УЧЕБНЫЙ ПЬЕДЕСТАЛ
Евгений РУДНЕВ
г. Астрахань
Угроза здоровью, знак признания,
удовлетворение самолюбия?
Еще каких-нибудь десять лет назад
обладать медалью означало быть частью
интеллектуальной элиты.
А сейчас?
Кто они, сегодняшние медалисты? Какой ценой
даются современные медали? Современная медаль –
это результат педагогического труда или особый
тип ученика? Что такое медаль в представлении
тех, кто на нее претендует? Нужны ли медали вообще
в условиях единого государственного экзамена? На
эти вопросы отвечают преподаватели, ученики и
выпускники лицея № 2 города Астрахани, учебного
заведения, которое в прошлом году дало самое
большое количество золотых медалей в области – 4.
Но в истории лицея есть случай, когда медали
получили сразу двенадцать выпускников из ста.
Инна Гашилова (преподаватель
истории, стаж работы 8 лет, окончила школу с
медалью):
– Медалисты – это особые дети. Сейчас
практически невозможно учиться на одни пятерки.
Сегодняшний медалист не столько знает, сколько
умеет добывать информацию и владеть ею. Сегодня
нельзя стать обладателем медали, если ты
относишься к так называемому разряду «берущий
зубрежкой». Медалист – это далеко не всегда
яркая личность, но при этом стоит отметить один
очень большой плюс: у всех медалистов есть тяга к
учебе, стремление брать высокие планки.
Дарья Кучерявая (лицеистка одиннадцатого класса,
претендентка на медаль):
– На мой взгляд, медаль – это результат
мотивации ученика, чтобы получить ее, одних
усилий учителя недостаточно, у ученика должны
быть амбиции. Для меня в будущей жизни она ничего
не дает, это скорее возможность поставить
галочку, что еще одна цель достигнута. В классе
меня многие поддерживают, но иногда я слышу: «Ты
же будущая медалистка!» И ты понимаешь, что
достижение определенного результата ставит тебя
в позицию обязательства постоянного
подтверждения высокого уровня во всех аспектах
учебы. Но я стараюсь чувствовать себя свободной.
Галина Бондя (окончила школу с
медалью, студентка третьего курса университета):
– Сегодня для меня медаль – символ трепетного
воспоминания о школе, учителях, одноклассниках. О
себе могу сказать, что приходилось от очень
многого отказываться ради учебы.
Лариса Предвечнова (преподаватель
литературы, стаж работы более 30 лет):
– Сейчас срабатывают какие-то иные механизмы,
которые делают ученика медалистом. Сами
медалисты очень разные, единственное, что их
объединяет, – целеустремленность, они все знают,
чего хотят. Для многих медаль – 90% трудолюбия, но
есть среди них истинно одаренные природой.
Элина Зусман (преподаватель русского
языка, стаж работы 10 лет, окончила школу с
медалью):
– Ради чего стараться, если ЕГЭ уравнивает всех.
Современная российская школа перестраивается на
профилирование. При таком стремлении способны
уловить все, охватить необъятное – единицы.
Нужны другие формы поощрения. При сегодняшнем
объеме домашних заданий по всем предметам
(рефераты, сочинения, научные работы) дети должны
ложиться спать не раньше трех часов ночи.
Некоторые очень сознательные так и делают. Я
считаю, отличником можно быть до седьмого класса,
когда вырабатываются универсальные умения и
навыки, идет общее развитие, а поскольку
человеческий мозг, вероятно, устроен по-разному у
математика и филолога, то быть отличником в 11
классе не только невозможно, но и вредно.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|