ЗАВТРА - КАНИКУЛЫ!
Учебный год и еще один день
Как сделать его настоящим праздником?
Совсем немного осталось до лета. Еще
несколько дней – и только выпускники будут
приходить в школу каждый день, сдавая экзамены. А
всем остальным – свобода! Годовые оценки
выставлены, и детская душа уже не принадлежит
школе, мысли далеко – на речке, в лесу, внутри
приключений. Но это вовсе не означает, что наши
дети не нуждаются в ощущении Большой Точки,
Некоторой Черты, Финала. Все-таки еще один год
жизни прожит. Ребята, особенно младшеклассники, в
большинстве своем смутно чувствуют, что
подросли, многому научились. А чему конкретно, в
чем изменились – едва ли скажут. Понять и
почувствовать это может помочь учитель – такой,
который стремился именно прожить со своими
учениками этот год, а не только передать им некую
сумму знаний.
Сегодня своими секретами делятся педагоги
маленьких авторских школ. Возможно, их идеи
покажутся нашим читателям невыполнимыми в
условиях большой школы. Но ведь главное – не
перенять чужие рецепты радости, а вдохновиться
ими, чтобы придумать свою счастливую жизнь. Не
так ли?
Пишите письма и закапывайте клады!
Один из способов поставить большую
смысловую точку в конце года – собрать всех
ребят на прощальный разговор в последний
школьный день в каком-нибудь нестандартном
нешкольном месте. В нашей деревенской школе, где
я работаю сейчас, это обычно берег реки с костром
и картошкой. По реке мы отправляем бумажные
кораблики с записанными на бортах мыслями о себе,
пожеланиями на будущий год. Сначала просто
играли в капитанов, а потом кто-то из ребят
сказал: “Давайте напишем на парусах что-нибудь о
себе и о нашей школе”. Для кого-то это способ
освободиться от груза неприятных воспоминаний,
для кого-то – повод надеяться, что его мечта
сбудется.
В других случаях местом разговора становится
детская газета, в которую каждый пишет, что
важного произошло с ним за этот год (правда, этот
вариант пригодится только в том классе, где
подобная рефлексивная деятельность не единичный
случай, а постоянная практика, иначе просто никто
ничего не сумеет написать). Но тихие,
романтические разговоры у костра – это для
четвертого, пятого класса и дальше. А
первоклашкам, которые только-только научились
как следует писать, да и
второклассникам-третьеклассникам больше
подойдет другой жанр разговора – учительское
письмо, написанное крупными буквами лично
каждому ребенку. Это прекрасная возможность
сказать даже самому неуспешному ученику, как
крепко мы в него верим, как сильно мы его любим,
как важно для нас его участие в жизни класса, чему
он уже действительно научился и над чем еще стоит
поработать. И пусть нас не смущает, что этот
слабенький ученик вряд ли что-то станет делать
после нашего письма. Скорее всего все останется
по-старому. Все, да не все. Когда человеку часто и
уверенно говорят, что все будет хорошо, в конце
концов действительно все будет хорошо. Каждый
раз, когда сочиняешь очередное письмо, внутри все
собирается, как перед прыжком в воду. Нельзя
написать проходного, случайного слова, потому
что у нас с ребятами уговор – прочесть письмо
вечером, перед сном. А вечерняя детская душа
особенно восприимчива. Ее нельзя обмануть,
обидеть, можно только вдохновлять снова и снова.
Я знаю, что большинство моих писем сохранится
(через год-два об этом обычно говорят сами
ребята). Самое замечательное во всей этой истории
– ответные детские письма мне, поддерживающие и
вдохновляющие. Малыши-первоклассники однажды
даже приклеили к моему письменному столу
бумажный ящик – “для писим и пасылак”. Письма и
посылки идут.
Еще важный пункт в программе последнего
школьного дня: за всеми разговорами, письмами и
вообще праздничными хлопотами не забыть зарыть
клад на школьном дворе. Все, кто в детстве
закапывал в землю “секретики” из фольги и
цветного стекла, поймут нас. Детям действительно
очень важно владеть тайной, тем более тайной
общей, объединяющей, тем более – имея
возможность впоследствии проверить, осуществима
ли задуманная мечта. Всего-то написать несколько
пожеланий самим себе и через год откопать – тоже
в последний день, а сколько всего за это время с
нами произойдет! И эта записка в бутылке будет
своеобразной точкой отсчета, любой ребенок
сможет увидеть, как здорово он изменился с того
дня, где на пути своего развития он был тогда и
где сейчас. Может быть, потому я и стала учителем,
что нет для меня ничего более красивого и
захватывающего, чем изменение и рост человека.
Был один – стал другой: жадный стал почти щедрым,
лентяй немножко собрался, заносчивый успокоился,
присмирел, недотепа расшевелился. Настоящее
маленькое чудо. И как хорошо, если учитель сумеет
при помощи нехитрых этих традиций показать
ребенку его самого как в зеркале. Чтобы и он
ощутил это свое внутреннее движение. И возможно,
захотел двигаться дальше.
Как узнать, чему ты научился?
А в самом деле, как сам ученик может это
выяснить? Ведь цифры отметок максимум что
выражают – это отношение ребенка к конкретному
учебному предмету и к школьному труду в целом,
желание или нежелание готовить уроки,
способность или неспособность ладить с
учительницей. Но какие конкретные навыки им
приобретены за это время, например? Я знаю, что во
многих хороших школах существует традиция
писать для родителей качественные
характеристики о ребенке: что он действительно
может, с какими проблемами в течение года
столкнулся, как справлялся, о чем стоит подумать
летом.
Часто эти характеристики (если они не составлены
холодно-формально) получаются по объему с
ученическую тетрадку. Этот вариант серьезного
разговора с родителями особенно подходит для
начальных классов, когда взрослые еще
заинтересованы в успехах своих детей. Для
средних классов подобные описания имеет смысл
составлять уже для прочтения учениками. Более
того, они сами заполняют графы с вопросами или
заданиями и видят, с чем они справляются, а с чем
– нет. Обычно рядом с вопросом две строчки для
ремарок – детской и учительской. И как же
радуются ребята, когда рядом со своим “умею”
увидят то же, написанное учительской рукой!
Кстати, потратив время на составление таких
характеристик, табелей, листов достижений (их
можно назвать по-разному), учитель получит
громадное облегчение в последующих трудах: дети,
имеющие опыт адекватной самооценки, учатся
охотнее и серьезнее, потому что воочию
столкнулись с собственными победами и пробелами.
Камни в кармане
Ближе к концу года мы задаем себе вопрос:
давать или не давать задания на лето? Как говорят
умные люди, давать что-то можно только тому, кто
захочет взять. А если ребенок маялся весь год в
ожидании лета, вряд ли он захочет заняться
чем-нибудь учебным в это время. И все-таки я
рискую предположить, что летние задания
необходимы, возможны, полезны, желательны.
Во-первых, летние каникулы огромны, и у каждого
наступает миг, когда он от них устает и нет-нет да
и мелькнет мысль заняться чем-нибудь,
напоминающим о школе (конечно, если школа не
вызывает в ребенке чувства ужаса, но этот случай
мы вообще не рассматриваем, нас интересуют школы
обычные, хорошие). Во-вторых, за лето случается
столько всего знаменательного, что жалко было бы
об этом забыть, недаром мы, уезжая, берем с собой
фотоаппарат. Нам надо законсервировать счастье,
чтобы потом зимой открывать крышку и дышать этим
волшебным воздухом, оживая. В-третьих, всякий
уважающий себя мальчишка в возрасте
семи–четырнадцати лет постарается найти за лето
множество необыкновенных трофеев.
Значит, у нас уже есть целых три повода, по
которым можно согласиться с идеей домашнего
задания на лето. Форма для воплощения –
написание дневника путешественника, с чем с
огромным удовольствием справляются уже
второклассники. Где я был, что видел, что со мной
происходило вчера? Об этом любой напишет с
удовольствием. Особенно если никого не
ограничивать в объеме и сроках. Это же не
контрольная, а именно дневник. Можно вообще
ничего не писать, и ничего за это не будет, кроме
чувства досады. Потому что, если писание таких
летних дневников стало в классе устойчивой
традицией, все в сентябре будут рассказывать о
своих приключениях, а кому-то рассказать будет
нечего. Я знаю случай, когда этот незатейливый
прием переменил жизнь всей семьи – ребенок начал
неустанно теребить родителей: почему у нас
ничего не происходит, почему мы никогда нигде не
бываем, о чем я буду рассказывать в школе?
Родители повздыхали, собрались и пошли с
ребенком сначала в зоопарк, потом на выставку, а
потом такие познавательные прогулки вошли в
привычку. Немножко похоже на сказку, но это так.
Главное – не забыть объявить детям, что это
работа для развития души, а не для получения
отметки, оставить время сделать ее в течение
нескольких первых дней осенью, когда потребность
в летних воспоминаниях так велика. И объявить об
открытии классного летнего музея в конце первой
учебной недели, чтобы камушки, ракушки,
фотографии и записки стали достоянием всех,
первым вкладом в багаж нового учебного года.
Тогда, может быть, наши дети скорее поймут, что
“учение” и “каникулы” слова вполне условные.
Есть лишь длинная, интересная, прекрасная жизнь.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|