СИНДРОМ УСТАЛОСТИ
Юрий ЖУРИН,
психолог-консультант,
директор Молодежного
социально-психологического центра “Двери”
«Все.
Больше не могу. Надоело...»
Хладнокровные рассуждения о том, как
избежать эмоционального сгорания
Учебный год заканчивается. И в конце
весны многие педагоги начинают ощущать
накопившуюся усталость. Это естественно. Но
нередко вместе с ней приходит апатия, возникает
чувство, которое можно было бы выразить во фразе
“Как мне все надоело”, “Скорей бы это
кончилось”. Это уже признаки так называемого
синдрома эмоционального сгорания.
В каждом конкретном случае эмоциональное
сгорание проявляется по-разному, но в общем виде
процесс можно описать так: в жизни человека
происходят различные события, вызывающие
отрицательные переживания, которые постепенно
накапливаются. В течение какого-то времени это
происходит незаметно и относительно
безболезненно. Но однажды наступает критическая
точка. У кого-то вдруг начинает часто болеть
голова, кому-то становится тяжело встать и пойти
на работу, у кого-то нарушается режим питания. На
психологическом уровне симптоматика может
проявиться в ощущении вялости, тоски,
безысходности: “В который раз одно и то же, не
могу больше, надоело, бросить бы все”. Некоторые
люди становятся чрезвычайно раздражительными,
конфликтными, другие предпочитают переживать
неприятности в себе.
Последствия сгорания могут быть самыми
печальными: исчезновение остроты чувств и
переживаний, негативное отношение к коллегам и
просто партнерам по общению, конфликтность,
подавленность, потеря ощущения ценности жизни,
депрессия, хроническая болезнь...
Тем не менее не стоит пугаться. Наша жизнь стала
настолько сложной, окружающий мир предъявляет к
нам столь высокие требования, что современный
человек просто не может не испытывать стресса.
Поэтому легкие признаки “сгорания” есть
фактически у всех. Самый важный вопрос в том, как
человек с этим справляется.
Возможный выход: обратиться за помощью к
специалисту. Причем не обязательно к психологу
или психотерапевту, можно обратиться к человеку,
которому вы доверяете и который сведущ в
вопросах душевной жизни.
Очень важно понимать, что проблема
эмоционального сгорания – это проблема
саморегуляции собственной жизни. То есть важно
знать себя, свой организм и то, что вам помогает
как можно быстрее и с минимальными потерями
выйти из стрессового состояния.
Поскольку для профессии учителя характерна
цикличность, повторяемость рабочего процесса, со
временем у организма вырабатывается
определенная реакция на тот или иной этап цикла.
И симптомы достижения критической точки – это
сигнал о том, что надо остановиться, сделать
паузу, а то и заняться чем-то другим. Может быть,
уменьшить нагрузку, взять отгул или даже
поменять место работы.
Иногда беспечность в отношении к собственному
здоровью прикрывают недостатком денежных
средств. Но, на мой взгляд, основная проблема в
другом – в том, что заботиться о собственном
здоровье, уважать и ценить себя не в традициях
отечественной культуры. Это сугубо русское
кредо: перенести болезнь на ногах. Русский
человек, даже после перехода критической черты
все равно продолжает “пахать”, а тем более если
это учитель.
Даже в отпуске, как правило, педагоги до конца не
переключаются на отдых, они остаются
психологически зависимы от работы, думая о том,
что когда вернется в школу, он должен доделать
это и то. С точки зрения психологии это означает,
что организму дается сигнал не на расслабление, а
на напряжение.
Другой, но не лучший вариант, когда с годами у
человека выработается установка: сейчас я
терплю, а уж в конце года отдохну. Неверно ждать
конца года, когда накопившийся негатив может
прорваться, как вода из шлюза. Чтобы отпуск стал
настоящим отдыхом, надо перераспределять
нагрузку в течение всего года. Надо регулировать
свой режим, исходя не только из внешней ситуации,
но еще и из внутреннего самоощущения, уделять
больше внимания отдыху, сну, четко разделять
личное и профессиональное: проводя время с
семьей, позволить себе забыть об учебных
проблемах.
Конечно, многое зависит от школьной
администрации. Система может быть организована
так, чтобы на новом месте человеку было удобно и
комфортно. Это важно и для сохранения самой
системы.
Нельзя не сказать еще об одном эффективном
средстве от сгорания – учебе. Всякое ученичество
дает ощущение более широкого мира, чем тот,
который существует внутри профессионального, и
гораздо менее ответственную позицию ученика. В
ней можно удовлетворить потребность получать, а
не только отдавать.
Абсолютное же погружение в реальность, где есть
только коллеги, опасно. Ищите возможность
разомкнуть этот круг, используйте любые
неформальные профессиональные встречи,
участвуйте в конференциях, встречайтесь с людьми
с другим опытом, с теми, кто работает в других
системах… Лето дает прекрасную возможность для
этого. Пусть отпуск принесет вам максимум новых
впечатлений.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|