Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №36/2003

Первая тетрадь. Политика образования


ШКОЛА И ВЛАСТЬ 

Александр АДАМСКИЙ

Никто не знает, сколько стоит образование

Но все знают, сколько на нем можно заработать

Почти месяц путешествий по стране стал для меня очередным подтверждением общественного невлияния на образование. Люди думают одно, а их заставляют делать совсем другое, будто невидимый каток давит действительные интересы и потребности граждан в угоду мнимой пользе безымянного чиновничества.
Месяц назад мне сказали в одном высоком кабинете: вы слишком предвзяты, вы в плену собственных представлений. Сделайте паузу, оглянитесь вокруг…
Я так и сделал: взял паузу на месяц, уехал из Москвы, решил оглянуться.
Были встречи с учениками эвриканских школ, учителями, с попечителями («Эврика» продолжает набор в группы подготовки общественных управляющих образованием), предпринимателями. Встречи с родителями, мэрами, заместителями губернаторов, начальниками управлений образования, директорами, представителями политических партий, депутатами местных дум – бесконечная череда бесед о школе и о том, как все-таки помочь ей и какое реально положение сейчас в образовании.
Когда я спрашивал предпринимателей, что они думают, сколько тратится денег на обучение одного ученика, все называли разные цифры: одни говорили – 60 тысяч рублей в год, другие – 90 или 100 тысяч рублей. При этом отвечали не сразу, брали листочек бумаги, ручку, считали, сколько стоит тепло и свет, оборудование и зарплата, уточняли налоги, среднее число учащихся, износ зданий… В общем, получалось, что в среднем надо тратить от 60 до 120 тысяч рублей в год. То есть от 2 до 4 тысяч долларов на одного ребенка в год. Когда узнавали, что самые удачливые территории могут тратить не более 600 долларов в год, а в среднем – между 200 и 300, то, конечно, в ужас не приходили, но сильно удивлялись: как же это может быть?
– Как же все это работает?
– Конечно, будут поборы, и это уже не школа, а образовательный собес.
Каждому депутату, мэру или начальнику управления я задавал вопрос о состоянии школьных зданий. А ведь в это время почти каждый день сообщали о школьных пожарах, и невольно разговор заходил о том, в каком состоянии школы.
Самые оптимистические оценки – 30% зданий требуют капитального ремонта. Но это официальные данные. Заведующие районными управлениями и директора школ дают другие – от 50% до 70% школ и детских садов в аварийном состоянии. Если посчитать по минимуму, то на одну школу надо около 15 миллионов рублей.
Самое слабое место в российской школе – крыши. Какой-то умник построил школы в Сибири так, что окна – огромные, а крыши – почти плоские. А нужны шатровые. На ремонт крыш надо не меньше 3–5 миллионов рублей.
Вот и считайте: если в стране 67–69 тысяч школ – пусть даже треть из них требует капитального ремонта, это заведомо заниженные данные, – то умножьте на 15 миллионов рублей 25 тысяч школ.
Как говорил А.Райкин: «Это будет… это будет… сумасшедшие деньги». То есть как минимум 375 миллиардов рублей. Больше десяти миллиардов долларов.
Кстати, не такие большие деньги: по данным ректора Высшей школы экономики, именно такую сумму каждый год теряет образование из-за того, что школа не является автономной, не обладает свободой финансово-хозяйственной деятельности.
Конечно, самая большая проблема школы сегодня – разруха.
В самый пик сообщений о пожарах офицеры из МЧС поделились таким откровением: « Да что вы все уперлись в эти противопожарные мероприятия? Ну даст директор еще одну взятку пожарному инспектору – и что? Даже если там исправна сигнализация, дело все равно в другом!»
И на условии анонимности рассказали, что главное вовсе не сигнализация, дешевая и во многом бесполезная. В том самом якутском селе Сыдыйбыл, в котором трагически погибли 28 школьников, просто не было пожарной команды – ее ликвидировали из-за нехватки средств в муниципии.
Школе нужна не сигнализация, а оборудование для пожаротушения.
– А его вам вовек не видать, – откровенно признали офицеры из МЧС.
Действительно, не видать.
Это ведь к тем самым пока не найденным 10 миллиардам долларов надо добавить еще столько же, чтобы установить в каждой школе автоматическую систему пожаротушения…

…В Красноярске собрались встревоженные эксперты по общественному управлению и поделились своими ощущениями после известий об очередной инициативе ведомства – ввести в обязательном порядке советы образовательных учреждений в каждой школе. Галина Вебер, известный консультант, много лет развивающая линию попечительства и школьных советов, считает, что такой шаг не только не будет способствовать преодолению отчуждения родителей и школы, но и дискредитирует саму идею общественного управления.
– Невозможно ничего насаждать насильно, гражданское общество вырастает, а не создается по указу, – считает Галина Вебер.
А в Санкт-Петербурге, в Красносельском районе, удивленно обсуждали тезис, прозвучавший на встрече с депутатом А.Шишловым от одного из московских гостей, о том, что свобода от органов управления напоминает свободу военнослужащего от командира.

…Но вот прошел месяц, я вернулся в Москву. Что здесь?
Президент выступил с посланием – про школу ни слова.
Может, и к лучшему, а то в позапрошлом году он про стандарты говорил, а в прошлом – что нужно выполнить позапрошлое послание относительно образования. Теперь вообще ничего.
Зато новый вице-премьер решительно заявила, что управление образованием надо менять.
Точнее, «необходимо провести пересмотр управленческой структуры системы образования». Кто же возражает – нам это только давай, пересмотр управленческой структуры, тем более «что в итоге реформу должны почувствовать не только на всех уровнях управления, но и учитель, все, кто обучается в школе”.
Все и почувствуют, кто останется в живых, после школьной разрухи.
В июне снова уеду – в Бурятию, Иркутскую область, на Урал, в Омск. Что здесь сидеть в Москве этой.
Ничего интересного.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru