ПУТИ НОВОЙ ПЕДАГОГИКИ
Педагогика усилия
От образа науки – к образу человека
Наверное, задаваясь вопросом о
результатах школьного образования, мы должны
понять, с одной стороны, чему учим детей с точки
зрения педагогики, а с другой – что означают эти
результаты для общества. Ведь образование не
закрытая система, она взаимодействует с другими
системами в обществе. Простой пример. Врач
назначает лекарства и предписывает выполнять
определенные процедуры. Если вы это делаете,
результатом будет не само выполнение процедур,
пусть самое точное, а здоровье. Различать
выполнение процедур и результат, думаю, это и
есть задача современного образования. Различать
внутренние наши педагогические результаты и те
внешние, которые важны для общества и человека.
Позволю себе выдвинуть такую гипотезу: переход
на компетентностный подход (то есть
представление о результатах образования как
компетентностях) возможен тогда, когда мы с вами
не только будем видеть предметную сторону нашей
результативности, а попробуем также понять,
какой образ человека складывается в современном
мире, какой образ гуманитарности на сегодняшний
день определяет нашу компетентность, какие
представления о человеческом существовании
сейчас распространены. После этого можно будет
посмотреть, что же нам делать в нашей школьной
практике.
Компетентностный подход может заставить нас с
вами переходить от знаний, умений, навыков,
которые составляют собственно педагогический
результат, к пониманию того, что они значат, какие
эффекты могут нести для современного образа
жизни человека, а соответственно и общества.
Наш семинар направлен то, чтобы мы попытались
почувствовать то образовательное пространство,
внутри которого можно говорить о гуманитарных
компетентностях.
Гуманитаризацию привыкли связывать с
индивидуализацией. Все это слово знают, все
считают, что оно очень хорошее. Но давайте
вспомним историю и то, откуда возникает
представление об индивидуализации: оно
возникает как указание на то, что в мире
существуют не только общие законы, но и
индивидуальные формы жизни, индивидуальные
истории. И начальное понимание гуманитаризации
направлено именно на то, чтобы мы учились видеть
индивидуальное в мире. Но можем ли мы на самом
деле утверждать, что в этой текучке жизни, в ее
массовых формах мы можем увидеть
индивидуальность?
Индивидуальность в XX веке стала синонимом
одиночества. Индивидуален тот, кто отвечает за
свою жизнь собственными рисками и собственными
силами. Понятие индивидуализации включает
вопросы о разрывах, внутренних конфликтах,
противоречиях: человек должен преодолеть самого
себя, чтобы начать жить иначе. Индивидуализация
– это такая гуманитарная ситуация, где мы
вынуждены заново строить свою жизнь.
Я бы хотела привести пример.
Мишель Фуко исследует, как в культуре появляется
что-то новое, как разные стороны жизни
складываются в определенную систему –
индивидуальную, неповторимую. Но человек может
попасть в эту ситуацию свободы, только когда
сможет преодолеть сложившиеся условия,
сложившуюся систему отношений.
Более близкая нам ситуация – деятельностный
подход. Хорошо, если мы умеем решать задачи, знаем
способ решения. А что делать в ситуации, когда
известные способы не срабатывают? Мы начинаем
строить мостик к тому, что мы хотим, к достижению
возникших целей.
Хотелось бы подчеркнуть следующее.
Гуманитаризация образования – процесс очень
непростой. И поэтому сегодня понимать
гуманитаризацию только в плане предметного
преподавания бессмысленно, несовременно.
Из выступления на семинаре для
педагогов
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|