СИНДРОМ УСТАЛОСТИ
Кто добровольно пойдет в такой
отпуск?
Раз в десять лет каждому педагогу
полагается отдых продолжительностью до года.
Правда, без сохранения зарплаты...
Определение понятия «охрана труда»
дано в ст. 209 Трудового кодекса РФ. Охрана труда в
школе представляет собой систему сохранения
жизни и здоровья работников в процессе трудовой
деятельности, включающую в себя правовые,
социально-экономические,
организационно-технические,
санитарно-гигиенические,
лечебно-профилактические, реабилитационные и
иные мероприятия.
Данное перечисление вызовет улыбку у
каждого педагога, работающего в школе. Более 60
процентов зданий образовательных учреждений, по
официальной статистике, не отвечают требованиям
безопасных условий труда, или, попросту говоря,
находятся в аварийном состоянии. Мероприятия по
улучшению условий и охране труда в школах не
финансируются последние десять лет вовсе.
Тем не менее учителю следует помнить, что в
соответствии со статьями 1084–1094 Гражданского
кодекса РФ вред, причиненный его жизни и здоровью
в период исполнения трудовых обязанностей,
подлежит возмещению в полном объеме.
Сама по себе педагогическая деятельность
изобилует вредными и опасными производственными
факторами, воздействие которых может привести к
травме или заболеванию. Однако никаких
компенсаций за это в настоящее время
законодательно не предусмотрено. Данные
компенсации могут быть предусмотрены
коллективными или индивидуальными трудовыми
договорами. Но если у школы нет внебюджетных
источников финансирования, то администрация все
равно сделать ничего не cможет.
Единственное мероприятие, которое в настоящее
время реально способно выполнить руководство
школы, это соблюдение режима труда и отдыха
работников. Не всегда начальство готово бороться
за своих сотрудников. Зачастую мы имеем дело с
отказом администрации от полной и эффективной
реализации своих прав получателей бюджетных
средств, в том числе права на формирование
бюджетной заявки с отражением реальных
стопроцентных потребностей учреждения в
финансовых ресурсах.
Из типичных недоработок можно еще отметить:
– нарушение требований о минимальных «окнах» в
расписании педагогов;
– возложение на учителей дополнительных
обязанностей, не предусмотренных трудовыми
договорами;
– непринятие мер к своевременной выплате
заработной платы, отпускных;
– незаконный отказ от оплаты за счет
работодателя услуг медицинских учреждений по
проведению ежегодных медицинских осмотров
работников образовательных учреждений.
Практически ни в одном уставе школы не
оговаривается порядок и условия предоставления
учителям длительного отпуска сроком до одного
года, на который они имеют право через каждые 10
лет непрерывной педагогической работы. А
регулирование этого вопроса всецело относится к
компетенции школ.
В соответствии с требованиями статьи 333 для
педагогических работников установлена
сокращенная продолжительность рабочего времени
– не более 36 часов в неделю. Кроме того, в
соответствии со статьей 284 продолжительность
рабочего времени для внутреннего трудового
совместительства не может превышать 4 часов в
день и 16 часов в неделю. Данная норма направлена
на защиту педагогов и ограничивает право
работодателей на возложение дополнительной
нагрузки на учителей. Однако при соответствующем
желании работника и потребностях администрации
нагрузка может быть увеличена с письменного
согласия педагога.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|