Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №34/2003

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

УРОК МИРОВОЗЗРЕНИЯ 
 

Алексей БОРЗАКОВ, Любовь ЗАРУДНЯЯ, Сергей ПОДЛЕСНЫХ, Анна ТАТАРИНСКАЯ,
ученики 11 класса средней школы, село Новый Курлак Воронежской области

Портрет на фоне событий местного значения

Тростянский Константин Васильевич: родился в 1867 году в селе Новый Курлак Бобровского уезда Воронежской губернии в семье псаломщика, а в 1893 году рукоположен в священники, с 1900 года являлся настоятелем Богословской церкви с. Новый Курлак.
«Вас интересует священник Константин Васильевич Тростянский? Он много лет был священником, но это был не священник, а шибай, как его все называли, бабник.
А однажды попадья била его калошей, да еще грязной, это было известно всему селу» (из письма В.П.Бурлова новокурлакским краеведам, 1966 г.).
«Напомню вам: до революции был единственный велосипед у попа Тростянского, за которым мы бегали как за диковинкой» (из письма С.Д.Шапкина новокурлакским краеведам, 1960 г.).
В начале ХХ века в Новом Курлаке действовал тайный политический кружок, который возглавляли интеллигенты – врачи и учителя. Считалось, что священник Тростянский следил за деятельностью кружка и доносил на политически неблагонадежных полиции.
«Откуда мог поп Тростянский узнать о принадлежности моего отца к революционной организации, я не знаю, но допускаю мысль, что об этом могла сказать священнику моя мать, как бывшая в то время женщиной религиозной.
Отец мой настолько был возмущен поступком священника Тростянского, что хотел его поколотить (из показания свидетеля Шигина П.И., протокол допроса от 25.06.1927 года).
Наш комментарий: В 1722 году в «Духовный регламент», регулировавший внутрицерковные порядки в России, были внесены поправки, которые обязывали священника даже раскрывать тайну исповеди, если речь шла о происках против монарха или политического строя, и доносить об этом полиции. Подобное правило иначе как безнравственным назвать нельзя…
В 1923 – 1927 годах советская власть все более и более утверждалась в Новом Курлаке.
Духовенство, с одной стороны, преследовала безбожная власть, с другой – раздирали внутренние расколы.
«В 1925 году настроенная Тростянским масса готова была броситься бить коммунистов.
В 1926 году поп Тростянский организовал кулацкую группу, задачей которой поставил следующее. Когда речь пойдет на общем собрании граждан об использовании средств, полученных в виде страховой премии за сгоревшую в 1924 году церковь, срывать эти собрания посредством поднятия шума и ухода с собрания… Поп Тростянский без всякого разрешения сельсовета собирал подписки среди граждан» (из показания свидетеля Каширского М.Т., протокол допроса от 1.07.1927 г.).
Справка: Каширский Михаил Тимофеевич в то время работал председателем сельского совета. Именно он получил страховую сумму на «общественные надобности».
Наш комментарий: Мы считаем, что требования священнослужителей и верующих (использовать страховые деньги на восстановление церкви, а не на другие цели) были совершенно справедливыми. Кстати, ни клуба, ни библиотеки, ни школы в то время в селе так и не воздвигли. Остается только строить гипотезы, куда пошли страховые денежки.
Тростянский К.В. в этом эпизоде действовал несколько неосмотрительно. Видимо, на него повлияла атмосфера относительной свободы периода нэпа. Он по инерции вел себя так, как привык до 1917 года, когда он был одним из главных людей в селе. Но время его владычества над умами прихожан уже уходило.
Тайно советская власть через ГПУ поддерживала обновленцев, но на деле большевикам была ненавистна любая церковь, ибо она являлась конкурентом по влиянию на мировоззрение «масс».
Во время обыска на квартире Тростянского у него был изъят… черновик письма… без начала и конца. Изучение книг по истории православия позволило нам установить, что… оно написано в середине мая 1923 года. В начале мая состоялся так называемый второй поместный собор обновленцев… Письмо адресовано, по всей видимости, одному из руководителей «живой церкви»… Тростянский жалуется на уездное и епархиальное руководство и, без сомнения, хочет показать перед высоким чином свою образованность и умение философствовать. Его послание не лишено стилистических достоинств…
Из содержания письма явствует, что Тростянский окончательно отошел от «тихоновщины» и горячо приветствует «новую, обновленную» церковь. Правда, он мог так написать, чтобы угодить адресату. Собственно, после тщательного анализа выходит на поверку, что автор не знает, в каком направлении ему двигаться.
Его можно понять: на перепутье живется нелегко, а выжить хочется каждому…
Священников на газетных страницах клеймили, как только могли. Но если в 1923–1925 годах в основном их обличали в пьянстве или аморальном поведении, то в 1926–1927 годах редакторы заказывали внештатным корреспондентам материалы с политической начинкой: о контрреволюционной агитации «попов» против советов, землеустройства, кооперации, сельхозналога, комсомола и пионеров, о натравлении «попами» беспартийных верующих людей на коммунистов, безбожников и «советски настроенных» учителей.
«Тростянский поговаривает, что советская власть долго не просуществует, потому что она однобокая: любит и защищает только одних жидов. Кроме того, уже в 1923 г. я видел, как Тростянский курлакских мужиков направлял спрашивать у местных коммунистов, почему берут налог и для чего содержат Коминтерн и где берут деньги на его содержание…» (из показания свидетеля Татаринского Г.К., протокол допроса от 2.07.1927 г.).
«В 1924 г. поп Тростянский вел усиленную агитацию против проведения в Кредитное товарищество членов ВКП(б), имея намерение сам пролезть в состав правления… Вообще за период своего пребывания в Новом Курлаке поп Тростянский зарекомендовал себя как ярый черносотенец и враг советской власти» (из показания свидетеля Каширского М.Т., протокол допроса от 1.07.1927 г.).
«Никогда и нигде я не агитировал против советской власти – просто потому, что считаю таковую самой подходящей по моим культовым делам, так как в силу отделения церкви от государства я подчинен только Союзу верующих, но избавлен от вмешательства в мою службу благочинных, консистории и т.п.» (из показания обвиняемого Тростянского К.В., протокол допроса от 8.07.1927 г.).
Наш комментарий: Трения (Тростянского) с властями закономерны, а юление насчет лояльности к коммунистическому режиму во время допроса объяснимо: ему, конечно, было известно о мерах ГПУ по отношению к его собратьям…
9 августа 1927 года по его делу было вынесено обвинительное заключение… Тростянскому вменяли в вину поддержку царского режима до революции, а также реакционную тихоновщину в настоящем.
Правда, особое совещание при коллегии ОГПУ… вынесло гораздо более мягкий приговор, чем того требовала статья 58/10 УК. Тростянского К.В. освободили из-под стражи и лишили права проживания (в крупных городах). Наверное, сыграло свою роль то, что Тростянский ни по одному из пунктов не признал своей вины, а также и его заверения в чуть ли не пламенной любви к советской власти. Надо полагать, в 1927 году все это еще принималось к сведению…
В Новом Курлаке больше об отце Константине ничего не слышали.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru