ИМЯ БЕДЫ – НАРКОТИКИ
Николай Подхватилин:
“Хотите подтолкнуть детей к наркотикам?
Требуйте, чтобы всегда и везде они вели себя
правильно!”
Метод профилактики наркомании,
который избрал психолог, тренер центра
“Катарсис”, называется косвенным.
Но этот подход оказался удивительно
эффективным...
О том, как вредны наркотики и какие беды
они несут, написано немало. Увы, подростка,
решившего их хоть разок попробовать, трудно
остановить «страшилками». Запугивания только
веселят кровь...
Иной метод борьбы с наркоманией избрал психолог
Московской городской детской клинической
больницы № 20, преподаватель кафедры психологии
Государственной академии инноваций, тренер
центра «Катарсис» Николай Подхватилин. Поясню
сразу: он не занимается лечением наркоманов, он
учит родителей, воспитателей и педагогов
предотвращать возможное увлечение школьников
смертоносным зельем. Семинары Николая
Васильевича так и называются –
«Психокоррекционная профилактика подростковой
наркозависмости».
Подхватилин руководит Центром эвристических
программ, на сайте которого в Интернете www.centercep.ru
любой может получить бесплатную консультацию по
проблемам наркозависимости в режиме реального
времени.
В чем особенность подхватилинского подхода к
профилактике наркомании? Метод основан на поиске
личностных причин у подростка, которые могут
сподвигнуть его на попытку разрешить свои
проблемы в иллюзорном мире. И хотя такой способ
профилактики наркозависимости называется
«косвенным», он
необыкновенно эффективен.
Размышления Подхватилина о подростковой
наркомании способны взорвать представления
родителей о методах воспитания детей. Если вам
посчастливится попасть на его семинары, будьте
готовы к тому, что вам после этого самим
захочется взорвать какие-то семейные устои,
традиции, которые еще вчера казались
правильными. Ведь вы можете внезапно понять, что
делаете все возможное и невозможное для того,
чтобы вырастить сына… наркоманом. И вкладываете
в это все душевные силы. В самом деле, вы никогда
не задумывались, почему прелестный, послушный
мальчишка вдруг превращается в наркомана? Или вы
полагаете, что во всем «виновата улица»?
Как же себя надо вести, чтобы сын или дочь, когда
подрастут, непременно захотели попробовать
наркотик? На этот нелепый вопрос в стиле «вредных
советов» Подхватилин отвечает так:
– Прежде всего никаких теплых эмоциональных
отношений между детьми и родителями. С самого
раннего детства не показывайте детям свои
эмоции: не сюсюкайте, не обнимайте, не ласкайте,
не говорите добрые и нежные слова. Источайте как
можно меньше душевного тепла.
– То есть родителям надо быть «сухарями»? И тогда
шансы у ребенка стать наркоманом будут очень
велики?
– Нет, не просто самим быть «сухарями», –
уточняет Николай Васильевич. – «Полезно» еще и
ребенка воспитывать в том же духе, методично
внушать ему, что в жизни везет людям твердым,
жестким, бескомпромиссным, презирающим всякие
нежности и сюсюканья. Шансы ребенка вырасти
наркоманом или алкоголиком резко возрастут, если
вы внушите ему, что выражать свои эмоции
неприлично, что всегда и везде надо сохранять
холодное спокойствие, ни в коем случае ничем не
выдавать своих истинных чувств. Хотите
подтолкнуть своих детей к наркотикам? Постоянно
поправляйте их: «делай то», «не делай это», «не
смейся так громко». Требуйте, чтобы всегда и
везде они вели себя правильно. Ни в коем случае не
разрешайте им каким бы то ни было образом
проявлять свои эмоции, пресекайте это безобразие
в зародыше. Внушайте, что надо жить исключительно
умом, логикой, рационально просчитывать каждый
свой шаг, не позволять чувствам увлекать себя.
Эмоциональный голод, испытанный в детстве, рано
или поздно захочется чем-то компенсировать.
Например, алкоголем. Или наркотиком.
Решайте за ребенка, с кем ему дружить, а от кого
держаться подальше, какие фильмы смотреть,
книжки читать, в каких кружках заниматься, как
одеваться, чем увлекаться… Если воспитанный так
ребенок попадет в плохую компанию, то начнет
заодно со всеми пить, курить и колоться. Но разве
такому подростку светит попасть в хорошую
компанию?
– Когда ребенок привыкает к тому, что родители
все решают за него, он не стремится принимать
решения сам. Не умеет требовать от себя. В итоге
он не только не учится самовыражаться, но и не
способен отстаивать свои интересы, – считает
Николай Васильевич. – Именно поэтому в любой
компании, хорошей или плохой – не важно,
оказывается в подчиненном положении.
А у подростков очень велика потребность в
компании, где, как правило, есть лидер. По словам
Подхватилина, подросток, которого дома «держали
в ежовых рукавицах», постарается понравиться
этому лидеру. Будет выполнять все его требования,
чтобы «не ударить в грязь лицом». Нетрудно
сделать вывод: если в компании принято выпивать,
новичок начнет пить вместе со всеми, если лидер
колется, то, подражая ему, не желая его
рассердить, боясь вылететь из компании, он будет
делать то же самое.
Четырнадцать–семнадцать лет – это возраст
принятия решений. Очень важно, что юный человек
думает, чувствует и делает в таком возрасте,
поскольку от этого во многом зависит его
дальнейшая судьба. Подхватилин учит педагогов и
родителей не просто «насаждать» некие
незыблемые психологические знания, но осторожно,
исподволь, незаметно для самого подростка
проводить психотерапию. Его метод основан на
синтезе «психологии личности» и так называемой
процессуальной психологии. Терапия сводится к
тому, чтобы научить ребенка управлять своими
психическими процессами. В результате подросток
в привычных ситуациях начинает вести себя
по-новому. После подобной терапии мальчишка
способен отказаться пробовать наркотик и не
побояться, что дворовые приятели сочтут его
«маменькиным сынком». Но как научить этому
ребенка, да еще исподволь? Николай Подхватилин
выпустил брошюру, в которой рассказывает о
разнообразных, в том числе авторских,
психокоррекционных техниках для проведения
тренингов с подростками. «Изюминка» этих
психологических техник в том, что они позволяют
не только исподволь разрешить личностные
проблемы подростков, но и ненавязчиво изменить
их убеждения и намерения «в направлении
социально приемлемых форм бытия и развития».
– Методики напрямую вроде бы никак не касаются
темы наркотиков, но помогают реализовать
потребности школьника, скрытые в глубине его
психики и порой даже осознаваемые им, – поясняет
психолог. – Если их не реализовать, подросток
рано или поздно все равно захочет вырваться из
плена собственных иллюзий, но уже с помощью
психоактивных веществ.
Николай Васильевич не устает повторять,
что наш мозг имеет многоуровневую организацию,
то есть несколько уровней обработки информации.
Это замечание – одно из ключевых в его методике
профилактики наркозависимости.
Психолог определяет шесть логических уровней, на
которых подросток может рассуждать о наркотиках.
Первые два условно можно назвать так: уровень
внешнего окружения («Я что-то слышал о
наркотиках») и уровень поведения («Я видел, как
принимают наркотики»). У молодого человека,
рассуждающего на этих логических уровнях, еще
нет желания попробовать зелье, но есть опасность,
что ему может захотеться этого.
Два следующих логических уровня: способности («Я
знаю, как и зачем употребляют наркотики») и
ценности («Я уверен и убежден, что в некоторых
случаях наркотики помогают в жизни»). Подросток,
рассуждающий на этих логических уровнях, уже
знает, для чего, где, когда и с кем колются его
приятели. Такого подростка легко подтолкнуть к
решению «побаловаться» травкой, попробовать
другие, более сильные наркотики.
Чем серьезнее подросток рассуждает о каком-то
явлении, тем большее значение оно для него имеет.
Два следующих, самых глубоких логических уровня
обработки информации психолог назвал так:
идентичность («Наркотики помогают жить, на
Востоке их всю жизнь употребляют – и ничего!») и
духовность («Наркотики изменяют сознание и дают
возможность проникнуть в иные миры, постичь иную
реальность»). Согласитесь, так рассуждающие
подростки входят в группу риска. Для них
характерны и такие рассуждения: «Люди всегда
употребляли наркотики и всегда будут их
употреблять, поэтому они имеют право на
существование». Нетрудно предположить, что
школьники, считающие возможной легализацию
наркотиков, наиболее предрасположены к тому,
чтобы рано или поздно попробовать их.
Подхватилин предлагает в первую очередь выявить
уровень предрасположенности школьника к
потреблению наркотиков. А затем остается только
понизить этот уровень. Для этого Николай
Васильевич припас несколько психотехник,
изменяющих жизненную позицию подростка,
формирующих у него недостающие убеждения. В
результате их использования подросток в
дальнейшем вдруг «спонтанно» начинает вести
себя в прежнем социальном окружении иначе.
Одна из психологических техник, которая, по
мнению Николая Подхватилина, способна изменить
жизненную позицию человека, называется «Три года
до смерти». Группе подростков предлагается
«виртуальное» путешествие к моменту своей…
смерти. Когда все детали такого путешествия
будут тщательно проговорены, произойдет
переоценка практически всех жизненных ценностей
молодого человека. Ложные, вредные убеждения,
которые впоследствии могли бы привести в том
числе и к употреблению наркотика, будут
«спонтанно» выброшены подростком из поля
сознательной деятельности.
Вот ее описание. Учитель предлагает школьникам
сесть в круг. Сидящие друг против друга пары
разыгрывают роли «психолога» и «клиента», а
затем меняются ролями. Каждый должен побывать в
обеих ролях. Важно, чтобы все участники слышали
истории друг друга, но принципиальной
искренности добиваться совсем не обязательно и
даже вредно. Оптимальное количество участников,
выполняющих это упражнение, – от шести до девяти
человек. Время проведения – полтора часа.
«Клиенту» предлагается представить, что он
знает: через три года он умрет. Причем ему
известны точные день и час смерти.
«Клиента» просят рассказать подробно и по
порядку, что он
будет делать в течение оставшегося до смерти
времени: как и с кем жить, чем заниматься, на какие
средства существовать, как будут выстраиваться
отношения с друзьями и родственниками. Особенно
тщательно, буквально по часам, он должен
расписать последний день своей жизни, вплоть до
«кончины». И даже сказать, какой будет его
последняя мысль перед смертью.
Исполняющий роль «психолога» должен следить за
повествованием «клиента». Ему необходимо
постоянно возвращать рассказчика на землю, если
тот начнет сочинять явно нереальные истории.
Например, «клиент» может сказать: «Я поеду в
кругосветное путешествие!» «Психолог» тут же
спросит: «А откуда ты возьмешь деньги? Давай
реальнее рассказывай!»
Ведущий (учитель или родитель) заранее
инструктирует «психолога», чтобы тот не давал
«клиенту» слишком сильно переживать. Необходимо
переводить в шутку наиболее драматичные
фрагменты рассказа, не затягивать его. Помнить,
что все это – всего лишь игра.
Другая психотехника – «эмоциональный отказ», по
мнению Николая Васильевича, помогает
сформировать у подростка недостающие убеждения.
Учитель предлагает школьникам разделиться на
несколько групп по пять-шесть человек: на
«режиссеров» и одного «актера». А теперь
несколько ситуаций на выбор:
– Вы хотите уйти из компании, но друг продолжает
занимать вас разговором. Вы говорите ему…
– Друг приводит вас в смущение, рассказывая в
компании истории о вас. Вы…
– Друг занял у вас деньги и все время забывает
вернуть. Вы заявляете ему…
– В компании знакомые уговаривают вас выпить, но
вам не хочется. Вы отвечаете…
– Друзья совестят вас за то, что вы не хотите идти
с ними. Вы…
Исполняющему роль «актера» в предлагаемых
гипотетических ситуациях нужно
продемонстрировать неуверенный, уверенный и
агрессивный ответы. Например, на предложение
пойти в ночной клуб неуверенный ответ может
звучать так: «Спасибо за приглашение, я бы с
удовольствием, но обязательства, понимаете ли…»
Уверенный ответ: «У меня сегодня другие дела», а
агрессивный: «Я же сказал, что не пойду! И не
заставляйте меня повторять эту фразу дважды!»
«Режиссерам» (остальной группе) необходимо
внимательно следить за невербальными
процессами, сопровождающими высказывание
«актера» (поза, тонус мышц, жестикуляция, взгляд,
интонация, скорость речи…)
После первого ответа «актера» (например,
неуверенного) «режиссеры» корректируют его позу
и поведение. «Режиссер» может подойти к «актеру»
и поправить его позу, осанку, посоветовать,
какими жестами, интонацией лучше сопровождать
ответ. Репетируют до тех пор, пока «актер» не
научится вести себя правдоподобно. То же
происходит и с уверенным и агрессивным ответом
«актера».
Каждый участник должен побывать в роли «актера».
Если группа школьников небольшая, полезно, чтобы
каждый разыграл даже по две-три ситуации.
После психотехники «эмоциональный отказ»
Подхватилин предлагает «отрицательную
мотивацию». Учитель рассказывает школьникам о
приемах и способах вовлечения их в среду
наркозависимых. Для этого можно использовать
видео- и аудиопособия. Словом, для начала надо
познакомить школьников с реальной информацией о
положении дел с потреблением и привыканием к
наркотикам. Необходимо объяснить им, что всего
лишь три процента пролеченных людей
действительно избавляются от наркомании; самым
опасным является психологическое привыкание к
наркотикам, которые становятся неотъемлемой
частью, смыслом жизни. Мысль о психологическом
дискомфорте для наркомана значительно страшнее,
чем сама ломка. После одного-двух приемов
привязанность может и не наступить. На этом этапе
человек еще контролирует себя: «Не тянет ли?!» Он
не притрагивается к зелью от месяца до полутора.
Убедившись, что привыкания нет, пробует наркотик
еще раз… Далее снова период выжидания, но уже
раза в два короче… Когда «периоды выжидания»
сокращаются до двух-трех дней, можно считать, что
человек стал наркоманом, хотя и верит, что он
вполне нормален. Он обманывает себя до тех пор,
пока не начнутся серьезные физиологические
изменения в организме, не замечать которые уже
невозможно. Начинаются поиски средств спасения и
излечения, но время упущено…
Чтобы обезопасить подростков от влияния
апологетов «умеренного» применения наркотиков,
следует познакомить их с подобной аргументацией.
В наркозависимой среде распространяется мнение
о том, что «легкие» наркотики не вызывают
привыкания к ним, что вред организму от некоторых
дурманящих веществ (алкоголя, табака, паров
бензина, клея) более ощутим, чем от разового
приема наркотиков. При этом факт привыкания к
наркотикам замалчивается или, наоборот,
приводится масса примеров о якобы успешном
отвыкании. «Знающие» люди советуют, как можно
легко прекратить потребление нарковеществ.
Часто ссылаются на рекламу различных фирм и
центров, гарантирующих избавление от
наркозависимости. Так внушается иллюзия о легком
избавлении от этой болезни, ослабляется
психологический барьер перед желанием
попробовать наркотик.
Подхватилин рекомендует познакомить подростков
со способами, используемыми для приобщения их к
наркотикам. Молодежь чаще всего сталкивается с
торговцами, которые, перепродавая товар, сами
зарабатывают себе на «дозу». Более крупные
торговцы создают условия, чтобы продавцы могли
сбывать как можно больше товара: открывают
всевозможные ночные клубы и дискотеки, где
наркотики предлагаются как средство снять
напряжение, раскрепоститься, добиться
взаимопонимания с противоположным полом;
проводят различные фестивали пива (хмельного
человека запросто уговорить принять наркотик
под предлогом испытать «необыкновенный кайф»);
создают секты, медитативные центры, где наркотик
– средство, расширяющее границы восприятия и
ведущее в неведомые миры. «Наркотики, – шепчут
они, – снимут стресс, переутомление,
невротическое состояние, связанное с комплексом
неполноценности».
Подхватилин предупреждает подростков о том, что
им могут предложить распространять наркотик, не
потребляя его – как средство обогащения.
Распространителя соблазняют финансовой выгодой;
возможностью научиться манипулировать «лохами»,
что может пригодиться в дальнейшей жизни;
деятельностью на благо общества – очищать его от
ненужных людей. Обычно такая мотивация
практикуется в организациях экстремального
толка.
И наконец, Подхватилин предлагает психотехнику,
которая помогает изменить поведение подростка в
прежней социальной среде. Она называется
«повышение самооценки». Психолог утверждает, что
эта психотехника не только увеличивает
самооценку подростка, но и учит его спокойно
общаться с друзьями противоположного пола.
Группа школьников разделяется на пары. Один
участник исполняет роль «психолога», другой –
«клиента». «Клиент» мысленно представляет, что
он сидит в помещении и через окно смотрит на
улицу. А там, недалеко от окна, он видит человека,
который смотрит на него с любовью. «Клиент»
знает, что этот человек его точно любит (мать,
отец, брат, сестра, возлюбленный…).
«Психолог» просит «клиента» выделить два-три
признака во внешнем облике смотрящего, по
которым он определяет, что в данный момент на
него смотрят любяще. (Это может быть улыбка,
особое движение, выражение глаз, особая поза и
т.д.) Что чувствует при этом «клиент»? Ему нужно
запомнить эти чувства.
Далее «психолог» предлагает «клиенту»
«покинуть» свое тело
и «вселиться» в человека за окном. И уже глазами
любящего человека посмотреть на собственное
тело, оставленное за стеклом (максимально
слиться с человеком, который вас любит!). И найти
два-три внешних признака, за которые вы полюбили
этого человека (взгляд, голос, поза, улыбка…).
Внутренние критерии – хороший, добрый,
понятливый – здесь не учитываются.
Что вы чувствуете, когда понимаете, что любите
человека за стеклом? Запомните это.
Теперь вернитесь в свое тело с полным пониманием
и ощущением того, что вы открыли для себя
маленькую тайну. Теперь вы знаете, какие внешние
признаки особенно нравятся любящему вас
человеку…
Упражнение закончено. Все собираются вместе и
обсуждают вопрос: «Насколько чувство
уверенности зависит от того, что нас кто-то
любит?» Взрослому ведущему не возбраняется
задавать подросткам провокационные вопросы о
независимости человека.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|