Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №36/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

СИНДРОМ УСТАЛОСТИ 
 

Юрий ЖУРИН,
психолог-консультант,
директор Молодежного социально-психологического центра “Двери”

«Все.
Больше не могу. Надоело...»

Хладнокровные рассуждения о том, как избежать эмоционального сгорания

Учебный год заканчивается. И в конце весны многие педагоги начинают ощущать накопившуюся усталость. Это естественно. Но нередко вместе с ней приходит апатия, возникает чувство, которое можно было бы выразить во фразе “Как мне все надоело”, “Скорей бы это кончилось”. Это уже признаки так называемого синдрома эмоционального сгорания.
В каждом конкретном случае эмоциональное сгорание проявляется по-разному, но в общем виде процесс можно описать так: в жизни человека происходят различные события, вызывающие отрицательные переживания, которые постепенно накапливаются. В течение какого-то времени это происходит незаметно и относительно безболезненно. Но однажды наступает критическая точка. У кого-то вдруг начинает часто болеть голова, кому-то становится тяжело встать и пойти на работу, у кого-то нарушается режим питания. На психологическом уровне симптоматика может проявиться в ощущении вялости, тоски, безысходности: “В который раз одно и то же, не могу больше, надоело, бросить бы все”. Некоторые люди становятся чрезвычайно раздражительными, конфликтными, другие предпочитают переживать неприятности в себе.
Последствия сгорания могут быть самыми печальными: исчезновение остроты чувств и переживаний, негативное отношение к коллегам и просто партнерам по общению, конфликтность, подавленность, потеря ощущения ценности жизни, депрессия, хроническая болезнь...
Тем не менее не стоит пугаться. Наша жизнь стала настолько сложной, окружающий мир предъявляет к нам столь высокие требования, что современный человек просто не может не испытывать стресса. Поэтому легкие признаки “сгорания” есть фактически у всех. Самый важный вопрос в том, как человек с этим справляется.
Возможный выход: обратиться за помощью к специалисту. Причем не обязательно к психологу или психотерапевту, можно обратиться к человеку, которому вы доверяете и который сведущ в вопросах душевной жизни.
Очень важно понимать, что проблема эмоционального сгорания – это проблема саморегуляции собственной жизни. То есть важно знать себя, свой организм и то, что вам помогает как можно быстрее и с минимальными потерями выйти из стрессового состояния.
Поскольку для профессии учителя характерна цикличность, повторяемость рабочего процесса, со временем у организма вырабатывается определенная реакция на тот или иной этап цикла. И симптомы достижения критической точки – это сигнал о том, что надо остановиться, сделать паузу, а то и заняться чем-то другим. Может быть, уменьшить нагрузку, взять отгул или даже поменять место работы.
Иногда беспечность в отношении к собственному здоровью прикрывают недостатком денежных средств. Но, на мой взгляд, основная проблема в другом – в том, что заботиться о собственном здоровье, уважать и ценить себя не в традициях отечественной культуры. Это сугубо русское кредо: перенести болезнь на ногах. Русский человек, даже после перехода критической черты все равно продолжает “пахать”, а тем более если это учитель.
Даже в отпуске, как правило, педагоги до конца не переключаются на отдых, они остаются психологически зависимы от работы, думая о том, что когда вернется в школу, он должен доделать это и то. С точки зрения психологии это означает, что организму дается сигнал не на расслабление, а на напряжение.
Другой, но не лучший вариант, когда с годами у человека выработается установка: сейчас я терплю, а уж в конце года отдохну. Неверно ждать конца года, когда накопившийся негатив может прорваться, как вода из шлюза. Чтобы отпуск стал настоящим отдыхом, надо перераспределять нагрузку в течение всего года. Надо регулировать свой режим, исходя не только из внешней ситуации, но еще и из внутреннего самоощущения, уделять больше внимания отдыху, сну, четко разделять личное и профессиональное: проводя время с семьей, позволить себе забыть об учебных проблемах.
Конечно, многое зависит от школьной администрации. Система может быть организована так, чтобы на новом месте человеку было удобно и комфортно. Это важно и для сохранения самой системы.
Нельзя не сказать еще об одном эффективном средстве от сгорания – учебе. Всякое ученичество дает ощущение более широкого мира, чем тот, который существует внутри профессионального, и гораздо менее ответственную позицию ученика. В ней можно удовлетворить потребность получать, а не только отдавать.
Абсолютное же погружение в реальность, где есть только коллеги, опасно. Ищите возможность разомкнуть этот круг, используйте любые неформальные профессиональные встречи, участвуйте в конференциях, встречайтесь с людьми с другим опытом, с теми, кто работает в других системах… Лето дает прекрасную возможность для этого. Пусть отпуск принесет вам максимум новых впечатлений.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru