давности (кто-что-как предполагал делать), помочь увидеть, что удалось и что не удалось выполнить на самом деле, и попытаться «разглядеть» содержание очередного этапа… Ведь умение «планировать свою жизнь» – наука, без которой не взрослеют.
Хотя дети и подростки все равно спешат вперед, им интереснее скорее сочинить очередную главу своей жизни – яркое лето. И однажды, расстелив на полу огромный лист бумаги (три на три метра!), мы рисовали портрет «Грядущее лето». Все вместе рисовали. И дети, и взрослые.
А осенью подоспел и другой портрет – «Лето прожитое».
Положили их рядом…
Сравнили…
Полезное дело, оказалось.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru