Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №36/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНЫЙ ПЬЕДЕСТАЛ 
 

Искра ТАНДИТ,
заслуженный учитель России

От пряника до кнута

Как и почему менялось отношение к высшей ученической награде

Похоже, школьная медаль как пропуск в вуз дискредитировала себя окончательно.
Интересно, а если медаль перестанет сулить светлое будущее легкого зачисления в институт, а станет просто отметкой за «чудесные школьные годы», за то, что ты был душой школы, на переменках к тебе бежали счастливые малыши. За твои песни у походного костра, капустники, КВНы!
Возможно ли это?.. Как бы то ни было, а изменения произойдут определенно.
И похоже, время перемен наступает, потому что все обиднее слышать: «Ваша школьная медаль – сплошное вранье».

Когда сразу после войны ввели золотую и серебряную медали, мы – ученики и учителя, школьная администрация – восприняли это с восторгом. Получить медаль за нелегкий школьный труд – такой стимул для детей, которые хорошо учились! Это было поколение, отцы которого только что вернулись с фронта орденоносцами, и особое отношение к награде за бой, за труд, за победу пропитывало сам воздух страны-победителя.
Так продолжалось около пяти лет. А потом отношение к медали стало меняться. Почему? Во-первых, требования к ребятам, которых школа хотела видеть награжденными золотой медалью, были невероятно тяжелыми и все время ужесточались. Например, им не позволялось иметь текущих четверок за последние два школьных года, а уж троек тем более. Нельзя было иметь исправления в классном журнале, кем бы они ни были подписаны и какие бы печати ни удостоверяли подпись.
Золотая медаль, таким образом, начинала не только стимулировать, но и разрушать личность ученика. Потому что никто, будь он хоть ангелом небесным, не застрахован от работы, написанной на «четыре», от того, что учитель даже просто по невниманию ошибется клеточкой и поставит в журнал против твоей фамилии чужую тройку.
В результате ребята, желая добиться золотой медали и зная, что это дает возможность без экзаменов поступать в вуз, так работали, что, закончив школу, уже не могли успешно учиться в институте. Если же во время госэкзамена вдруг происходил срыв и вместо пятерки медальная комиссия ставила за сочинение “четыре” – все надежды рушились. Тогда всем становилось плохо: и ребятам, и учителям, и родителям.
И вот уже в начале пятидесятых годов школа начала приспосабливаться к золотым медалям и приспосабливать их под себя. Именно тогда стало складываться “поверье”: чем больше у школы золотых и серебряных медалистов, тем лучше она учит. К началу шестидесятых годов эта вера установилась окончательно, и на педагогических советах, подводящих итог работы средней школы, стали намечать, кто может быть медалистом в школе старшей. Этих ребят брали под особый контроль завуч и директор. Оценки в журнал учителя им выставляли под неусыпным оком администрации. Всем хотелось предупредить неприятности.
Потом стремление школ иметь как можно больше медалистов еще больше усилилось. Например, тех, кто должен был писать “медальное” сочинение, сажали в одну особую комнату. Никто из проверяющих даже не догадывался, что сочинение пишут не только те выпускники, которых он видит, но и те, которых он не видит. Потом их работы проверялись. И если что-то нужно было исправить, исправляли. Некоторым давали переписывать. Такая практика становилась бытом школы.
Но тут вузы заподозрили что-то неладное и ввели для медалистов один приемный экзамен. Начались провалы: четверки, даже тройки. Это сразу стало проблемой, которую очень серьезно обсуждали на всех педагогических уровнях. В 1968 году сняли серебряную медаль. Потом опять ее ввели, потому что как не отметить человека, если у него одна-две четверки в аттестате. Потом серебряную медаль не стали давать, если четверка по сочинению, короче, запутали учителей и ребят окончательно. Но требования к получению медали все время оставались высокими.
На июньских совещаниях по медалям было занято очень много людей. Педагоги нервничали, как личное горе переживали, если медаль вдруг снимали. Тут же министерство брало на контроль работу тех словесников, сочинения которых были снижены с пятерки на четверку, а тем более на тройку. В семидесятые годы учителя стали бояться подавать сочинение на медаль. Контроль стал настоящим избиением учителей и учеников. Последних обвиняли в отсебятине, а первых заносили в “черный список”.
Я всегда считала, что награждение золотой медалью не надо связывать с поступлением в вуз. А если связывать, то школьных медалистов принимать без экзаменов – надо поверить школе. Так или иначе, но в любом случае требования школы к выпускнику и вуза – к абитуриенту должны быть прозрачными...


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru