Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №36/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЗАВТРА - КАНИКУЛЫ! 
 

Учебный год и еще один день

Как сделать его настоящим праздником?

Совсем немного осталось до лета. Еще несколько дней – и только выпускники будут приходить в школу каждый день, сдавая экзамены. А всем остальным – свобода! Годовые оценки выставлены, и детская душа уже не принадлежит школе, мысли далеко – на речке, в лесу, внутри приключений. Но это вовсе не означает, что наши дети не нуждаются в ощущении Большой Точки, Некоторой Черты, Финала. Все-таки еще один год жизни прожит. Ребята, особенно младшеклассники, в большинстве своем смутно чувствуют, что подросли, многому научились. А чему конкретно, в чем изменились – едва ли скажут. Понять и почувствовать это может помочь учитель – такой, который стремился именно прожить со своими учениками этот год, а не только передать им некую сумму знаний.
Сегодня своими секретами делятся педагоги маленьких авторских школ. Возможно, их идеи покажутся нашим читателям невыполнимыми в условиях большой школы. Но ведь главное – не перенять чужие рецепты радости, а вдохновиться ими, чтобы придумать свою счастливую жизнь. Не так ли?

Елена ЛИТВЯК

Пишите письма и закапывайте клады!

Один из способов поставить большую смысловую точку в конце года – собрать всех ребят на прощальный разговор в последний школьный день в каком-нибудь нестандартном нешкольном месте. В нашей деревенской школе, где я работаю сейчас, это обычно берег реки с костром и картошкой. По реке мы отправляем бумажные кораблики с записанными на бортах мыслями о себе, пожеланиями на будущий год. Сначала просто играли в капитанов, а потом кто-то из ребят сказал: “Давайте напишем на парусах что-нибудь о себе и о нашей школе”. Для кого-то это способ освободиться от груза неприятных воспоминаний, для кого-то – повод надеяться, что его мечта сбудется.
В других случаях местом разговора становится детская газета, в которую каждый пишет, что важного произошло с ним за этот год (правда, этот вариант пригодится только в том классе, где подобная рефлексивная деятельность не единичный случай, а постоянная практика, иначе просто никто ничего не сумеет написать). Но тихие, романтические разговоры у костра – это для четвертого, пятого класса и дальше. А первоклашкам, которые только-только научились как следует писать, да и второклассникам-третьеклассникам больше подойдет другой жанр разговора – учительское письмо, написанное крупными буквами лично каждому ребенку. Это прекрасная возможность сказать даже самому неуспешному ученику, как крепко мы в него верим, как сильно мы его любим, как важно для нас его участие в жизни класса, чему он уже действительно научился и над чем еще стоит поработать. И пусть нас не смущает, что этот слабенький ученик вряд ли что-то станет делать после нашего письма. Скорее всего все останется по-старому. Все, да не все. Когда человеку часто и уверенно говорят, что все будет хорошо, в конце концов действительно все будет хорошо. Каждый раз, когда сочиняешь очередное письмо, внутри все собирается, как перед прыжком в воду. Нельзя написать проходного, случайного слова, потому что у нас с ребятами уговор – прочесть письмо вечером, перед сном. А вечерняя детская душа особенно восприимчива. Ее нельзя обмануть, обидеть, можно только вдохновлять снова и снова. Я знаю, что большинство моих писем сохранится (через год-два об этом обычно говорят сами ребята). Самое замечательное во всей этой истории – ответные детские письма мне, поддерживающие и вдохновляющие. Малыши-первоклассники однажды даже приклеили к моему письменному столу бумажный ящик – “для писим и пасылак”. Письма и посылки идут.
Еще важный пункт в программе последнего школьного дня: за всеми разговорами, письмами и вообще праздничными хлопотами не забыть зарыть клад на школьном дворе. Все, кто в детстве закапывал в землю “секретики” из фольги и цветного стекла, поймут нас. Детям действительно очень важно владеть тайной, тем более тайной общей, объединяющей, тем более – имея возможность впоследствии проверить, осуществима ли задуманная мечта. Всего-то написать несколько пожеланий самим себе и через год откопать – тоже в последний день, а сколько всего за это время с нами произойдет! И эта записка в бутылке будет своеобразной точкой отсчета, любой ребенок сможет увидеть, как здорово он изменился с того дня, где на пути своего развития он был тогда и где сейчас. Может быть, потому я и стала учителем, что нет для меня ничего более красивого и захватывающего, чем изменение и рост человека. Был один – стал другой: жадный стал почти щедрым, лентяй немножко собрался, заносчивый успокоился, присмирел, недотепа расшевелился. Настоящее маленькое чудо. И как хорошо, если учитель сумеет при помощи нехитрых этих традиций показать ребенку его самого как в зеркале. Чтобы и он ощутил это свое внутреннее движение. И возможно, захотел двигаться дальше.

Как узнать, чему ты научился?

А в самом деле, как сам ученик может это выяснить? Ведь цифры отметок максимум что выражают – это отношение ребенка к конкретному учебному предмету и к школьному труду в целом, желание или нежелание готовить уроки, способность или неспособность ладить с учительницей. Но какие конкретные навыки им приобретены за это время, например? Я знаю, что во многих хороших школах существует традиция писать для родителей качественные характеристики о ребенке: что он действительно может, с какими проблемами в течение года столкнулся, как справлялся, о чем стоит подумать летом.
Часто эти характеристики (если они не составлены холодно-формально) получаются по объему с ученическую тетрадку. Этот вариант серьезного разговора с родителями особенно подходит для начальных классов, когда взрослые еще заинтересованы в успехах своих детей. Для средних классов подобные описания имеет смысл составлять уже для прочтения учениками. Более того, они сами заполняют графы с вопросами или заданиями и видят, с чем они справляются, а с чем – нет. Обычно рядом с вопросом две строчки для ремарок – детской и учительской. И как же радуются ребята, когда рядом со своим “умею” увидят то же, написанное учительской рукой! Кстати, потратив время на составление таких характеристик, табелей, листов достижений (их можно назвать по-разному), учитель получит громадное облегчение в последующих трудах: дети, имеющие опыт адекватной самооценки, учатся охотнее и серьезнее, потому что воочию столкнулись с собственными победами и пробелами.

Камни в кармане

Ближе к концу года мы задаем себе вопрос: давать или не давать задания на лето? Как говорят умные люди, давать что-то можно только тому, кто захочет взять. А если ребенок маялся весь год в ожидании лета, вряд ли он захочет заняться чем-нибудь учебным в это время. И все-таки я рискую предположить, что летние задания необходимы, возможны, полезны, желательны. Во-первых, летние каникулы огромны, и у каждого наступает миг, когда он от них устает и нет-нет да и мелькнет мысль заняться чем-нибудь, напоминающим о школе (конечно, если школа не вызывает в ребенке чувства ужаса, но этот случай мы вообще не рассматриваем, нас интересуют школы обычные, хорошие). Во-вторых, за лето случается столько всего знаменательного, что жалко было бы об этом забыть, недаром мы, уезжая, берем с собой фотоаппарат. Нам надо законсервировать счастье, чтобы потом зимой открывать крышку и дышать этим волшебным воздухом, оживая. В-третьих, всякий уважающий себя мальчишка в возрасте семи–четырнадцати лет постарается найти за лето множество необыкновенных трофеев.
Значит, у нас уже есть целых три повода, по которым можно согласиться с идеей домашнего задания на лето. Форма для воплощения – написание дневника путешественника, с чем с огромным удовольствием справляются уже второклассники. Где я был, что видел, что со мной происходило вчера? Об этом любой напишет с удовольствием. Особенно если никого не ограничивать в объеме и сроках. Это же не контрольная, а именно дневник. Можно вообще ничего не писать, и ничего за это не будет, кроме чувства досады. Потому что, если писание таких летних дневников стало в классе устойчивой традицией, все в сентябре будут рассказывать о своих приключениях, а кому-то рассказать будет нечего. Я знаю случай, когда этот незатейливый прием переменил жизнь всей семьи – ребенок начал неустанно теребить родителей: почему у нас ничего не происходит, почему мы никогда нигде не бываем, о чем я буду рассказывать в школе? Родители повздыхали, собрались и пошли с ребенком сначала в зоопарк, потом на выставку, а потом такие познавательные прогулки вошли в привычку. Немножко похоже на сказку, но это так.
Главное – не забыть объявить детям, что это работа для развития души, а не для получения отметки, оставить время сделать ее в течение нескольких первых дней осенью, когда потребность в летних воспоминаниях так велика. И объявить об открытии классного летнего музея в конце первой учебной недели, чтобы камушки, ракушки, фотографии и записки стали достоянием всех, первым вкладом в багаж нового учебного года. Тогда, может быть, наши дети скорее поймут, что “учение” и “каникулы” слова вполне условные. Есть лишь длинная, интересная, прекрасная жизнь.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru