Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №34/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА 
КИНОПРОБЫ 

Вера ИВАНОВА

Разошлись во вкусах

Какие сериалы выбрал фестиваль “Сполохи”

КАДР ИЗ ТЕЛЕФИЛЬМА “ГОЛОС С ТОГО СВЕТА”

КАДР ИЗ ТЕЛЕФИЛЬМА “ГОЛОС С ТОГО СВЕТА”

Что вы смотрите по телевизору? Допустим, программы новостей и скорее всего – сериалы. Во всяком случае, социологические опросы – а на их основании рейтинги – свидетельствуют, что информация о текущих событиях и длинные отечественные телефильмы – самый популярный продукт вещания. Да и я выбираю именно эти программы. В связи с чем вот уже два года кряду ездила в город Архангельск на специализированные фестивали художественного телевизионного кино «Сполохи».
Отборочная комиссия, просмотрев около сорока произведений, рекомендовала для участия в конкурсе пятнадцать. Заметьте, в это число не вошла «Бригада», хотя о ней-то больше всего говорили, писали, спорили, несколько каналов боролись за нее как за лучший кусок пирога. В результате мы с вами смотрели «Бригаду» три раза почти без передышки. Почему же ее не выбрали? Я задала этот вопрос генеральному директору фестиваля и получила письменный ответ. «Выписка из регламента <…> Статья 5: “Отборочная комиссия и Дирекция фестиваля имеют право отклонять фильмы, пропагандирующие насилие, жестокость или являющиеся порнографическими”». К какой из перечисленных категорий относится «Бригада», я уж не стала спрашивать. Ясно, что, во-первых, о нас позаботились; во-вторых, что таким образом «Сполохи» выразили отношение и к зрительским привязанностям, и к репертуарной политике телеканалов.
Похоже, телевизионные соревнования не в ладу одно с другим. Сериал «По имени Барон» получил ТЭФИ как лучший телефильм года, а в Архангельске – за лучшее исполнение мужской (Сергей Бехтерев) и женской (Лилиана Малкинова) роли второго плана. А год все тот же. Но может, никакого спору и нет: если в картине так замечательно выглядит второй план, что среди других произведений не нашлось ему равных, значит, Телеакадемия и жюри «Сполохов» просто чуть-чуть разошлись во вкусах. Не станем же мы предполагать, что тут кроются какие-то иные причины. Вот, например, многих удивило присуждение приза за главную женскую роль Елене Сафоновой. В «Виллисах» она играет, как вы, может быть, помните, наставницу юных балерин, одна из которых и есть главная героиня рассказанной истории.
Честно говоря, журналисты (в этом году их было не очень много) ожидали, что эту награду получит Мария Шукшина. Вероятно, архангельские зрители тоже так думали. И не без оснований. В интервью на местном телевидении актрису спросили, на какой приз она рассчитывает, то есть надеется получить. Мария Васильевна без задержек и затей отвечала прямо: за главную женскую роль («Приключения мага»). Может, это была ее ошибка. Иначе бы, глядишь, и дали. Роль-то, правда, главная.
Не угадали пресса и публика, кого жюри определит как лучшего исполнителя главной мужской роли. Если бы работал тотализатор, наверняка фаворитами были бы Константин Райкин («Неудача Пуаро») и Сергей Жигунов («Голос с того света» – про Ниро Вулфа и Арчи Гудвина). Райкин приезжал, встретился со зрителями, провел пресс-конференцию. Разве мало для всеобщего восторга? Зрители, правда, не очень охотно обсуждают Пуаро в его исполнении и явно предпочитают ему иностранца Давида Суше, но так ли уж это существенно? Что же касается Жигунова, он тут – кумир. Президент «Сполохов» и Гильдии актеров кино России, между прочим, уговорил губернатора Анатолия Ефремова сняться в фильме «Вовочка», где сам был продюсером, а большую детскую роль играла его дочь. В общем, на Жигунова смотрели как на вполне реального претендента. Не позавидуешь жюри при таком раскладе. Но оно с честью вышло из создавшегося положения, отдав пальму первенства Кириллу Пирогову («Дневник убийцы»), молодому актеру, всего лишь восемь лет назад получившему приз за дебют в фильме «Орел и решка».
А больше всего знаменитых актеров было в «Подмосковной элегии»: Михаил Ульянов, Ада Роговцева, Ирина Купченко, Дмитрий Брусникин, Виктор Сергачев. Они плюс повесть Михаила Козакова о самой что ни на есть современной жизни обеспечили Валерию Ахадову приз за режиссуру.
Главный приз получила 12-серийная «Тайга. Курс на выживание». Продюсер Валерий Тодоровский. Режиссер Александр Аравин. Фильм снят на Российском телевидении, и второй показ канал никому не уступил, видимо, считая «Тайгу» конкурентоспособным сериалом.
Такие сериалы, как «Каменская», «Граница. Таежный роман», «Бригада», «Дневник убийцы», утверждаются как главное направление отечественного художественного телевизионного кино. К нему примыкают и сериалы последнего времени: «Другая жизнь», «Пятый ангел». Авторы настаивают, что это не телесериалы, а кинороманы, о которых раньше можно было только мечтать.
Кинороманы обходятся значительно дороже телесериалов, но дешевле, чем собственно фильмопроизводство. Они снимаются, как «большое кино», но весь процесс укладывается в более короткие сроки. Иначе говоря, гонка, но не такая «волчья», как при лихорадочном выплескивании чуть ли не по серии ежедневно. Здесь иное отношение ко всему, начиная со сценария до монтажа и озвучания.
Нетрудно понять, почему наши режиссеры выбрали именно такой способ создания сериалов – назовем их все же прижившимся понятием. Потому выбрали, что они на самом деле режиссеры кино, получившие такое образование и профессию, и не хотят от них отказываться. Однако разговоры о высокой планке и художественном уровне в какой-то степени от лукавого. Чем плох уровень «Скорой помощи»? Были и на нашем телевидении примеры работы на «скорую руку». Вспомним хоть первых «Ментов», они вовсе не производили впечатления халтуры и дешевки. Было весело, отчасти смешно и вполне привлекательно. Так что дело все-таки не только и не столько в технологии производства, сколько в конечном результате. Кинороманы не застрахованы от неудачи, телесериалы могут доставить удовольствие.
А пока – им снимать, и пусть добиваются наград, нам смотреть и выбирать лучшее по своему вкусу и разумению. Наверное, мы не всегда будем правы, ошибемся, передумаем, пересмотрим. Что-что, а повторы, соревнующиеся между собой, телеканалы нам обеспечат.

КАДР ИЗ СЕРИАЛА “ТАЙГА. КУРС ВЫЖИВАНИЯ”

КАДР ИЗ СЕРИАЛА “ТАЙГА. КУРС ВЫЖИВАНИЯ”


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru