Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №34/2003

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

УРОК МИРОВОЗЗРЕНИЯ 
 

Ирина ЩЕРБАКОВА,
председатель Оргкомитета конкурса

Будьте внимательны и критичны

Советы будущим участникам конкурса

Где найти темы и сюжеты для исследования? В центре его в любом случае должна оказаться человеческая судьба, но конкретный ее выбор только за вами. Вы, конечно, можете обратиться к жизни какого-то знаменитого человека, однако в этом случае нелегко написать что-то новое. А сделанный вами на основании опубликованных источников пусть даже грамотный реферат вряд ли будет оценен как самостоятельное исследование. Тогда интересной ваша работа может стать лишь в том случае, если вы сумеете критически проанализировать самые разные источники, обнаружить в них противоречия, объяснить причину этих противоречий или даже фальсификаций (в советской историографии можно найти много подобных примеров) и сделать свои собственные выводы о той роли, которую этот человек сыграл в истории. Это вполне возможный путь: едва ли найдется сколько-нибудь заметная фигура в истории ХХ века, которая не была бы окружена мифами и легендами.
Но может быть, прежде чем ставить перед собой такую трудную задачу, вы присмотритесь к людям, вас окружающим. Ведь в их судьбах история страны отражается порой не менее ярко, чем в жизни выдающихся личностей.
Если вы уже начали заниматься историей чьей-либо жизни, постарайтесь увидеть в ней что-то большее, чем просто биографические факты: родился – учился – женился – работал. Постарайтесь, чтобы возник сплав человека и времени, в котором он жил, чтобы его поступки, его поведение получили бы объяснение в вашем рассказе именно с точки зрения историка. И вполне возможно, что ваша версия не будет совпадать с версией того, кто будет рассказывать вам о себе. Будьте готовы к тому, что, погружаясь в чью-то жизнь, вы столкнетесь с умолчаниями, недосказанностью, а иногда и с прямым мифотворчеством. Но именно здесь, как правило, и надо искать ключ к пониманию места человека в его времени.
Какие источники могут представлять для вас особый интерес? Это прежде всего неопубликованные воспоминания, разного рода биографические записки, дневники и письма. Они могут стать основой вашего исследования или быть лишь частично использованы.
Исследователю очень важно понять, какие причины заставили человека, если это не профессиональный литератор, сесть за мемуары. Воспоминания пишутся из самых разных соображений: из желания извлечь уроки из прожитой жизни для детей и внуков, для утверждения своей роли в событиях прошлого, для самооправдания в глазах современников, и так далее, и так далее… Обычно именно побудительными причинами и определяется степень достоверности мемуаров. Например, для многих узников ГУЛАГа их память была способом выживания: «Я старалась запомнить, чтобы рассказать», – писала Евгения Гинзбург. С другой стороны, написанные на скорую руку воспоминания некоторых политиков нужны им для приукрашивания собственной биографии. Именно поэтому для работы с воспоминаниями первостепенное значение имеет все, что связано с их происхождением: датировка, обстоятельства написания, степень причастности автора к событиям, о которых он рассказывает, социальный статус автора, его житейские воззрения. Чем более глубоко и всесторонне вы сумеете это исследовать, тем лучше и полнее раскроется степень ценности заключенной в мемуарах информации о событиях прошлых лет.
Чрезвычайно важными могут оказаться разные фотодокументы. Старые фотографии вы можете обнаружить практически всюду: в семейных, школьных и государственных архивах. Фотографии могут навести вас на какой-нибудь сюжет или заставить ваших собеседников вспомнить эпизоды, с ними связанные. Они много могут рассказать вам и о героях ваших исследований, и об обстановке, которая их окружала.
В работе с фотографиями, как и в работе с другими источниками, надо попытаться восстановить дату снимка, если он не подписан. Важно также выяснить, по какому поводу и с какой целью была снята фотография и в чьих руках был фотоаппарат, зафиксировал ли тот, кто фотографировал, просто сценку из жизни или это парадный снимок, для которого специально одевались, причесывались и рассаживались, или это фотография, сделанная для какого-либо документа.
Однако и к фотографии, как и к любому историческому источнику, следует относиться внимательно и критически. На первый взгляд может показаться, что фото представляет собой точное документальное отражение действительности. В реальности это не всегда так. Например, в 30-е годы многие снимки, изображавшие деятелей революции семнадцатого года, фальсифицировались (ретушировались по мере того, как Сталин устранял людей с политической сцены). Но даже когда речь идет не о ретуши, с помощью фотоснимков в семейном альбоме часто выстраивается парадная биография, имеющая мало общего с настоящей жизнью. Такие фото надо не просто использовать и интерпретировать, их надо увязывать с другими источниками…


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru