ДОКУМЕНТЫ
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель Департамента
общего образования
————————————
А.В. Баранников
Комплекты тем сочинений для
проведения письменного экзамена по литературе
за курс средней (полной) школы в 2002/03 учебном году
№ 1
1. Письмо Обломова к Ольге Ильинской. (Анализ
главы Х второй части романа И.А. Гончарова
«Обломов».)
Сон Обломова (Анализ главы IX первой части романа
И.А. Гончарова «Обломов».)1
2. «Поэзия Фета – сама природа, зеркально
глядящая через человеческую душу…» (К.Д.
Бальмонт).
3. Фамусов и жизненная философия «отцов» в
комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
4. Сюжеты и герои ранней романтической прозы М.
Горького2.
5. «Точно и сильно воспроизвести истину,
реальность жизни – есть высочайшее счастье для
литератора…» (И.С. Тургенев). (По одному или
нескольким произведениям русской литературы XX
века.)
№ 2
1. Стихотворение Н.А. Некрасова «Элегия» («Пускай
нам говорит изменчивая мода…»). (Восприятие,
истолкование, оценка.)
2. Достойна ли Софья любви Чацкого? (По комедии А.С.
Грибоедова «Горе от ума».)
3. Образ Кутузова и вопрос о роли личности в
истории. (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир».)
4. Люди «дна»: характеры и судьбы. (По пьесе М.
Горького «На дне».)
5. «Пойми живой язык природы – и скажешь ты:
прекрасен мир…» (И.С. Никитин). (По одному или
нескольким произведениям русской литературы XX
века.)
№ 3
1. а) «Раздвоение Ивана». (Анализ главы 11 романа
М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».)
б) Начало романа М.А. Булгакова «Белая гвардия».
(Анализ главы 1 части первой.)
в) Визит Швондера к профессору Преображенскому.
(Анализ эпизода из главы 6 повести М.А. Булгакова
«Собачье сердце».)
2. «Мысль Тютчева… всегда сливается с образом,
взятым из мира души или природы…» (И.С. Тургенев).
3. Фамусов и Молчалин в комедии А.С. Грибоедова
«Горе от ума».
4. Прекрасная Дама в лирике А.А. Блока.
5. «Сострадание есть высочайшая форма
человеческого существования…» (Ф.М.Достоевский).
(По одному из произведений русской литературы XIX
века.)
№ 4
1. Стихотворение А.А. Фета «Еще майская ночь…»
(восприятие, истолкование, оценка).
Стихотворение А.А. Фета «Весенний дождь»
(восприятие, истолкование, оценка).
2. Каковы причины и последствия «хандры» Онегина?
(По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)
3. а) Столкновение теории с жизнью. (По роману И.С.
Тургенева «Отцы и дети».)
б) Тема любви в романе И.С. Тургенева «Дворянское
гнездо».
4. Образы «хозяев жизни» в пьесе М. Горького «На
дне».
5. «Смех часто бывает великим посредником в деле
отличия истины от лжи…» (В.Г. Белинский). (По
одному из произведений русской литературы XX
века.)
№ 5
1. Диалог Фамусова с Чацким. (Анализ 2-го явления
второго действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от
ума».)
2. «Она <Ахматова> первая обнаружила, что быть
нелюбимой поэтично…» (К.И. Чуковский).
3. Семья Мироновых в повести А.С. Пушкина
«Капитанская дочка».
4. Образ Руси в поэзии А.А. Блока.
5. «Тирания есть привычка, обращающаяся в
потребность…» (Ф.М. Достоевский). (По одному или
нескольким произведениям русской литературы XIX
века.)
№ 6
1. Стихотворение Н.А. Заболоцкого «Читая стихи»
(восприятие, истолкование, оценка).
Стихотворение Н.А. Заболоцкого «Все, что было в
душе…» (восприятие, истолкование, оценка).
2. Как раскрывается тема «русского бунта» в
повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?
3. Любовь в жизни Обломова. (По роману И.А.
Гончарова «Обломов».)
4. Христианские мотивы в поэме А.А. Блока
«Двенадцать».
Изображение «мирового пожара» – стихии
революционного переустройства жизни в поэме А.А.
Блока «Двенадцать».
5. «Человек – целый мир…» (Ф.М. Достоевский). (По
одному из произведений русской литературы XIX
века.)
№ 7
1. Печорин и контрабандисты. (Анализ главы
«Тамань» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего
времени».)
2. «В стихах Блока автор никогда не исчезает за
своими образами; личность поэта всегда перед
читателем» (В.Я. Брюсов).
3. Своеобразие лирики Н.А. Некрасова.
4. а) Тема войны в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».
б) Судьбы крестьянства в романе М.А. Шолохова
«Поднятая целина».
5. «Счастье есть дело судьбы, ума и характера…»
(Н.М. Карамзин). (По одному или нескольким
произведениям русской литературы XIX века.)
№ 8
1. Стихотворение Б.Л. Пастернака «Про эти стихи»
(восприятие, истолкование, оценка).
2. Как Печорин относится к проблеме судьбы? (По
роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)
Как сговор Печорина с Азаматом повлиял на судьбу
Бэлы? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего
времени».)
3. а) Тема дружбы в романе И.С. Тургенева «Отцы и
дети»: Базаров
и Аркадий.
б) Образ тургеневской девушки в романе
«Дворянское гнездо».
4. Тема любви в лирике В.В. Маяковского.
5. «Следовать за мыслями великого человека есть
наука самая занимательная…» (А.С. Пушкин). (По
одному или нескольким произведениям русской
литературы XIX века.)
№ 9
1. Объяснение Онегина с Татьяной в саду. (Анализ
эпизода четвертой главы романа А.С.Пушкина
«Евгений Онегин».)
2. «Чехов был несравненный художник… художник
жизни» (Л.Н. Толстой).
3. Портрет как средство характеристики героев
романа Л.Н. Толстого «Война и мир».
4. а) Тема творчества в романе М.А. Булгакова
«Мастер и Маргарита».
б) Образ Города в романе М.А. Булгакова «Белая
гвардия».
в) «Шариковщина» как социальное и моральное
явление. (По повести М.А. Булгакова «Собачье
сердце».)
5. «Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было
нормальным состоянием людей…» (Ф.М. Достоевский).
(По одному из произведений русской литературы XX
века.)
№ 10
1. Стихотворение В.В. Маяковского «Скрипка и
немножко нервно» (восприятие, истолкование,
оценка).
Стихотворение В.В. Маяковского
«О дряни» (восприятие, истолкование, оценка).
2. В чем проявляются парадоксы личности Печорина?
(По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего
времени».)
3. Тема народа в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.
4. Проблема нравственного выбора в прозе М.А.
Булгакова. (По романам «Мастер и Маргарита» или
«Белая гвардия».)
Смысл двух превращений Шарика в повести М.А.
Булгакова «Собачье сердце».
5. «Человек – это… – живая загадка» (С.Н.
Булгаков). (По одному или нескольким
произведениям русской литературы XIX века.)
№ 11
1. Спор ночлежников о человеке. (Анализ диалога в
начале третьего действия пьесы М. Горького «На
дне».)
2. Почему М.Ю. Лермонтов называет свою любовь к
родине «странной»?
3. а) Сила и слабость базаровского нигилизма. (По
роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».)
Сила и слабость позиции Базарова в споре с Павлом
Петровичем. (По роману И.С. Тургенева «Отцы и
дети».)
б) Смысл названия и проблематика романа И.С.
Тургенева «Дворянское гнездо».
4. Тема будущего в лирике В.В. Маяковского.
Трагедия русской деревни в лирике С.А. Есенина.
5. «Жизнь скучна без нравственной цели…» (Ф.М.
Достоевский). (По одному из произведений русской
литературы XIX века.)
№ 12
1. Стихотворение В.А. Жуковского «Песня»
(«Минувших дней очарованье…»). (Восприятие,
истолкование, оценка.)
Стихотворение В.А. Жуковского «Море» (восприятие,
истолкование, оценка).
2. «Раскольников есть истинно русский человек
именно в том, что дошел до конца, до края той
дороги, на которую его завел заблудший ум» (Н.Н.
Страхов). (По роману Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание».)
3. а) Нравы дома Кабановых в пьесе А.Н. Островского
«Гроза».
б) Тема утраченных иллюзий в пьесе А.Н.
Островского «Бесприданница».
4. Образ героя-бунтаря в поэзии В.В. Маяковского.
Своеобразие сатиры В.В. Маяковского. (На примере
2–3 произведений.)
5. «Искусство стремится непременно к добру…» (Н.В.
Гоголь). (По одному или нескольким произведениям
русской литературы XX века.)
№ 13
1. Письмо Веры Печорину. (Анализ фрагмента главы
«Княжна Мери» из романа М.Ю. Лермонтова «Герой
нашего времени».)
2. «От своих предшественников Блок отличался тем,
что к судьбе России он подходит не как мыслитель
– с отвлеченной идеей, а как поэт – с интимной
любовью» (В.М. Жирмунский).
3. Тема народных страданий в поэзии Н.А. Некрасова.
4. Смысл названия и проблематика одного из
произведений И.А. Бунина.
5. «Школа несчастья есть самая лучшая школа…»
(В.Г. Белинский). (По одному из произведений
русской литературы XX века.)
№ 14
1. Стихотворение А.С. Пушкина «Поэту» (восприятие,
истолкование, оценка).
2. «В Салтыкове есть… этот серьезный и злобный
юмор, этот реализм, трезвый и ясный среди самой
необузданной игры воображения…» (И.С. Тургенев).
3. Тема женской доли в поэме Н.А. Некрасова «Кому
на Руси жить хорошо».
Образ крестьянки Матрены Тимофеевны в поэме Н.А.
Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
4. а) Судьба художника в романе М.А. Булгакова
«Мастер и Маргарита».
б) Проблема нравственного выбора в романе М.А.
Булгакова «Белая гвардия».
Нравственная проблематика повести М.А. Булгакова
«Собачье сердце».
5. «Любить истинно может только вполне созревшая
душа…» (В.Г. Белинский). (По одному из
произведений русской литературы XX века.)
№ 15
1. а) Возвращение Григория Мелехова на хутор.
(Анализ финала романа М.А. Шолохова «Тихий Дон»,
глава XVIII, часть восьмая, книга четвертая.)
б) Сцена «бабьего бунта» в романе М.А. Шолохова
«Поднятая целина». (Анализ фрагмента главы XXXIII
книги первой.)
2. В чем смысл финала комедии А.С. Грибоедова «Горе
от ума»?
3. Образ русского воина-труженика в романе Л.Н.
Толстого «Война и мир».
Партизанская война в романе Л.Н. Толстого «Война
и мир».
4. «Гой ты, Русь, моя родная…» (По лирике С.А.
Есенина.)
5. «Великие истины понятны и доступны каждому…»
(Д.И. Писарев). (По одному из произведений русской
литературы XIX века.)
№ 16
1. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Я не унижусь
пред тобою…» (восприятие, истолкование, оценка).
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Дума» (восприятие,
истолкование, оценка).
2. «Редкие писатели… так сильно убеждены в
единстве мысли и поступка, как граф Л.Н. Толстой»
(П.В. Анненков).
3. Чиновники города NN. (По поэме Н.В. Гоголя
«Мертвые души».)
4. Любовь в жизни героев М.А. Шолохова. (По одному
из романов писателя.)
Жизненный путь Андрея Соколова. (По рассказу М.А.
Шолохова «Судьба человека».)
5. «Мещанство большое зло, оно, как плотина в реке,
всегда служило только для застоя» (А.П. Чехов). (По
одному или нескольким произведениям русской
литературы XX века.)
№ 17
1. Жизнь ночлежников до появления Луки. (Анализ
первой сцены пьесы М. Горького «На дне».)
2. Что вызывает протест у героя ранней лирики В.В.
Маяковского?
Как вы понимаете слова В.В. Маяковского: «Поэт
всегда должник вселенной…»? (По стихотворению
В.В. Маяковского «Разговор с фининспектором о
поэзии».)
3. Философия жизни Платона Каратаева. (По роману
Л.Н. Толстого «Война и мир».)
Образ Наташи Ростовой. (По роману Л.Н. Толстого
«Война и мир».)
4. Трагедия личности, семьи, народа в поэме А.А.
Ахматовой «Реквием».
5. «Родник поэзии есть красота…» (Н.В. Гоголь). (По
одному или нескольким произведениям русской
литературы XIX века.)
№ 18
1. Стихотворение Б.Л. Пастернака «Любить иных –
тяжелый крест…» (восприятие, истолкование,
оценка).
Стихотворение Б.Л. Пастернака «Никого не будет в
доме…» (восприятие, истолкование, оценка).
2. «Достоевский – это величайший реалист,
измеривший бездны человеческого страдания,
безумия и порока, вместе с тем величайший поэт
евангельской любви» (Д.С. Мережковский).
3. Печорин и горцы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой
нашего времени».
Образ горянки в повести «Бэла». (По роману М.Ю.
Лермонтова «Герой нашего времени».)
4. Тема памяти в лирике А.Т. Твардовского.
5. «Ум – способность только материальная, душа же
живет тем, что нашептывает ей сердце…» (Ф.М.
Достоевский). (По одному или нескольким
произведениям русской литературы XIX века.)
№ 19
1. а) Возвращение Григория Мелехова на хутор.
(Анализ финала романа М.А. Шолохова «Тихий Дон»,
глава ХVIII, часть восьмая, книга четвертая.)
б) Сцена раскулачивания. (Анализ эпизода из
романа М.А. Шолохова «Поднятая целина», глава VII,
книга первая.)
в) Сцена допроса Андрея Соколова Мюллером.
(Анализ эпизода из рассказа М.А. Шолохова «Судьба
человека».)
2. Какой предстает Россия в лирике А.А. Блока?
3. Образы крестьян в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые
души».
4. а) Сатирические мотивы в романе М.А. Булгакова
«Мастер и Маргарита».
б) Тема семьи и дома в романе М.А. Булгакова «Белая
гвардия».
Образ профессора Преображенского. (По повести
М.А. Булгакова «Собачье сердце».)
5. «Человек – существо, недовольное самим собой и
способное себя перерастать» (Н.А. Бердяев). (По
одному или нескольким произведениям русской
литературы XIX века.)
№ 20
1. Стихотворение В.В. Маяковского «Нате!»
(восприятие, истолкование, оценка).
2. «Глубокое знание тайных движений
психологической жизни и непосредственная
чистота нравственного чувства, придающего
теперь особенную физиономию произведениям графа
Толстого, всегда останутся существенными
чертами его таланта» (Н.Г. Чернышевский).
3. Изображение поместного дворянства в романе А.С.
Пушкина «Евгений Онегин».
4. Тема веры и безверия в пьесе М. Горького «На
дне».
5. «Счастья в жизни нет, есть только зарницы его»
(Л.Н. Толстой). (По одному или нескольким
произведениям русской литературы XIX века.)
№ 21
1. Встреча Чичикова с Ноздревым в трактире.
(Анализ эпизода из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые
души», глава четвертая, том первый.)
2. Почему Онегин обречен на одиночество? (По
роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)
3. Внутренняя красота человека в романе Л.Н.
Толстого «Война и мир».
4. Нравственная проблематика одного из
произведений современной отечественной прозы.
Нравственная проблематика произведений конца ХХ
века. (По 1–2 произведениям русской и родной
литературы по выбору учащегося.)
5. «Война с чрезвычайной быстротой образует новые
характеры людей и ускоряет процесс жизни…» (А.П.
Платонов). (По одному из произведений русской
литературы XX века.)
№ 22
1. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Как часто,
пестрою толпою окружен…» (восприятие,
истолкование, оценка).
2. а) Кто виновен в гибели вишневого сада? (По
комедии А.П. Чехова «Вишневый сад».)
б) К чему стремятся и в чем разочаровываются
героини пьесы А.П. Чехова «Три сестры»?
3. Герои и сюжеты сатирических сказок М.Е.
Салтыкова-Щедрина.
Основная проблематика сказок М.Е.
Салтыкова-Щедрина.
4. Тема русской деревни в современной
отечественной прозе. (На примере 1–2
произведений.)
Тема русской деревни в современной прозе. (На
примере 1–2 произведений русской и родной
литературы.)
5. «Поэзия – плуг, взрывающий время…» (О.Э.
Мандельштам). (По одному из произведений русской
литературы XX века.)
№ 23
1. Столкновение экипажей. (Анализ эпизода из поэмы
Н.В. Гоголя «Мертвые души», глава пятая, том
первый.)
Чичиков у Плюшкина. (Анализ эпизода из поэмы Н.В.
Гоголя «Мертвые души», глава шестая, том первый.)
2. «На простых и чутких струнах сердца умел играть
только Сергей Есенин, и, после Блока, только его
поэзия ощущалась как дар свыше» (М.К. Осоргин).
3. Красота человеческого поступка. (По одному из
романов Ф.М. Достоевского – «Преступление и
наказание» или «Идиот».)
Столкновение теории и жизни в романе Ф.М.
Достоевского «Преступление и наказание».
4. Темы и образы лирики одного из современных
отечественных поэтов.
5. «Мещанство – ползучее растение, оно способно
бесконечно размножаться и хотело бы задушить
побегами все на своей дороге» (М. Горький). (По
одному или нескольким произведениям русской
литературы XIX века.)
№ 24
1. Стихотворение И.А. Бунина «Ночь» (восприятие,
истолкование, оценка).
Стихотворение И.А. Бунина «Летняя ночь»
(восприятие, истолкование, оценка).
2. а) В чем причины самоубийства Свидригайлова? (По
роману Ф.М. Достоевского «Преступление и
наказание».)
Каковы причины преступления Раскольникова? (По
роману Ф.М. Достоевского «Преступление и
наказание».)
б) Что сближает князя Мышкина с Рогожиным? (По
роману Ф.М. Достоевского «Идиот».)
3. Образ поэта и тема творчества в лирике А.С.
Пушкина.
4. а) Образ Понтия Пилата и проблема совести. (По
роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».)
б) Сны героев и их связь с проблематикой романа
М.А. Булгакова «Белая гвардия».
Черты революционной эпохи в повести М.А.
Булгакова «Собачье сердце».
5. «В том-то и признак настоящего искусства, что
оно всегда современно, насущно-полезно…» (Ф.М.
Достоевский). (По одному или нескольким
произведениям русской литературы XX века.)
№ 25
1. Анализ легенды о Ларре из рассказа М. Горького
«Старуха Изергиль».
2. «Чехов – странный писатель, бросает слова как
будто некстати, а между тем все у него живет и
сколько ума! Никогда у него нет лишних
подробностей, всякая или нужна, или прекрасна»
(Л.Н. Толстой).
3. Картины народной жизни в поэме Н.А. Некрасова
«Кому на Руси жить хорошо».
4. Проблема человека и власти в прозе А.И.
Солженицына.
5. «Мысль бывает светла только когда озаряется
изнутри добрым чувством…» (В.П. Ключевский). (По
одному или нескольким произведениям русской
литературы XIX века.)
№ 26
1. Стихотворение В.В. Маяковского «Письмо Татьяне
Яковлевой» (восприятие, истолкование, оценка).
2. а) Нужен ли России Базаров? (По роману И.С.
Тургенева «Отцы и дети».)
б) Что помешало любви Лаврецкого и Лизы
Калитиной? (По роману И.С. Тургенева «Дворянское
гнездо».)
3. а) Душевная драма Катерины. (По пьесе А.Н.
Островского «Гроза».)
б) Тема «маленького человека» в пьесе А.Н.
Островского «Бесприданница».
4. Женские образы в рассказах И.А. Бунина.
Тема любви в рассказе И.А. Бунина «Темные аллеи».
5. «Мужество есть великое свойство души» (Н.М.
Карамзин). (По одному или нескольким
произведениям русской литературы XX века.)
№ 27
1. Анализ легенды о Данко из рассказа М. Горького
«Старуха Изергиль».
2. «Поэзия Ахматовой – лирический дневник много
чувствовавшего и много думавшего современника
сложной и величественной эпохи» (А.Т.
Твардовский).
3. Крестьянская и помещичья Русь в сказках М.Е.
Салтыкова-Щедрина.
Народ и власть в «Повести о том, как один мужик
двух генералов прокормил» М.Е. Салтыкова-Щедрина.
4. Тема любви в лирике С.А. Есенина.
Образ любимой женщины в творчестве С.А. Есенина.
5. «Сила влияния нравственного выше всяких сил…»
(Н.В. Гоголь). (По одному или нескольким
произведениям русской литературы XIX века.)
№ 28
1. Стихотворение А.С. Пушкина «Отцы пустынники и
жены непорочны…» (восприятие, истолкование,
оценка).
Стихотворение А.С. Пушкина «К морю» (восприятие,
истолкование, оценка).
2. Что осуждает и что прославляет в человеке
Горький-романтик? (По ранней прозе М. Горького.)
В чем смысл противопоставления Данко и Ларры? (По
рассказу М. Горького «Старуха Изергиль».)
3. «Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и
мир».
4. Поэт и революция в лирике В.В. Маяковского.
5. «Нет счастья в бездействии…» (Ф.М. Достоевский).
(По одному или нескольким произведениям русской
литературы XIX века.)
№ 29
1. Переправа через Неман. (Анализ эпизода из
романа Л.Н. Толстого «Война и мир», глава II, часть
первая, том третий.)
Наташа в гостях у дядюшки. (Анализ эпизода из
романа Л.Н. Толстого «Война и мир», глава VIII, часть
четвертая, том второй.)
2. «Маяковским разрешается элементарная и
великая проблема поэзии для всех, а не для
избранных» (О.Э. Мандельштам).
3. Образ поэта и тема творчества в лирике М.Ю.
Лермонтова.
4. Социальная проблематика пьесы М. Горького «На
дне».
Нравственная проблематика пьесы М. Горького «На
дне».
5. «Сильные люди всегда просты» (Л.Н. Толстой). (По
одному или нескольким произведениям русской
литературы XX века.)
№ 30
1. Стихотворение С.А. Есенина «Русь» (восприятие,
истолкование, оценка).
2. Какова роль лирических отступлений в первом
томе поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»?
Чичиков и Ноздрев: в чем противоположность двух
характеров? (По поэме Н.В. Гоголя «Мертые души».)
3. Нравственный идеал в произведениях Ф.М.
Достоевского. (По одному из романов –
«Преступление и наказание» или «Идиот».)
4. Тема поэта и толпы в лирике В.В. Маяковского.
В.В. Маяковский о призвании поэта.
5. «Счастье и радость жизни… в правде...» (А.П.
Чехов). (По одному или нескольким произведениям
русской литературы XX века.)
№ 31
1. Появление Луки в ночлежке. (Анализ сцены
первого действия пьесы М. Горького «На дне».)
2. «Стихотворения Маяковского все время на острие
комического и трагического» (Ю.Н. Тынянов).
3. Основные мотивы и образы поэзии А.А. Фета.
4. Тема поиска жизненной правды в прозе М.А.
Шолохова. (По романам «Тихий Дон» или «Поднятая
целина».)
Образ воина-труженика в рассказе М.А. Шолохова
«Судьба человека».
5. «Жить нужно не для себя и не для других, а со
всеми и для всех…» (Н. Федоров). (По одному или
нескольким произведениям русской литературы XIX
века.)
№ 32
1. Стихотворение А.А. Блока «На железной дороге»
(восприятие, истолкование, оценка).
2. а) Что отличает Катерину от обывателей города
Калинова? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза».)
Почему Н.А. Добролюбов назвал Катерину «лучом
света в темном царстве»? (По пьесе А.Н.
Островского «Гроза».)
б) В чем состоит драма Ларисы Огудаловой? (По
пьесе А.Н. Островского «Бесприданница».)
3. «Какая сила управляет всем?» (Взгляд на историю
в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».)
Военные эпизоды в романе Л.Н. Толстого «Война и
мир».
4. Философские мотивы лирики С.А. Есенина.
Лирический герой поэзии С.А. Есенина.
5. «Презирать суд людей не трудно, презирать суд
собственный – невозможно…» (А.С. Пушкин). (По
одному или нескольким произведениям русской
литературы XIX века.)
№ 33
1. Смотр под Браунау. (Анализ эпизода из романа Л.Н.
Толстого «Война и мир», глава II, часть вторая, том
первый.)
Андрей Болконский на поле боя под Аустерлицем.
(Анализ эпизода из романа Л.Н. Толстого «Война и
мир», глава XIX, часть третья, том первый.)
2. В чем трагизм мировосприятия лирического героя
поэзии Ф.И. Тютчева?
3. Женские образы в прозе И.С. Тургенева. (По роману
«Отцы и дети» или «Дворянское гнездо».)
Образ Анны Сергеевны Одинцовой и его роль в
романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
4. «Я научилась просто, мудро жить…» (Философские
мотивы лирики А.А. Ахматовой.)
Тема Петербурга в творчестве А.А. Ахматовой.
5. «Искусство всегда помогало человеку в
отыскивании идеала…» (Ф.М. Достоевский). (По
одному или нескольким произведениям русской
литературы XX века.)
№ 34
1. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва» («В
минуту жизни трудную…»). (Восприятие,
истолкование, оценка.)
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Родина»
(восприятие, истолкование, оценка).
2. «Чехов не просто описывал жизнь, но жаждал
переделать ее, чтобы она стала умнее, человечней»
(К.И. Чуковский).
3. Тема падения и духовного возрождения человека
в произведени-
ях Ф.М. Достоевского. (По роману «Преступление и
наказание» или «Идиот».)
Тема «маленького человека» в романе Ф.М.
Достоевского «Преступление и наказание».
4. Мир природы в лирике С.А. Есенина.
5. «Страданиями и горем определено нам добывать
крупицы мудрости…» (Н.В. Гоголь). (По одному или
нескольким произведениям русской литературы XX
века.)
№ 35
1. Отъезд князя Андрея на войну. (Анализ главы XXV из
романа Л.Н. Толстого «Война и мир», часть первая,
том первый.)
2. Каковы особенности поэзии Б.Л. Пастернака?
3. Образ «страдающего эгоиста» в романе А.С.
Пушкина «Евгений Онегин».
4. Быт и нравы казачества в прозе М.А. Шолохова. (По
роману «Тихий Дон» или «Поднятая целина».)
5. «Любовь столь всесильна, что перерождает нас
самих…» (Ф.М. Достоевский). (По одному или
нескольким произведениям русской литературы XX
века.)
№ 36
1. Стихотворение Ф.И. Тютчева «Еще земли печален
вид…» (восприятие, истолкование, оценка).
2. «Булгаков… испытывал всю жизнь острую и
уничтожающую ненависть ко всему, что носило в
себе хотя бы малейшие черты обывательщины,
дикости и фальши» (К. Паустовский).
3. Герои-«недотепы» в драматургии А.П. Чехова. (По
одной из пьес – «Вишневый сад» или «Три сестры».)
Комические образы и ситуации в комедии А.П.
Чехова «Вишневый сад».
4. Образ революционной эпохи в поэме А.А. Блока
«Двенадцать».
5. «Человек всегда был и будет самым любопытным
явлением для человека…» (В.Г. Белинский). (По
одному из произведений русской литературы XX
века.)
№ 37
1. а) Красноармейцы в доме Мелеховых. (Анализ главы
XVI из романа М.А. Шолохова «Тихий Дон», часть
шестая, книга третья.)
б) Спор гремяченских активистов о
раскулачивании. (Анализ главы IX книги первой из
романа М.А. Шолохова «Поднятая целина».)
в) Анализ финала рассказа М.А. Шолохова «Судьба
человека».
2. Каким предстает мир природы в лирике Б.Л.
Пастернака?
3. Женские образы в романе И.А. Гончарова
«Обломов».
Ольга Ильинская и ее роль в духовном
преображении Обломова. (По роману И.А. Гончарова
«Обломов».)
4. Прошлое, настоящее и будущее России в поэзии
А.А. Блока.
5. «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться,
биться, ошибаться…» (Л.Н. Толстой). (По одному из
произведений русской литературы XIX века.)
№ 38
1. Стихотворение Б.Л. Пастернака «Снег идет»
(восприятие, истолкование, оценка).
Стихотворение Б.Л. Пастернака «Никого не будет в
доме…» (восприятие, истолкование, оценка).
2. «Достоевский – художник… бездны человеческой,
человеческой бездонности» (Н.А. Бердяев).
3. «Мильон терзаний» Софьи Фамусовой в комедии
А.С. Грибоедова «Горе от ума».
4. Роль символов в поэме А.А. Блока «Двенадцать».
5. «Эгоизм умерщвляет великодушие…» (Ф.М.
Достоевский). (По одному из произведений русской
литературы XIX века.)
№ 39
1. Сцена объяснения Пьера с Элен. (Анализ эпизода
из романа Л.Н. Толстого «Война и мир», глава II,
часть третья, том первый.)
Размышления Андрея Болконского по дороге в
Отрадное. (Анализ эпизода из романа Л.Н. Толстого
«Война и мир», глава I, часть третья, том второй.)
2. Что услышал Блок в «музыке революции»? (По поэме
«Двенадцать».)
Какова символика образа вьюги в поэме А.А. Блока
«Двенадцать»?
3. Философские мотивы лирики А.С. Пушкина.
Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина.
4. Правда о войне в современной отечественной
прозе. (По произведению одного из писателей.)
Правда о войне в произведениях современных
писателей. (По 1–2 произведениям русской и родной
литературы.)
5. «Найти свою дорогу, узнать свое место – в этом
все для человека, это для него значит сделаться
собой…» (В.Г. Белинский). (По одному из
произведений русской литературы XX века.)
№ 40
1. Стихотворение Н.А. Некрасова «Умру я скоро.
Жалкое наследство…» (восприятие, истолкование,
оценка).
Стихотворение Н.А. Некрасова «Поэт и гражданин»
(восприятие, истолкование, оценка).
2. «…Онегин – добрый малый, но при этом
недюжинный человек…» (В.Г. Белинский).
3. Андрей Штольц как «человек действия». (По
роману И.А. Гончарова «Обломов».)
4. Тема русского характера в рассказе М.А.
Шолохова «Судьба человека».
5. «Революция обнаруживает и высоту человеческой
природы, и истребление духовных ценностей» (Н.А.
Бердяев). (По одному или нескольким произведениям
русской литературы XX века.)
№ 41
1. Пари Печорина с Вуличем. (Анализ главы
«Фаталист» из романа М.Ю. Лермонтова «Герой
нашего времени».)
Сцена дуэли Печорина с Грушницким. (Анализ
эпизода из главы «Княжна Мери» романа М.Ю.
Лермонтова «Герой нашего времени».)
2. Как в творчестве А.Т. Твардовского представлена
тема войны?
3. Образ Захара и его роль в раскрытии характера
главного героя романа И.А. Гончарова «Обломов».
4. Тема жизни и смерти в прозе И.А. Бунина.
Тема обреченности буржуазного мира. (По рассказу
И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».)
5. «Общество находит в литературе свою
действительную жизнь…» (В.Г. Белинский). (По
одному или нескольким произведениям русской
литературы XX века.)
№ 42
1. Стихотворение Н.А. Заболоцкого «О красоте
человеческих лиц» (восприятие, истолкование,
оценка).
Стихотворение Н.А. Заболоцкого «Метаморфозы»
(восприятие, истолкование, оценка).
2. «Татьяна не любит света… но пока она в свете –
его мнение всегда будет ее идолом…» (В.Г.
Белинский).
3. Правда о войне в романе Л.Н. Толстого «Война и
мир».
4. «Гримасы быта» в сатирической поэзии В.В.
Маяковского.
В.В. Маяковский – сатирик.
5. «Воспитание – великое дело: им решается участь
человека…» (В.Г. Белинский). (По одному или
нескольким произведениям русской литературы XIX
века.)
№ 43
1. а) Клевета Лужина. (Анализ эпизода из романа Ф.М.
Достоевского «Преступление и наказание», глава
III, часть пятая.)
б) Сцена чтения пушкинского стихотворения.
(Анализ эпизода из романа Ф.М. Достоевского
«Идиот», глава VII, часть вторая.)
2. Смешны или грустны финалы сказок М.Е.
Салтыкова-Щедрина?
Что вызывает авторскую иронию в романе М.Е.
Салтыкова-Щедрина «История одного города»?
3. Поколение «отцов» в комедии А.С. Грибоедова
«Горе от ума».
4. «Адище города» в ранней лирике В.В. Маяковского.
Тема поэта и поэзии во вступлении к поэме В.В.
Маяковского «Во весь голос».
5. «Всякая благородная личность глубоко сознает
свои кровные связи с отечеством» (В.Г. Белинский).
(По одному или нескольким произведениям русской
литературы XX века.)
№ 44
1. Стихотворение В.В. Маяковского «Сергею
Есенину» (восприятие, истолкование, оценка).
Стихотворение В.В. Маяковского «Письмо товарищу
Кострову из Парижа о сущности любви» (восприятие,
истолкование, оценка).
2. «Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая
от зноя пламенной жизни земля…» (В.Г. Белинский).
3. Быт и нравы губернского города NN. (По поэме Н.В.
Гоголя «Мертвые души».)
Знакомство Чичикова с городом NN. (По поэме Н.В.
Гоголя «Мертвые души».)
4. Образ возлюбленной в лирике А.А. Блока.
5. «Есть минуты, в которые переживаешь сознанием
гораздо более, чем целые годы» (Ф.М. Достоевский).
(По одному из произведений русской литературы XIX
века.)
№ 45
1. а) Признание Раскольникова в преступлении.
(Анализ эпизода из романа Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание», глава VIII, часть
шестая.)
б) Сцена венчания Настасьи Филипповны с
Рогожиным. (Анализ эпизода из романа Ф.М.
Достоевского «Идиот», глава Х, часть четвертая.)
2. Как развивается тема свободы в лирике А.С.
Пушкина?
3. Семья Болконских и семья Курагиных в романе Л.Н.
Толстого «Война и мир».
Тема любви в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
4. Раздумья о Человеке в пьесе М. Горького «На
дне».
5. «Болезнь любви неизлечима…» (А.С. Пушкин). (По
одному или нескольким произведениям русской
литературы XX века.)
№ 46
1. Стихотворение А.А. Фета «Еще весны душистой
нега…» (восприятие, истолкование, оценка).
Стихотворение А.А. Фета «Ель рукавом мне тропинку
завесила…» (восприятие, истолкование, оценка).
2. «Каждое лицо в «Мертвых душах» есть в то же
время вывод из целой категории людей…» (В.Н.
Майков).
3. Образ «жестокого мира» в драматургии А.Н.
Островского. (По пьесам «Гроза» или
«Бесприданница».)
Образы купцов-самодуров в пьесе А.Н. Островского
«Гроза».
4. Человек и природа в лирике С.А. Есенина.
5. «Война есть одно из величайших кощунств над
человеком и природой» (А.С. Пушкин). (По одному или
нескольким произведениям русской литературы XX
века.)
№ 47
1. а) Знакомство Берлиоза и Бездомного с
«иностранцем». (Анализ главы 1 части первой из
романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».)
б) Тайники инженера Лисовича. (Анализ эпизода из
романа М.А. Булгакова «Белая гвардия», глава 3,
часть 1.)
в) Результаты швондеровского воспитания
Шарикова. (Анализ эпизода «Из дневника доктора
Борменталя» по повести М.А. Булгакова «Собачье
сердце».)
2. В чем смысл бунта лирического героя поэмы В.В.
Маяковского «Облако в штанах»?
3. Человек и природа в лирике Ф.И. Тютчева.
4. а) Любовь в жизни Григория Мелехова. (По роману
М.А. Шолохова «Тихий Дон».)
б) Давыдов и Половцев в романе М.А. Шолохова
«Поднятая целина».
5. «Настоящее зло… ходит всегда на костылях
добродетели…» (М.М. Пришвин). (По одному или
нескольким произведениям русской литературы XIX
века.)
№ 48
1. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на
дорогу…» (восприятие, истолкование, оценка).
2. «Без Ольги Ильинской и без ее драмы с Обломовым
не узнать бы нам Ильи Ильича так, как мы его
теперь знаем…» (А.В. Дружинин).
3. Сатирическое изображение помещиков в поэме Н.А.
Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Образы народных заступников в поэме Н.А.
Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
4. Проблема человека и цивилизации в рассказе И.А.
Бунина «Господин из Сан-Франциско».
Судьба господина из Сан-Франциско в одноименном
рассказе И.А. Бунина.
5. «Настоящий писатель – то же, что древний
пророк: он видит яснее, чем обычные люди» (А.П.
Чехов). (По одному или нескольким произведениям
русской литературы XX века.)
№ 49
1. Петя Ростов в партизанском отряде. (Анализ
главы VII из романа Л.Н. Толстого «Война и мир»,
часть третья, том четвертый.)
2. Как разворачивается трагическая тема в поэме
А.А. Ахматовой «Реквием»?
3. Жанровое своеобразие пьесы А.С. Грибоедова
«Горе от ума».
4. Образ «русского труженика-солдата» в поэме А.Т.
Твардовского «Василий Теркин».
5. «Страдания и боль всегда обязательны для
широкого сознания и глубокого сердца» (Ф.М.
Достоевский). (По одному или нескольким
произведениям русской литературы XX века.)
№ 50
1. Стихотворение Ф.И. Тютчева «Silentium!» (восприятие,
истолкование, оценка).
Стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени
первоначальной…» (восприятие, истолкование,
оценка).
2. «…Покупатель живой человеческой совести,
Чичиков, – подлинный черт, подлинный провокатор
жизни» (А. Белый).
3. а) Место образа Лопахина в комедии А.П. Чехова
«Вишневый сад».
б) Роль второстепенных персонажей в пьесе А.П.
Чехова «Три сестры».
4. Мир природы и мир человеческой души в лирике
Б.Л. Пастернака.
5. «Избавиться от мысли люди не могут…» (К.С.
Аксаков). (По одному или нескольким произведениям
русской литературы XX века.)
№ 51
1. а) Последнее свидание Катерины с Борисом.
(Анализ сцены из 5-го действия пьесы А.Н.
Островского «Гроза».)
б) Знакомство Паратова и Карандышева. (Анализ
сцены из 2-го действия пьесы А.Н. Островского
«Бесприданница».)
2. Какие темы определяют своеобразие поэзии В.А.
Жуковского?
Каковы основные мотивы романтических
стихотворений В.А. Жуковского «Море» и «Вечер»?
3. Образ Руси в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Образ Чичикова в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
4. «Революцией мобилизованный и призванный…»
(Образ поэта в лирике В.В. Маяковского.)
Тема сочувствия и доброты в лирике В.В.
Маяковского.
5. «Искусство выполняет работу памяти: оно
выбирает из потока времени наиболее яркое,
волнующее, значительное и запечатлевает это в
кристаллах книг» (Л.Н. Толстой). (По одному или
нескольким произведениям русской литературы XX
века.)
№ 52
1. Стихотворение А.А. Блока «О доблестях, о
подвигах, о славе…» (восприятие, истолкование,
оценка).
2. а) В чем противоречия теории Раскольникова? (По
роману Ф.М. Достоевского «Преступление и
наказание».)
б) В чем своеобразие характера главного героя
романа Ф.М. Достоевского «Идиот»?
3. Образ Онегина в романе А.С. Пушкина «Евгений
Онегин».
4. Проблема нравственного выбора человека в прозе
М.А. Шолохова. (По одному из романов – «Тихий Дон»
или «Поднятая целина».)
Проблема нравственного выбора человека в
рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека».
5. «Человек ловится на мелочах, в крупном – можно
притвориться, мелочь всегда выдает истинную
«суть души», ее рисунок, ее тяготение…» (М.
Горький). (По одному или нескольким произведениям
русской литературы XIX века.)
№ 53
1. Анализ первой главы поэмы В.В. Маяковского
«Облако в штанах».
2. «Горький нагромоздил гору жесточайших
страданий… и объединил жгучим стремлением к
правде и справедливости» (Л.Н. Андреев о пьесе «На
дне»).
3. Образ возлюбленной в лирике М.Ю. Лермонтова.
4. а) Мастер и его ученик в романе М.А. Булгакова
«Мастер и Маргарита».
б) Люди долга и чести в романе М.А. Булгакова
«Белая гвардия».
Образ учительницы в рассказе А.П. Платонова
«Песчаная учительница».
5. «У истинного таланта каждое лицо – тип, и
каждый тип для читателя есть знакомый
незнакомец…» (В.Г. Белинский). (По одному или
нескольким произведениям русской литературы XIX
века.)
№ 54
1. Стихотворение А.А. Фета «Сияла ночь. Луной был
полон сад. Лежали…» (восприятие, истолкование,
оценка).
Стихотворение А.А. Фета «Ель рукавом мне тропинку
завесила…» (восприятие, истолкование, оценка).
2. а) Как в романе М.А. Булгакова «Мастер и
Маргарита» доказано утверждение: «трусость –
самый страшный порок»?
б) Почему так притягателен дом Турбиных? (По
роману М.А. Булгакова «Белая гвардия».)
Какой предстает «лесная колдунья» Олеся в
одноименной повести А.И. Куприна?
3. Гринев и Швабрин. (По повести А.С. Пушкина
«Капитанская дочка».)
4. «Быть знаменитым некрасиво…» (Образ поэта в
лирике Б.Л. Пастернака.)
Тема России в поэзии М.И. Цветаевой.
5. «Искусство – одно из средств различения
доброго от злого…» (Л.Н. Толстой). (По одному или
нескольким произведениям русской литературы XIX
века.)
№ 55
1. а) Допрос во дворце Ирода Великого. (Анализ
эпизода из романа М.А. Булгакова «Мастер и
Маргарита», глава 2, часть первая.)
б) Сцена в Александровской гимназии. (Анализ
эпизода из романа М.А. Булгакова «Белая гвардия»,
глава 7, часть 1.)
в) Порядки в коммуне «Дружба бедняка». (Анализ
эпизода из романа А.П. Платонова «Чевенгур».)
2. «Выньте Бунина из русской литературы, и она
потускнеет, лишится живого радужного блеска и
звездного сияния его одинокой страннической
души» (М. Горький). (По творчеству И.А. Бунина.)
3. Образы «футлярных» людей в рассказах А.П.
Чехова.
Смешное и грустное в рассказе А.П. Чехова
«Хамелеон».
4. «Старый мир» в поэме А.А. Блока «Двенадцать».
5. «Ложь перед самим собой, выставляемая за
правду, губит всю жизнь» (Л.Н. Толстой). (По одному
или нескольким произведениям русской литературы
XIX века.)
№ 56
1. Стихотворение А.А. Ахматовой «Песня последней
встречи» (восприятие, истолкование, оценка).
Стихотворение А.А. Ахматовой «Сегодня мне письма
не принесли…» (восприятие, истолкование, оценка).
2. Почему автор называет Печорина «героем
времени»? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего
времени».)
3. Тема духовного перерождения человека в
рассказах А.П. Чехова.
Образ доктора Старцева в повести А.П. Чехова
«Ионыч».
4. Особенности композиции поэмы А.А. Блока
«Двенадцать».
5. «Справедливость требует вступаться за людей
страдающих» (Н.Г. Чернышевский). (По одному или
нескольким произведениям русской литературы XIX
века.)
№ 57
1. а) Кошевой в доме Мелеховых. (Анализ II главы из
романа М.А. Шолохова «Тихий Дон», часть восьмая,
книга четвертая.)
б) Объяснение Давыдова с Варей. (Анализ эпизода из
романа М.А. Шолохова «Поднятая целина», глава XXIV,
книга вторая.)
в) Автор в доме Екатерины Ивановны. (Анализ
эпизода из рассказа К.Г. Паустовского «Зарубки на
сердце».)
2. «Так знать и любить природу, как умеет Бунин –
мало кто умеет» (А.А. Блок).
3. Тема любви в лирике Ф.И. Тютчева.
4. Образ современника в отечественной прозе
последних десятилетий.
Тема природы в творчестве В.Г. Распутина.
5. «…Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот
и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более
разумном и великом. Делайте добро!» (А.П. Чехов).
(По одному или нескольким произведениям русской
литературы XIX века.)
№ 58
1. Стихотворение Ф.И. Тютчева «К.Б.» («Я встретил
вас – и все былое…»). (Восприятие, истолкование,
оценка.)
2. а) Каковы итоги жизненных исканий Григория
Мелехова? (По роману М.А. Шолохова «Тихий Дон».)
б) Почему Половцев проигрывает «битву за мужика»?
(По роману М.А. Шолохова «Поднятая целина».)
В чем необычность главного героя рассказа В.И.
Белова «Привычное дело»?
3. Мир обывателя в сатирических сказках М.Е.
Салтыкова-Щедрина. (По 1–2 произведениям
писателя.)
«История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина
как сатира на самодержавие.
4. Образ революционной эпохи в произведениях С.А.
Есенина.
5. «Хорош божий свет. Одно только нехорошо – мы»
(А.П. Чехов). (По одному или нескольким
произведениям русской литературы XX века.)
№ 59
1. Анализ финальной главы поэмы А.А. Блока
«Двенадцать».
2. «Муза Некрасова… очень часто, смешивая
благородные чувства с грубостью манер, нравится
самою своею неизысканностью» (А.В. Дружинин).
3. Хлестаков и хлестаковщина в комедии Н.В. Гоголя
«Ревизор».
4. Тема материнского страдания в поэме А.А.
Ахматовой «Реквием».
5. «Главное в человеке – это не ум, а то, что им
управляет, сердце, добрые чувства…» (Ф.М.
Достоевский). (По одному или нескольким
произведениям русской литературы XIX века.)
№ 60
1. Стихотворение А.С. Пушкина «Я вас любил: любовь
еще, быть может…» (восприятие, истолкование,
оценка).
2. Кто он, «герой нашего времени»? (По одному из
произведений современной отечественной
литературы.)
Кто он, «герой нашего времени»? (По 1–2
произведениям русской и родной литературы
последней четверти ХХ века.)
3. Характер и быт одного из помещиков. (По поэме
Н.В. Гоголя «Мертвые души».)
4. Русская деревня в изображении А.И. Солженицына.
(По рассказу «Матренин двор».)
Крестьянская тема в рассказе А.И. Солженицына
«Матренин двор».
5. «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не
словом, а делом…» (В.Г. Белинский). (По одному или
нескольким произведениям русской литературы XIX
века.)
№ 61
1. Анализ второй главы поэмы В.В. Маяковского
«Облако в штанах».
Анализ рассказа В.М. Шукшина «Чудик».
2. «Может быть, Пушкин даже лучше бы сделал, если
бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина,
ибо бесспорно она главная героиня поэмы» (Ф.М.
Достоевский).
3. Духовная высота «простого человека» в романе
Л.Н. Толстого «Война и мир».
4. «Не с теми я, кто бросил землю…»
(Патриотическая тема в лирике А.А. Ахматовой.)
5. «…Правда и красота… всегда составляли главное
в человеческой жизни и вообще на земле…» (А.П.
Чехов). (По одному или нескольким произведениям
русской литературы XIX века.)
№ 62
1. Стихотворение Н.А. Некрасова «Пророк»
(восприятие, истолкование, оценка).
Стихотворение Н.А. Некрасова
«О Муза! Я у двери гроба…» (восприятие,
истолкование, оценка).
2. а) Кто из героев романа М.А. Булгакова «Мастер и
Маргарита» становится жертвой свиты Воланда и
почему?
б) Каким предстает белое движение в романе М.А.
Булгакова «Белая гвардия»?
в) Каково нравственное значение рассказа В.Г.
Распутина «Уроки французского»?
3. Тема «общей жизни» нации в романе Л.Н. Толстого
«Война и мир».
4. Темы и мотивы поэзии Серебряного века. (На
примере творчества одного из поэтов.)
Тема любви в поэзии Серебряного века. (На примере
творчества одного из поэтов.)
5. «Себялюбие – самоубийство. Самолюбивый
человек засыхает, словно одинокое дерево…» (И.С.
Тургенев). (По одному или нескольким
произведениям русской литературы XIX века.)
№ 63
1. а) Разговор Пилата с Афранием. (Анализ эпизода
из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»,
глава 25, часть 2.)
б) Бегство Тальберга. (Анализ эпизода из романа
М.А. Булгакова «Белая гвардия», глава 2, часть 1.)
Анализ рассказа М. Зощенко (по выбору учащегося).
2. В чем своеобразие любовной темы в лирике А.С.
Пушкина?
3. Барин и мужик в поэме Н.А. Некрасова «Кому на
Руси жить хорошо».
4. Образ России в прозе И.А. Бунина.
Тема любви в рассказе И.А. Бунина «Темные аллеи».
5. «Общественное значение писателя… в том именно
и заключается, чтобы пролить луч света на всякого
рода нравственные и умственные неурядицы…» (М.Е.
Салтыков-Щедрин). (По одному или нескольким
произведениям русской литературы XIX века.)
№ 64
1. Стихотворение С.А. Есенина «Мы теперь уходим
понемногу…» (восприятие, истолкование, оценка).
Стихотворение С.А. Есенина «Письмо матери»
(восприятие, истолкование, оценка).
2. «В Льве Толстом сильно сознание того, что
правда всегда торжествует над силой, что
нравственная правда всегда сильнее грубой силы»
(Д.С. Лихачев).
3. Человек и среда в рассказах А.П. Чехова.
Человек и среда в рассказе А.П. Чехова «Ионыч».
4. Мир женской души в лирике А.А. Ахматовой.
5. «Человеческое всегда и неизбежно должно
восторжествовать…» (М.Е. Салтыков-Щедрин). (По
одному или нескольким произведениям русской
литературы XIX века.)
№ 65
1. Анализ четвертого действия пьесы М. Горького
«На дне».
2. Каким предстает образ поэта в лирике М.Ю.
Лермонтова?
3. Сатирическое изображение «хозяев жизни» в
сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.
4. Пейзаж в прозе М.А. Шолохова. (По романам «Тихий
Дон» или «Поднятая целина».)
Тема природы в повести В.П. Астафьева «Царь-рыба».
5. «Простота есть необходимое условие
прекрасного» (Л.Н. Толстой). (По одному или
нескольким произведениям русской литературы XIX
века.)
№ 66
1. Стихотворение А.А. Ахматовой «Мне ни к чему
одические рати…» (восприятие, истолкование,
оценка).
Стихотворение А.А. Ахматовой «Двадцать первое.
Ночь. Понедельник…» (восприятие, истолкование,
оценка).
2. «Обломов, без своего «Сна», был бы созданием
неоконченным, не родным всякому из нас…» (А.В.
Дружинин).
3. Природа и человек в романтической лирике В.А.
Жуковского.
4. Особенности народного характера в прозе А.П.
Платонова.
Сила женского характера в рассказе А.П. Платонова
«Песчаная учительница».
5. «Главный узелок нашей жизни, все будущее ядро
ее и смысл, у людей целеустремленных
завязывается в самые ранние годы…» (А.И.
Солженицын). (По одному или нескольким
произведениям русской литературы XIX века.)
№ 67
1. Сцена объяснения между Наташей Ростовой и
князем Андреем. (Анализ XXIII главы из романа
Л.Н. Толстого «Война и мир», часть третья, том
второй.)
2. Каковы особенности лирики одного из
современных поэтов?
3. а) Образ «вечного студента» Трофимова в комедии
А.П. Чехова «Вишневый сад».
б) Тема времени в пьесе А.П. Чехова «Три сестры».
4. Проблема человека и власти в прозе А.И.
Солженицына.
5. «Честь нельзя отнять, ее можно потерять…» (А.П.
Чехов). (По одному или нескольким произведениям
русской литературы XIX века.)
№ 68
1. Стихотворение А.А. Фета «Поэтам» (восприятие,
истолкование, оценка).
Стихотворение А.С.Пушкина «К морю» (восприятие,
истолкование, оценка).
2. «…По роковой силе своего таланта, по крови, по
благородству стремлений… и по масштабу своей
душевной муки – Горький – русский писатель» (А.А.
Блок).
3. Герои и сюжет баллады В.А. Жуковского
«Светлана».
4. Темы, идеи, образы лирики Н.А. Заболоцкого.
5. «Смысл человеческой жизни заключается в
беспокойстве и тревоге» (А.А. Блок). (По одному или
нескольким произведениям русской литературы XIX
века.)
№ 69
1. Оформление купчей в гражданской палате. (Анализ
эпизода из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», глава
седьмая, том первый.)
Беседа Чичикова с Маниловым. (Анализ эпизода из
поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», глава вторая,
том первый.)
2. Как представляют себе счастье герои поэмы Н.А.
Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?
3. Трагизм образа Базарова. (По роману И.С.
Тургенева «Отцы и дети».)
4. Тема любви в пьесе М. Горького «На дне».
5. «То, что у нас зовется искусством, в сущности не
что иное, как живописная правда жизни; нужно
уметь ее улавливать, вот и все» (В.В. Набоков). (По
одному или нескольким произведениям русской
литературы XX века.)
№ 70
1. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Родина»
(восприятие, истолкование, оценка).
2. а) Какое место в жизни Григория Мелехова
занимает любовь? (По роману М.А. Шолохова «Тихий
Дон».)
б) Что объединяет и что разнит активистов
Гремячего Лога? (По роману М.А. Шолохова «Поднятая
целина».)
в) Какое значение имеет встреча Андрея Соколова и
Ванюши для каждого из них? (По рассказу М.А.
Шолохова «Судьба человека».)
3. а) Дикой и Кабаниха. Основные черты самодурства.
(По пьесе А.Н. Островского «Гроза».)
б) Паратов и Карандышев. (По пьесе А.Н. Островского
«Бесприданница».)
4. «Вечные» вопросы и их решение в поэме А.А. Блока
«Двенадцать».
5. «Просвещенный – тот, кто понимает смысл своей
жизни» (Л.Н. Толстой). (По одному из произведений
русской литературы ХХ века.)
1 Некоторые темы, включенные в «Перечень…»,
выпускник школы с родным (нерусским) языком
обучения может заменить на выделенный курсивом
вариант, такие темы даны в «Перечне…» под одним
номером.
2 Темы сочинений, связанные с поэзией,
раскрываются на примере не менее 2–3
стихотворений. Темы сочинений, связанные с
произведениями малой эпической формы,
раскрываются на примере 1–2 произведений (их
число может быть увеличено по усмотрению
выпускника).
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|