Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №36/2003

Первая тетрадь. Политика образования

СИНДРОМ УСТАЛОСТИ 
 

Дмитрий РАСТИМЕШИН

Кто добровольно пойдет в такой отпуск?

Раз в десять лет каждому педагогу полагается отдых продолжительностью до года. Правда, без сохранения зарплаты...

Определение понятия «охрана труда» дано в ст. 209 Трудового кодекса РФ. Охрана труда в школе представляет собой систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающую в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Данное перечисление вызовет улыбку у каждого педагога, работающего в школе. Более 60 процентов зданий образовательных учреждений, по официальной статистике, не отвечают требованиям безопасных условий труда, или, попросту говоря, находятся в аварийном состоянии. Мероприятия по улучшению условий и охране труда в школах не финансируются последние десять лет вовсе.
Тем не менее учителю следует помнить, что в соответствии со статьями 1084–1094 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный его жизни и здоровью в период исполнения трудовых обязанностей, подлежит возмещению в полном объеме.
Сама по себе педагогическая деятельность изобилует вредными и опасными производственными факторами, воздействие которых может привести к травме или заболеванию. Однако никаких компенсаций за это в настоящее время законодательно не предусмотрено. Данные компенсации могут быть предусмотрены коллективными или индивидуальными трудовыми договорами. Но если у школы нет внебюджетных источников финансирования, то администрация все равно сделать ничего не cможет.
Единственное мероприятие, которое в настоящее время реально способно выполнить руководство школы, это соблюдение режима труда и отдыха работников. Не всегда начальство готово бороться за своих сотрудников. Зачастую мы имеем дело с отказом администрации от полной и эффективной реализации своих прав получателей бюджетных средств, в том числе права на формирование бюджетной заявки с отражением реальных стопроцентных потребностей учреждения в финансовых ресурсах.
Из типичных недоработок можно еще отметить:
– нарушение требований о минимальных «окнах» в расписании педагогов;
– возложение на учителей дополнительных обязанностей, не предусмотренных трудовыми договорами;
– непринятие мер к своевременной выплате заработной платы, отпускных;
– незаконный отказ от оплаты за счет работодателя услуг медицинских учреждений по проведению ежегодных медицинских осмотров работников образовательных учреждений.
Практически ни в одном уставе школы не оговаривается порядок и условия предоставления учителям длительного отпуска сроком до одного года, на который они имеют право через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы. А регулирование этого вопроса всецело относится к компетенции школ.
В соответствии с требованиями статьи 333 для педагогических работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю. Кроме того, в соответствии со статьей 284 продолжительность рабочего времени для внутреннего трудового совместительства не может превышать 4 часов в день и 16 часов в неделю. Данная норма направлена на защиту педагогов и ограничивает право работодателей на возложение дополнительной нагрузки на учителей. Однако при соответствующем желании работника и потребностях администрации нагрузка может быть увеличена с письменного согласия педагога.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru