Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №35/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ПОВЕСТКА ДНЯ

Наталия ИШТРИКОВА

Бесплатное высшее образование отменяется?

Система ГИФО уступает место системе возвратных субсидий

Министерство образования совместно с Министерством финансов разработало пакет законопроектов, касающихся системы государственных субсидий для студентов. С утверждением этой системы бесплатное высшее и среднее профессиональное образование в России может прекратить свое существование.

Возвратные субсидии – еще один вариант государственного кредитования в сфере высшего и среднего профессионального образования, призванный заменить ГИФО. Напомним – эксперимент по именным финансовым обязательствам категорически отказались продолжать регионы.
В комплект документов по субсидиям входит несколько проектов: это постановление правительства «Об утверждении Положения о государственных безвозмездных возвратных субсидиях в системе образования», само «Положение...», проект закона «О внесении дополнения в ст. 42 Закона РФ “Об образовании”» (в части финансирования высшего и среднего профессионального образования), проект ФЗ «О внесении изменения в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ», проект приказа Министерства финансов (о порядке применения бюджетной классификации).
В положении о субсидиях говорится о главной цели субсидирования студентов: адресном и целевом использовании средств бюджета. Объясняется и само понятие «субсидии». Это бюджетные средства, предоставляемые на беспроцентной возвратной основе гражданину РФ (на условиях долевого финансирования) для покрытия целевых расходов, связанных с получением высшего или среднего профобразования. Указано, что субсидии будут предоставляться только на частичное покрытие расходов на получение образования, а также на оплату социально-бытовых и иных услуг, сопутствующих обучению в вузе или техникуме. В зависимости от назначения субсидия будет предоставляться в денежной или натуральной форме.
Предполагается, что ассигнования из федерального бюджета будут поступать федеральным органам исполнительной власти и затем напрямую распределяться по подведомственным учебным заведениям. При этом количество субсидий и их размеры в каждом конкретном учреждении будут ежегодно устанавливаться в соответствии с объемом выделенных средств и количеством заявок на получение субсидий. Таким образом, установлена не прямая зависимость объема ассигнований от количества заявок студентов, а обратная: сколько денег дадут, столько и придется поделить. При этом принцип исчисления объема средств для каждого конкретного бюджетополучателя пока неясен.
Итак, кто и каким образом сможет получить субсидии? Во-первых, только студенты государственных учебных заведений, во-вторых, преимущество при получении субсидии будут иметь студенты из малообеспеченных семей, а также те, кто примет на себя обязательство отработать установленный срок по направлению важнейших для государства секторов экономики и управления. С претендентом на субсидию будет составляться договор о порядке возврата долга (в соответствии со статьями 393–395, 400, 401 Гражданского кодекса и статьей 177 Уголовного кодекса: ответственность по этой статье установлена как материальная, так и в виде лишения свободы на срок до двух лет). Положение о субсидиях предусматривает возможность перевода долга на другое лицо (юридическое или физическое). Таким образом, организация, решившая получить специалиста, сможет «выкупить» его, заплатив за него долг по субсидии. В случае же если выпускник согласится отработать не менее трех лет по направлению вуза или техникума, долг по субсидии будет автоматически аннулирован по окончании срока отработки.
Экспериментальное введение системы субсидий потребует уже с 2003–2004 годов дополнительных средств федерального бюджета в размере 275 млн рублей. Поскольку средняя стоимость обучения студента вуза в следующем году составит 20,1 тыс. рублей, а размер одной субсидии – 15 тыс. рублей в год (на получение образования) и 24 тыс. рублей в год (на расходы, сопутствующие получению образования), при этом количество выдаваемых субсидий всего по пять тысяч каждого вида, то общий объем ассигнований для вузов составит 195 млн рублей. По учреждениям среднего профобразования цифры такие: средняя стоимость обучения – 12,6 тыс. рублей, размер субсидии на получение образования – 8 тыс. рублей в год, на расходы сопутствующие – 24 тыс. рублей в год. Предполагаемое количество субсидий – по 2,5 тыс. каждого вида. Объем дополнительных средств на эти субсидии составит 80 млн рублей.

Вводя систему субсидий для студентов, государство фактически отказывается от исполнения ст. 43 Конституции (право на бесплатное среднее профобразование и бесплатное на конкурсной основе высшее профобразование), однако законопроект о внесении изменения в эту статью Конституции в пакете законопроектов по субсидиям пока отсутствует. Не совсем логичной с точки зрения гражданской ответственности выглядит и схема договора о получении субсидии: средства перечисляются в учебные заведения, а ответственность несет гражданин. Однако пока система возвратных субсидий все еще находится на этапе разработки.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru