Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №36/2003

Первая тетрадь. Политика образования


КРУГ ВОПРОСОВ 

Ольга ДАШКОВСКАЯ

ЕГЭ, ГИФО и профильная школа

Чем ближе к воплощению эти нововведения, тем очевиднее становится их непродуманность

На днях в Министерстве образования состоялись «круглые столы» с участием депутатов законодательных собраний регионов и журналистов, представляющих 36 областных изданий. Министр образования Владимир Филиппов рассказал о ключевых направлениях модернизации и ответил на вопросы собравшихся. В центре внимания оказались такие проблемы, как качество и содержание образования, ЕГЭ и ГИФО, бюджетное финансирование и школьные поборы.

Как остановить поток халтуры?

Заместитель председателя Тюменской областной думы Николай Барышников поставил вопрос ребром: почему число студентов в его регионе выросло втрое, в основном за счет коммерческого приема, а после окончания вузов большинство выпускников остаются без работы?
Чтобы решить эту проблему, по мнению Барышникова, необходимо законодательно закрепить ответственность ректоров за трудоустройство выпускников. Кроме того, государство обязано устанавливать тарифы на коммерческое обучение.
Министр образования В.Филиппов ответил, что «перепроизводство кадров – это колоссальная трагедия». И призвал чиновников в регионах помочь федеральному министерству «контролировать качество образовательных услуг» – на все филиалы и негосударственные вузы министерских инспекторов не хватает.
По свидетельству В.Филиппова, соотношение коммерческого приема к государственному в среднем по стране составляет 57 к 43 процентам, а в некоторых территориях, например в Челябинской области, – 66 к 34. Не желая жертвовать доходами, ректоры этого региона категорически отказались участвовать в 2003 году в эксперименте по введению ГИФО, поскольку его главное условие – предоставление не более 50% мест по той или иной специальности под платный прием.
Впрочем, как известно, от участия в эксперименте по ГИФО отказались практически все регионы...

Кто саботирует ЕГЭ?

По свидетельству корреспондента «Урюпинской правды» Ольги Шушлебиной, многие вузы фактически саботируют эксперимент, не принимая сертификаты ЕГЭ с результатом ниже 90 баллов.
Ирина Макашова из газеты «Вечерний Волгодонск» считает, что с введением профильного обучения потребуется разработка специальных тестов для гуманитариев, математиков и т.д. Кроме того, выпускники должны сдавать единый экзамен в стенах родной школы, поскольку незнакомая обстановка лишь усиливает стресс.
В.Филиппов согласился с тем, что можно проводить ЕГЭ и в стенах родного учебного заведения, но при условии отсутствия «своих» педагогов.
Что же касается профильных тестов, то пока разработка таковых не предполагается и ко всем учащимся будут предъявляться одинаковые требования – в пределах стандартов, которые министерство планирует утвердить в нынешнем году. За счет введения профильного обучения в старших классах, по убеждению министра, будет решена проблема разгрузки содержания образования в основной школе.
В подтверждение того, насколько непосильным является для современных школьников гранит науки, В.Филиппов зачитал отрывок из учебника по биологии для 7 класса, изобилующий сложными терминами. Наукообразный язык вызвал смех среди присутствовавших. Этот текст министр, по его признанию, цитировал и академикам РАН, которые выступали против сокращения естественно-научных дисциплин в школе.
Странно, что никто не задал В.Филиппову резонный вопрос: а как на этом учебнике оказался гриф Министерства образования?

Бесплатное образование не по карману?

Будет ли реформироваться оплата труда педагогов, каковы перспективы индексации? По словам министра, повышение зарплаты в 1,33 раза с октября нынешнего года коснется работников всех уровней. Но переход на отраслевую систему оплаты труда в условиях столь низкой индексации пока признан нецелесообразным.
Но если приоритетный статус образования существует главным образом на бумаге, то идея оптимизации бюджетных расходов активно воплощается в жизнь. Представители регионов c горечью рассказывали о том, что дети на уроках падают в голодные обмороки, потому что на их питание не находится денег ни в федеральном, ни в местном бюджетах, на селе закрываются школы и библиотеки.
Сельские учителя остаются без работы. Таким образом, в народе реструктуризация сети сельских школ ассоциируется с экономией на детях, а вовсе не с повышением качества образования и не с созданием ресурсных центров, обеспеченных современным оборудованием.
По свидетельству заместителя председателя комитета Смоленской областной думы по социальной политике Галины Яремчук, растет безграмотность среди детей и подростков, которые вообще не посещают школу.
В ответ на это министр В.Филиппов заметил, что в скором времени будет восстановлена система всеобуча: готовится закон об ответственности родителей за получение детьми общего образования. Нарушители этого закона рискуют лишиться родительских прав.

Подводя итоги дискуссии, можно отметить. что никакими приказами и законами нельзя навязать ту или иную инновацию ректору вуза, директору школы, педагогам и родителям. Успех реформы целиком зависит от того, насколько люди осознали ее необходимость и значимость, в противном случае всякая инициатива сверху будет встречена сопротивлением и отторжением.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru