ЗАВТРА – КАНИКУЛЫ!
Учебный год и еще один день
Как сделать его настоящим праздником?
Совсем немного осталось до лета. Еще
несколько дней – и только выпускники будут
приходить в школу каждый день, сдавая экзамены. А
всем остальным – свобода! Годовые оценки
выставлены, и детская душа уже не принадлежит
школе, мысли далеко – на речке, в лесу, внутри
приключений. Но это вовсе не означает, что наши
дети не нуждаются в ощущении Большой Точки,
Некоторой Черты, Финала. Все-таки еще один год
жизни прожит. Ребята, особенно младшеклассники, в
большинстве своем смутно чувствуют, что
подросли, многому научились. А чему конкретно, в
чем изменились – едва ли скажут. Понять и
почувствовать это может помочь учитель – такой,
который стремился именно прожить со своими
учениками этот год, а не только передать им некую
сумму знаний.
Сегодня своими секретами делятся педагоги
маленьких авторских школ. Возможно, их идеи
покажутся нашим читателям невыполнимыми в
условиях большой школы. Но ведь главное – не
перенять чужие рецепты радости, а вдохновиться
ими, чтобы придумать свою счастливую жизнь. Не
так ли?
Дмитрий ТЮТТЕРИН,
школа «Знак»
Москва
Отдайте свои желания ветрам и
течениям!
Для учителей нашей школы очень важно
фиксировать в зримых для детей образах
наступление финала школьного года. Жизнь имеет
свою логику, и если мы ее овеществляем, делаем
понятной детям, они начинают чувствовать течение
времени своей жизни. Мы очень дорожим
отношениями с детьми, и наши прощальные вечера
всегда получаются очень личными, не
рассчитанными на всю школу, скорее – на класс.
Такие прощания важны еще потому, что в принципе
это потребность человека – ставить точки в конце
чего-то существенного. Если этой точки нет, все
утекает, как вода, остаются смутные ощущения.
Почему люди празднуют рубежи – дни рождения,
начало и финал года? Из чувства, что что-то
изменилось, из потребности это чувство продлить,
запомнить, как-то даже материализовать. И если мы
скажем детям, что никакого финального праздника
не будет, он все равно случится в душе у каждого,
кто причастен к нашей школьной жизни. Потому что
праздник – это лишь форма, в которую выливаются
ощущения, а они-то никуда не исчезают. К тому же
праздник не обязательно яркое шоу с фейерверком,
это эмоциональное соучастие в событии, в том
числе даже трагическом и печальном. А финал года
– подходящее время для грусти и светлой надежды
о будущем одновременно. Три месяца лета для
ребенка – это огромное временное пространство,
очевидно, что он вернется другим. И попытаться
зафиксировать, каков он сейчас, абсолютно
необходимо, если мы говорим всерьез о педагогике,
о развитии. У нас в школе много лет финал года
связывается почему-то всегда с придумыванием
пожеланий себе и другим. В один год мы отправляли
эти пожелания с венками и горящими свечками по
воде, в другой год – воздушными шариками в
небеса. И этот мотив легкости, полета, я бы сказал,
специален. Легкий, веселый взгляд в неизвестное
будущее, ощущение собственных возможностей –
это важно, особенно для подростков, часто
неуверенных в себе. И такой же праздник конца
года мы всегда обязательно устраиваем для
педагогов. У взрослых, конечно, свое ощущение
финала, завершившегося цикла. Но после этих двух
всегда очень трогательных прощаний у всех
остается чувство – все, теперь что-то будет
другое. И мы к этому готовы.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|