ПУТИ НОВОЙ ПЕДАГОГИКИ
Эксперт в роли зрителя, провокатора,
помощника...
Оценка проектной работы ученика – это
не подведение итогов, а поиск новых смыслов и
задач
Нерв работы с детскими проектами,
исследованиями и произведениями – это особая
оценка, которую по праву можно назвать
развивающей. Она предполагает такое обсуждение
результатов усилий ребенка, когда тому
становится ясно, что делать дальше. Обсуждать не
столько итог, сколько перспективу, не одни
ошибки, но и возможные новые задачи – таково
правило для руководителей творческих работ и
экспертов на конференции. Эксперты –
профессионалы в своей области – могут
поделиться информацией, которую нигде не
прочитаешь, всерьез рассмотреть корректность
выводов юного математика или эколога, дать совет.
Но в целом речь эксперта – это больше вопросы:
вопросы на понимание, вопросы-гипотезы,
вопросы-провокации. Итоговое суждение о качестве
детской творческой работы выносится с опорой на
критерии, которые охватывают разные стороны
выбранного типа деятельности. Для проекта,
например, важны актуальность, умение
сформулировать основную идею; для исследования
– обоснование проблемы, выбор адекватных
методов; для художественного произведения –
образность, оригинальность. Критерии могут
оказаться и общими. Так, и в исследовании, и в
проектной деятельности нужно умение
пользоваться различными источниками информации,
умение соотнести различные подходы к решению
проблемы, сформулированной автором. Критерии,
наработанные за четыре года (их не один десяток),
собраны в специальную карту: отдельно для
проектов и исследований, отдельно для
художественных произведений. Она есть у каждого
эксперта, но это вовсе не значит, что ею
пользуются напрямую. На секциях система
критериев изменяется, корректируется в
зависимости от особенностей тематики, состава
экспертов и участников.
О нюансах мы решили расспросить самых опытных.
Рассказывает Сергей МИРОШНИКОВ,
доцент Томского государственного университета,
эксперт на секции “Школа: контуры будущего”:
– Когда несколько лет назад я только
пробовал себя в роли эксперта, то все старался
понять, для чего это дети занимаются своими
проектами и исследованиями. Думал, что по большей
части они здесь ни при чем, а действует в основном
учитель. И, как эксперт, старался сбить
выступающих с толку и выявить роль учителя.
Теперь этот вопрос перестал для меня
существовать. Я выяснил, что это две стороны
одной медали: нужна инициатива и ребенка, и
взрослого. Иначе проект не состоится или будет
“сырой” – кто-то спохватился и подключился к
нему в последний момент.
Сейчас мой главный вопрос: какие навыки, годные
для дальнейшей жизни, приобретает автор проекта?
Если ребенок может сформулировать
содержательный ответ – его работа не была
напрасной.
– Внутри позиции эксперта есть много подпозиций:
провокатор, прямой оценщик, фасилитатор. Какие из
них кажутся вам наиболее актуальными?
– Нужно индивидуально подходить к каждому
ребенку. Самодостаточного человека, быть может,
не стоит хвалить. Самоуверенного надо
провоцировать. Если в самом начале человек
мечется, не зная, за что взяться, – поставить
жесткие условия: выбирай тему и работай. Но для
кого-то из детей консервативная позиция
взрослого будет губительной, с ним надо быть
мягким, поддержать, помочь, – тогда он расцветет.
Поведение эксперта зависит и от ситуации: скучно
на обсуждении – добавит ложку дегтя, раскачался
народ – начнет вести себя более конструктивно.
– Видите ли вы принципиальные отличия в качестве
экспертной работы учителей и представителей
других профессий?
– Первые склонны учитывать в оценке продвижение
школьника, вторые ориентированы в первую очередь
на результат. Но, конечно, любой эксперт обязан
думать о том, чтобы не сломать ребенка. Снова
пробудить его инициативу будет сложно.
Разговор продолжает Елена СИДОРОВА,
директор детской художественной школы г.
Северска, ведущая секции “Искусство и авторский
мир”:
– Оценивать исследования, пусть в той же области
искусства, гораздо легче, чем произведения. Ведь
в художественном произведении главное –
чувство, а объяснить, что чувствовал его
создатель, когда работал, что он переживал, может
не каждый теоретик, не только сам автор-ребенок.
Поэтому мы стараемся рассматривать работы, в
которых есть сюжет. Отталкиваемся от него и
глядим, какими средствами ребенок его передает.
Особенность детского творчества в отличие от
профессионального – интуитивное использование
средств создания образа. Получается, мы
оцениваем вот эту интуицию.
– Восприятие авторского произведения
предполагает эмоциональную включенность
читателя, зрителя. Эксперт на вашей секции – тот
же читатель и зритель. Значит, он не может быть
объективным?
– Главное, чтобы у эксперта было развито чувство
вкуса. Это чувство материала,
изобразительно-выразительных средств. У
профессионального художника, архитектора оно
формируется на протяжении многих-многих лет.
Образуется комплекс критериев, которыми человек
владеет во многом на уровне интуиции, в
подсознании и благодаря которым может “узнать”
способного ребенка. Эксперты, например
преподаватели Томского государственного
архитектурно-строительного университета,
находят здесь на конференции потенциальных
студентов. Это радует: ведь детей с
пространственным мышлением крайне мало.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|