ЗАВТРА – КАНИКУЛЫ!
Учебный год и еще один день
Как сделать его настоящим праздником?
Совсем немного осталось до лета. Еще
несколько дней – и только выпускники будут
приходить в школу каждый день, сдавая экзамены. А
всем остальным – свобода! Годовые оценки
выставлены, и детская душа уже не принадлежит
школе, мысли далеко – на речке, в лесу, внутри
приключений. Но это вовсе не означает, что наши
дети не нуждаются в ощущении Большой Точки,
Некоторой Черты, Финала. Все-таки еще один год
жизни прожит. Ребята, особенно младшеклассники, в
большинстве своем смутно чувствуют, что
подросли, многому научились. А чему конкретно, в
чем изменились – едва ли скажут. Понять и
почувствовать это может помочь учитель – такой,
который стремился именно прожить со своими
учениками этот год, а не только передать им некую
сумму знаний.
Сегодня своими секретами делятся педагоги
маленьких авторских школ. Возможно, их идеи
покажутся нашим читателям невыполнимыми в
условиях большой школы. Но ведь главное – не
перенять чужие рецепты радости, а вдохновиться
ими, чтобы придумать свою счастливую жизнь. Не
так ли?
Константин КАЛАШНИКОВ,
школа “Диалог”
г. Сосновый Бор,
Ленинградская область
И нарисуйте портрет будущего лета!
Уклад жизни школы “Диалог” устроен
таким образом, что у нас весь год получается
учебным. И это не из желания вредных педагогов
побольше детей помучить. Мы рассматриваем
образование как непрерывный жизненный процесс, в
котором каникулы – нонсенс. Просто формы и
задачи образования меняются сообразно времени
года и месту их решения. Об этом мы сразу честно
предупреждаем родителей и детей, приходящих к
нам.
Выезды на Ладожское озеро осенью и весной
наиболее подходят для проведения предметных
погружений: словесность, биология, математика...
Летом – особый образовательный этап. Он связан с
деятельностью детско-взрослого поселения
“Ладога” на берегу озера. Здесь, кроме
упомянутых погружений, можно за две-три недели
разобраться «живьем» в школьной ботанике так,
как этого никогда не сделаешь в городе,
задуматься «о времени и о себе», участвуя в
семинаре для подростков, начать осваивать
плотницкое ремесло, стать участником (и
мальчишкам тоже) «Школы нянь» и заняться
множеством других прекрасных дел… Поэтому
неудивительно, что многие ребята целый год живут
ожиданием новой «Ладоги».
Апрель–май связаны для наших учеников скорее с
ощущением того, что кончается учеба в городе и
скоро (ура!) мы будем учиться в лесу: идут
обсуждения, чем лучше всего заняться в «Ладоге» в
этом году, перетряхивается лесное снаряжение…
Здесь главная забота взрослых – направить
детские приготовления в конструктивное русло.
Особенно предвкушают конец городского и начало
лесного этапа обучения дети младшего школьного
возраста и мальчишки-подростки.
Именно в этот момент, на рубеже, очень важно
подвести вместе с ними черту: оглянуться на планы
годовой давности (кто-что-как предполагал
делать), помочь увидеть, что удалось и что не
удалось выполнить на самом деле, и попытаться
«разглядеть» содержание очередного этапа… Ведь
умение «планировать свою жизнь» – наука, без
которой не взрослеют.
Хотя дети и подростки все равно спешат вперед, им
интереснее скорее сочинить очередную главу
своей жизни – яркое лето. И однажды, расстелив на
полу огромный лист бумаги (три на три метра!), мы
рисовали портрет «Грядущее лето». Все вместе
рисовали. И дети, и взрослые.
А осенью подоспел и другой портрет – «Лето
прожитое».
Положили их рядом…
Сравнили…
Полезное дело, оказалось.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|