РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ В ИНТЕРНЕТЕ
Причину задержки речи ищите в
“переводчике”!
Как быть, если ребенок в два года не умеет
говорить? Срочно обращаться к логопеду или
присмотреться к отношениям в своей семье? Об этом
наш сегодняшний разговор.
Рита. Дочке два года и два
месяца. Говорит она очень условно: повторяет
многие слова, но четко только некоторые, почти
все из них односложные или слова типа “папа,
мама, дядя, тетя”. Все глаголы заменяет
звукоподражаниями: “топ-топ, куп-куп, ам-ам”.
Понимает все, мимо ее внимания не проходит даже
то, о чем сказано вскользь и завуалировано. Может
хитрить, например, говорит о себе “большая или
маленькая” в зависимости от того, насколько ей
это выгодно. Книжки слушает подолгу, постоянно
просит что-то ей рассказывать, рисует, лепит,
играет (может в игре имитировать еду, сон, плач).
Это я к тому, что ничего странного в развитии нет,
нормальный ребенок. Но вот говорить не то что не
хочет – скорее не может. Иногда приходит и так
хочет о чем-то рассказать, но слов не хватает.
Жесты, мимика, эмоции, глаза – все как у меня
самой, когда я английский учила, говорить хотела,
но не получалось.
Да, слоги путает, слова забывает, даже те, которые
вчера говорила, вспомнить не может. Цвет (красный,
например) знает, показывает, но название вчера
говорила, сегодня уже забыла. С ней никто не
сюсюкал, разговаривали много, нормальным языком,
стрессов не припомню...
Пожалуйста, скажите, что нам делать? Ждать или
предпринимать что-нибудь?
Ирина ХОМЕНКО. Речевые навыки
формируются у ребенка примерно к 3–4 годам.
Однако важно не пропустить чисто
физиологические проблемы, связанные с
особенностями детского организма.
Дефекты речи бывают двух видов: задержка речи (ЗР)
и нарушения артикуляции. ЗР проявляется в том,
что ребенок говорит, но упрощает или коверкает
слова, говорит повторяющимися слогами. Если к 3
годам это не проходит, надо обязательно
обратиться к логопеду.
Расстройства артикуляции состоят в том, что
ребенок неправильно произносит звуки. Ему не
удается произнести звук из-за неправильного
положения того или иного органа речи.
Естественно, надо бы проконсультироваться с
врачом-ЛОР и стоматологом. Возможно, у дочки
аденоиды (часто они мешают) или проблемы с
зубками.
Помимо медицинских проблем бывают и проблемы
социального характера.
Задержка речевого развития может происходить
как у детей с недостатком родительского
внимания, так и с гиперопекой. Если у ребенка мама
является “переводчиком” между ним и миром, то
ему нечего и беспокоиться – за него все сделают
без лишних хлопот. Важно у таких деток побуждать
не столько саму речь, сколько активность
взаимодействия.
Родители в этом случае могут провоцировать
речевые навыки следующим образом:
– просить ребенка позвать кого-то к обеду;
– попросить ответить по телефону;
– пригласить домой дочкину подружку (друга) и
предложить выполнить роль “хозяйки” и т.д.
Можно почаще ставить дочку в ситуацию выбора,
менять характер вопросов: не “Будешь ли ты суп?”,
а “Ты что будешь есть – суп или кашу?”, “Какое
платье наденем – красное или синее?”
То, что вы ее и так понимаете, прекрасно. Но
попробуйте пойти чуть дальше.:)
Попробуйте делать общее дело, где требуется
диалог.
Воспринимайте ее как умеющую говорить,
вовлекайте в спор!:) Не относитесь как к
“больной” и “хрустальной вазе”, воспринимайте
как равноценного партнера (для диалога).
Еще один момент.
Очень часто причиной ЗР у детей является
излишнее беспокойство родителей по этому поводу.
Я бы советовала сходить на консультацию к
логопеду... вам. Для того чтобы вы успокоились:).
Если видимых причин нарушения детской речи нет,
если другие специалисты подтвердят, что ребенок
здоров, то не нужно нагнетать обстановку.
А вот с социальным развитием ребенка я бы
поторопилась. Девочка, по вашим словам, активная
и смышленая, значит, ей нужны новые впечатления –
тогда, может быть, она и снимет
своеобразный “блокиратор”, который тормозит ее
речевое развитие.
Понимаете, о чем я говорю?
Возникает цепочка: ваше беспокойство – ваша
опека – ее пассивность – задержка речи.
Дайте ей возможность “добыть” новые
впечатления, и она захочет когда-нибудь вам
рассказать о них!:).
Но, повторю, речь идет о здоровом ребенке.
А к специалисту все же сходите – пока в основном
с психотерапевтической целью.
По материалам сайта www.inter-pedagogika.ru
Консультант – Ирина ХОМЕНКО,
к.п.н., доцент кафедры педагогики РГПУ
им.А.И.Герцена
Санкт-Петербург
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|