Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №36/2003

Первая тетрадь. Политика образования

СИНДРОМ УСТАЛОСТИ 
 

Людмила ПЕЧАТНИКОВА

День баловства

День учителя не только российская традиция. В Америке тоже есть аналогичный праздник, только проходит он не осенью, а весной, как раз тогда, когда учительские силы на исходе и надо их поддержать большим количеством положительных эмоций. Для празднования выбрали вторник первой полной майской недели.

День американского учителя в этом году состоялся 6 мая. Правда, одним днем дело не ограничивается. Слова признательности и благодарности звучат всю неделю.
История праздника уходит корнями не в такую уж седую древность. Все началось в 1944 году, когда учительница из Арканзаса написала известным политикам и чиновникам о том, что страна должна выразить уважение своим педагогам. Одно из писем попало к Элеоноре Рузвельт, которая убедила коллег в Белом доме учесть мнение автора письма, и в 1953 году конгресс провозгласил: государственному Дню учителя – быть. Поначалу праздник отмечали в начале марта, но в 1985 году Государственная ассоциация образования настояла на изменении сроков. С тех пор в начале мая в Америке благодарят усталых педагогов, напоминают им, как важна их работа, как ценят ее окружающие.
В частности, в этом году к празднику вышла книга “Учителя и ученики: правдивые истории о великих Учителях”. В ней собраны воспоминания известных и не очень известных людей Америки о любимых учителях.
Появилась забавная реклама: “Если вы можете это прочесть, скажите спасибо Учителю”.
Старшеклассники приходят в качестве добровольных нянь к учителям с маленькими детьми, чтобы дать им возможность вечером развлечься, отдохнуть.
Чествуют преподавателей не только ученики и выпускники. Директора и администрация школ, местные чиновники и политики считают важной частью своей деятельности заранее продумать, как выразить уважение педагогам, как показать, насколько они ценят свои кадры. “Учителю важно услышать оценку своей работы от взрослого человека, причем, конечно, не только раз в году”, – считает директор школы в Миссури, в которой уже несколько лет нет ни одного вакантного места.
Принято писать поздравительные открытки, причем от руки, что в Америке случается крайне редко, персонально каждому учителю. В школе накрывают праздничные столы для учителей, а не руками и средствами самих учителей, как у нас.
В течение недели администрация старается предоставить педагогу дополнительный перерыв, а чтобы было чем заняться, дарит либо методическую, либо просто интересную книжку.
В некоторых школах объявляют День баловства. Освобождают несколько кабинетов, приглашают массажиста, парикмахера, привозят всякие лакомства, включают музыку. Расписание организуют так, чтобы каждый учитель мог хотя бы полчаса побаловать себя.
Бюджет города, штата раскошеливается на подарки преподавателям к празднику. Причем некоторые директора заранее выясняют, кто из подчиненных чем увлекается, и помогают выбрать подарки в соответствии с интересами учителей. Страстному любителю птиц дарят красивую птичью клетку, а фанату кроссвордов – новую энциклопедию. Иногда такой персональный подход заменяют вручением сертификата на определенную сумму. Тогда учительница может решить, сделать ли ей маникюр в салоне, сходить ли в кино или в ресторан с друзьями. Кстати, в магазинах, в кафе на праздничной неделе – специальные скидки для педагогов.
Сами учителя тоже не остаются пассивными потребителями удовольствий. Они активно включаются в процесс дарения радости. Например, с детским простодушием играют в игру, хорошо знакомую нашим детям. Помните: “Перепиши это письмо пять раз, и тебе будет счастье”? Почти то же самое. Но на высоком техническом уровне. Называется “Доброе слово”. По электронной почте тебе приходит поздравительная открытка. Обычно старт дает директор школы. А ты должен отправить свою (сам дизайн разрабатываешь, слова придумываешь) еще пятерым коллегам. Цепь добрых слов охватывает весь коллектив школы, учителей по соседству. Социально грамотные и тактичные педагоги не забывают ни сотрудников школьной столовой, ни уборщиц, ни водителей школьных автобусов (вместе делаем одно дело).
Не забыты интересы профессионального совершенствования. Не только в мае – в течение всего года в расписании предусмотрены часы, когда учитель может посетить урок коллеги в своей школе или в соседней. Это способствует обмену идей, рождению совместных проектов.
Систематическая работа по повышению престижа педагогической профессии, облегчению труда учителя ведется постоянно. Не считая всевозможных государственных льгот, достаточно высокой зарплаты и прочих материальных радостей. Есть даже специальный сайт в Интернете, где администраторы школ делятся опытом, как поддержать, удержать, привлечь учителя, как создать обстановку, максимально благоприятную для творческой работы.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru