УРОК МИРОВОЗЗРЕНИЯ
«Это новое поколение, гораздо более
свободное, чем были мы...»
Конкурс собрал 2960 работ из 1024 городов и
сел России
Четвертая церемония вручения призов
победителям Всероссийского конкурса
исторических исследовательских работ
старшеклассников, так называемого
«мемориальского» конкурса, собрала в
Историческом музее еще больше гостей, чем обычно:
победителей поздравляли и от имени Министерства
образования РФ, и от Российской академии
образования, и от Думы...
Когда слегка притушили свет, на собравшихся с
двух огромных телеэкранов обрушился стук колес
поезда, прибывавшего в Россию дореволюционную –
кадры кинохроники сохранили царственную осанку
дам в длинных платьях, с перьями на больших
шляпах. Старинный колокол отправлял поезд в
будущее: дам сменяли раненые офицеры и солдаты
Первой мировой, красноармейцы и мешочники
гражданской, запели под гитару студенты,
отправлявшиеся в стройотряды…
Получилось так: серьезные замечания взрослые
адресовали вроде бы друг другу, делясь
удивлением, восхищением, сомнениями, задаваясь
риторическими вопросами и тут же на них отвечая
– а дети получали свои совсем нешуточные подарки
(видеоплееры и магнитофоны, компьютеры, путевки в
летние школы, организуемые сетью «Евростори», к
которой теперь присоединились и мы, в разных
странах Европы) и веселились, надувая шарики «без
помощи рук», посылая в зал бумажных голубей.
Но перечисление тем лучших исследовательских
работ, в самом деле написанных, созданных вот
этими самыми детьми на сцене, заставляло
вспомнить,
что это уже настоящие историки, пусть и
начинающие;
что исследовательская работа сделала
их взрослее, научила видеть в близком –
значительное (один из победителей,
участвовавший, кажется, во всех четырех
конкурсах, сказал: «Вы знаете, я начал
чувствовать себя гражданином и думаю, только
благодаря конкурсу». Звучит как-то слишком
возвышенно, но ведь правда!).
– На наших глазах они создают новое
направление исторических исследований, – сказал
бессменный член жюри конкурса член-корреспондент
РАО Александр Асмолов. – Это история
повседневности, история людей, а не классов и
закономерностей.
– Это новое поколение людей, гораздо более
внутренне свободных, чем были мы, – сказал председатель
жюри академик РАО Сигурд Шмидт. – Потому и
темы они выбрали себе такие, какие историкам
нашего поколения просто в голову бы не пришли…
Вот некоторые из этих тем: судьба заключенных,
строивших железную дорогу, угольный разрез;
судьба солдата, прошедшего афганскую и чеченскую
войны; история дальневосточных корейцев,
депортированных в Казахстан, немецких рабочих,
добровольно приехавших в страну победившей
революции, чтобы помочь ее индустриализации; о
семье понтийских греков, всю жизнь кочевавшей не
по своей воле из города в город и под конец
уехавшей из разрушенного Грозного; о
детях-инвалидах во время Великой Отечественной
войны и о кулацких детях. О многих
фальсифицированных НКВД делах – одна такая
работа называется: «...Меня избивали и мучили...». И
еще одна работа – о судьбе человека, всю жизнь
прожившего в страхе перед государством.
Большинство работ было посвящено истории семьи и
теме «Человек и война»; каждая пятая работа –
теме «Человек и власть». А всего пришло на
конкурс 2960 работ из 1024 городов и сел России –
больше, чем было в прошлый раз; конкурс втягивает
все новых и новых людей, почти не теряя старых.
Как и прежде, самые активные участники – из
провинции; на этот раз была только одна работа из
Москвы.
С трудом, опираясь на палку, поднимался на сцену
Большой Яковлев – Александр Николаевич,
председатель Комиссии по реабилитации,
сподвижник Горбачева. Он много лет занимался
реабилитацией незаконно репрессированных во
времена сталинского террора, и его короткое
«спасибо» прозвучало очень весомо.
Поезд отправляется в будущее с тяжелым грузом
правдивых историй о героизме и искалеченных
жизнях, о подлости и мужестве, о буднях и
праздниках стремительно уходящих от нас старших
поколений. Вопреки всяким законам физики и
механики такой поезд уйдет тем дальше, чем больше
будет этот груз их надежд, страхов, радостей и
слез, их идей, их опыта.
Цитаты из работ старшеклассников,
присланных на конкурс исторических исследований
«Человек в истории. Россия. ХХ век»
И чем больше было встреч, тем сильнее
убеждалась в том, что каждая семья должна иметь
свой архив, пусть и очень маленький. Я сама уже
иначе стала смотреть на те старые вещи, что
хранятся в нашей семье. Они перестали казаться
мне ненужными и напрасно занимающими место:
маленький лоскутик резиновой клеенки,
повязанный мне на ручку в роддоме, с датой моего
рождения, первые рисунки моего брата,
студенческие тетради моей мамы, старые
пожелтевшие фотографии людей, мне незнакомых, но
имеющих какое-то отношение к нашей семье. И я
прониклась большим уважением к моим
собеседникам, которые смогли создать и сохранить
свой небольшой семейный архив.
Инна ПЕЧАЛИНА (Мордовия, г. Рузаевка, 10
класс)
«История школьного аттестата»
«События его жизни, как строки
оглавления книги событий ХХ века: революция,
поезда, голод, разруха, восстановление,
коллективизация, война, разруха,
восстановление… Предметы, попавшие вместе с ним
на фотографии: красные галстуки, керосиновая
лампа, наган, «буденовка», браунинг, лозунги и
плакаты – все это мазки гигантского полотна под
названием «История».
Татьяна ТИХОНОВА (Мордовия, г.Рузаевка,
11 класс)
«История одного человека»
«Бабушка с уважением говорит: «Сталин
позаботился о нас, дали нам от сельсовета
кукурузной муки и масла. Немного, конечно, но это
помогло восстановить силы». Я слушаю бабушку,
читаю архивные документы и удивляюсь, как для
миллионов людей, в числе которых и моя семья,
любовь к Родине, уважение к ней ассоциировались с
уважением к руководству, лично Сталину. А
существующая политическая система укрепляла
такую веру: все успехи пропагандировались
исключительно через призму мудрого руководства.
Вот и выходит, что и кукурузу-то бабушке дал
Сталин!»
Ольга СОРОКИНА (Саратовская область,
г.Пугачев, 11 класс)
«Война им снится по ночам»
«Особого впечатления дело не
производило. Толстая (более полутораста листов)
канцелярская картонная папка блеклого
серовато-коричневого цвета. Внутри – бумаги
разного формата и вида. Исписанные выцветшими
чернилами, плохо очиненными карандашами,
отпечатанные на разболтанной машинке (пятые,
наверное, совершенно «слепые» копии)…
Постепенно продираясь сквозь казенные
формулировки, фантастическую орфографию
(пунктуация отсутствует вовсе) каракулей
обвиняемых, понимаю, что мое дело – «ящичек в
ящичке», то есть дело о следственном деле № 1980.
Полина РЕУТОВА (г. Пермь, 11 класс)
«Меня избивали и мучили…»
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|