Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №34/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПУТИ НОВОЙ ПЕДАГОГИКИ 
 

Татьяна СТЕЦЮК

Педагогика усилия

От образа науки – к образу человека

Наверное, задаваясь вопросом о результатах школьного образования, мы должны понять, с одной стороны, чему учим детей с точки зрения педагогики, а с другой – что означают эти результаты для общества. Ведь образование не закрытая система, она взаимодействует с другими системами в обществе. Простой пример. Врач назначает лекарства и предписывает выполнять определенные процедуры. Если вы это делаете, результатом будет не само выполнение процедур, пусть самое точное, а здоровье. Различать выполнение процедур и результат, думаю, это и есть задача современного образования. Различать внутренние наши педагогические результаты и те внешние, которые важны для общества и человека.
Позволю себе выдвинуть такую гипотезу: переход на компетентностный подход (то есть представление о результатах образования как компетентностях) возможен тогда, когда мы с вами не только будем видеть предметную сторону нашей результативности, а попробуем также понять, какой образ человека складывается в современном мире, какой образ гуманитарности на сегодняшний день определяет нашу компетентность, какие представления о человеческом существовании сейчас распространены. После этого можно будет посмотреть, что же нам делать в нашей школьной практике.
Компетентностный подход может заставить нас с вами переходить от знаний, умений, навыков, которые составляют собственно педагогический результат, к пониманию того, что они значат, какие эффекты могут нести для современного образа жизни человека, а соответственно и общества.
Наш семинар направлен то, чтобы мы попытались почувствовать то образовательное пространство, внутри которого можно говорить о гуманитарных компетентностях.
Гуманитаризацию привыкли связывать с индивидуализацией. Все это слово знают, все считают, что оно очень хорошее. Но давайте вспомним историю и то, откуда возникает представление об индивидуализации: оно возникает как указание на то, что в мире существуют не только общие законы, но и индивидуальные формы жизни, индивидуальные истории. И начальное понимание гуманитаризации направлено именно на то, чтобы мы учились видеть индивидуальное в мире. Но можем ли мы на самом деле утверждать, что в этой текучке жизни, в ее массовых формах мы можем увидеть индивидуальность?
Индивидуальность в XX веке стала синонимом одиночества. Индивидуален тот, кто отвечает за свою жизнь собственными рисками и собственными силами. Понятие индивидуализации включает вопросы о разрывах, внутренних конфликтах, противоречиях: человек должен преодолеть самого себя, чтобы начать жить иначе. Индивидуализация – это такая гуманитарная ситуация, где мы вынуждены заново строить свою жизнь.
Я бы хотела привести пример.
Мишель Фуко исследует, как в культуре появляется что-то новое, как разные стороны жизни складываются в определенную систему – индивидуальную, неповторимую. Но человек может попасть в эту ситуацию свободы, только когда сможет преодолеть сложившиеся условия, сложившуюся систему отношений.
Более близкая нам ситуация – деятельностный подход. Хорошо, если мы умеем решать задачи, знаем способ решения. А что делать в ситуации, когда известные способы не срабатывают? Мы начинаем строить мостик к тому, что мы хотим, к достижению возникших целей.
Хотелось бы подчеркнуть следующее. Гуманитаризация образования – процесс очень непростой. И поэтому сегодня понимать гуманитаризацию только в плане предметного преподавания бессмысленно, несовременно.

Из выступления на семинаре для педагогов


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru