Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №34/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПУТИ НОВОЙ ПЕДАГОГИКИ 
 

Татьяна СТЕЦЮК,
научный руководитель

Уникальная творческая конференция для учеников и учителей в городе Северске

Что это такое, зачем она проводится, какую пользу приносит детям и взрослым?

Пять лет назад с инициативой создать образовательное пространство, прямо противоположное урочному, чтобы в нем нашлось место межпредметной и социальной тематике, разновозрастному сотрудничеству, выступили педагоги из школы № 77. И по сей день их коллектив остается ядром, вокруг которого сплотились заинтересованные люди.

– Когда в 1998 году мы стали анализировать нашу первую, еще внутришкольную конференцию (которая, кстати, включила 150 работ и страшно понравилась и учителям, и детям), то схватились за голову. Ведь делали ставку на интерес, сотрудничество, творчество, а получили – десятки рефератов. Стало понятно, что помимо интереса нужно вести речь о культуре деятельности. Причем не учебной, а той, которая для детей малознакома, непривычна и одновременно привлекательна. Таких типов деятельности удалось выделить три: проектную, исследовательскую и создание художественного произведения. Каждая из них требует особых форм педагогической поддержки, своих критериев оценки.
Уже на следующий год в поиск включились педагоги из других школ. И вот какие правила мы постепенно выработали.

«Стимулировать появление замыслов творческих работ». Дело не только в том, чтобы заранее информировать детей о предстоящей конференции и ждать, когда у них появятся идеи творческих работ. Так мы привлечем изначально инициативных детей, но не поможем тем, кому трудно самостоятельно определиться с замыслом и кто, значит, останется в стороне или станет следовать только указаниям учителя. А между тем возникновение творческого замысла – исследовательского, проектного, художественного – можно стимулировать. Представьте себе ярмарку… идей. (Ярмарка идей – первый этап работы с детьми. Она проводится в каждой школе в сентябре – ноябре. – Ред.) Дети, которые уже что-то задумали, рассказывают об этом и тем самым лучше осознают свой замысел, как бы берут на себя обязательство по его выполнению да еще получают отклики – советы, предложения. Выступление этих детей может стать примером для других и поводом задуматься: чего же хочу я? А кто-то, может быть, решит присоединиться к чужой работе.
Со временем мы пришли к необходимости различать идею и замысел: последний включает в себя не только образ нового, но и план его осуществления. В замысле четче проступает контур будущей деятельности. (Городской фестиваль творческих замыслов проходит в конце ноября. На фестивале организуются разные формы работы, при том что стендовый доклад обязателен: 1) аукцион проектов городского масштаба (здесь как раз можно искать и предлагать помощь – делом, советом, деньгами); 2) общественные слушания (для проектов и исследований); 3) творческие гостиные (для авторских работ: литературных, живописных и т.д.); 4) семинары (для исследователей); 5) презентации (для издательских и медиа-проектов). – Ред.)

«Обеспечивать педагогическую поддержку в освоении всех элементов культуры деятельности». Самостоятельную роль в подготовке к конференции играют не только консультации с руководителями творческих работ, но и «методологические семинары». (Семинары проводятся в феврале–марте. Здесь дети рассказывают о начале своей работы и вместе с учителями, учеными, специалистами-профессионалами разбираются, какому типу деятельности и насколько соответствуют их действия. Например, исследователи проясняют проблему, гипотезу, методы задуманной работы. Проектировщики говорят о поставленной цели, а также ресурсах и шагах, необходимых для ее достижения. Авторы пытаются выстроить философию своего произведения. – Ред.)
Год за годом наблюдая, как выступают ребята на конференции, мы убедились, что многие из них не могут достойно представить свою работу, даже если она сделана самостоятельно и действительно значима. Придумать социально приемлемый и эффективный способ познакомить других с твоими результатами тоже важная часть культуры деятельности. Отработать и скорректировать способ подачи материала, интересную форму выступления как раз и помогает предзащита. (Предзащита творческих работ, или День открытых дверей, проводится в марте, за месяц до конференции. – Ред.) Чтобы это событие не превратилось в скучную репетицию, ставится общая задача – обсудить, как представить работу так, чтобы интересно было и детям и взрослым, и специалистам и слушателям–дилетантам. Кроме того, мы приглашаем родителей. Детям будет обеспечена доброжелательная аудитория, а учителям – возможность показать свою работу, ее ценность. Нередко случается, что родители не только становятся сторонниками нашей “странной” затеи, но даже берут на себя руководство творческими работами.

“Организовывать коммуникацию”. Наша конференция по сути – это особая развивающая среда, где главную роль играют особые правила коммуникации. У нас нет цели проводить конференции, на которых распределяются первое, второе, третье места и принимается решение, какие ученики поступят в вуз вне конкурса. Мы лишь косвенно готовим детей к участию в подобных конференциях. Главное – помочь ребенку выполнить творческую работу от начала до конца и увидеть свои ошибки и перспективы. Задача организовать содержательную коммуникацию, задать ее образцы ложится в первую очередь на взрослых. Возьмем, например, начало работы секции. Как представить участников? Можно, конечно, начать перечисление: учитель из такой-то школы, ученик из такой-то. Но для выступающих это не имеет смысла. Более ценно, когда каждый присутствующий определится и примет в обсуждении какую-либо экспертную позицию, с которой он собирается сегодня говорить: родитель, педагог, друг. “Меня зовут Татьяна Владимировна, я бы хотела говорить от имени режиссера, потому что закончила курс режиссуры в...” (фрагмент представления на секции театрализованных игровых программ). Чтобы представить экспертную позицию председателя Городского собрания народных представителей, мы просим его сформулировать, что именно ему важно понять в работах молодых разработчиков городских молодежных проектов и чем он мог бы им помочь. Так задается стиль отношений, основа для содержательного диалога. Никаких безадресных выступлений, никаких свадебных генералов. И обязательно надо поощрять экспертные высказывания детей-слушателей. Наиболее содержательные выступления отмечаются дипломами. Обычно активно выступают те ребята, которые не первый год участвуют в конференции, но отваживаются говорить и новички – многое зависит от ведущего секции.
При распределении работ по секциям мы на первое место ставим тематический принцип. Если учитывать только тип работы (исследования, проекты, художественные произведения), то не избежать формализма. Ведь интереснее и правильнее обсуждать и проект, и исследование по проблеме литературного перевода, чем два исследования на далекие друг от друга темы. Тем более что разделение по типам работ достаточно условно: мы встречаем исследования с элементами проектирования и проекты, которые включают в себя исследование как этап. Работу стилиста можно считать проектом, особенно если она предполагает менеджерские ходы, но это не снимет требований к ее содержательности и художественности.

“Ставить образовательную цель на первое место”. Не нужно ждать и требовать от детей, чтобы они реализовали каждый предложенный и продуманный ими проект или завершили сложное исследование. По статистике лишь 15% инновационных идей воплощаются в жизнь. Тем более не прямая задача педагогов создавать идеальные условия для реализации детских замыслов, если авторы по объективным причинам не в силах справиться с этим сами и не сумели найти поддержку. Умение отказаться от проекта, трезво оценив ситуацию и свои силы, тоже важное для личностного роста приобретение. А если ребенок вернется к своей идее через несколько лет, например, закончит “школьное” исследование, став студентом, или “все всем докажет”, придя на рабочее место, – пусть это только порадует его учителей.

“Совмещать детское и взрослое событие”. В рамках конференции мы проводим семинар для учителей – руководителей творческих работ, ведущих секции, просто интересующихся. Начинается он установочным сбором и выступлениями, где формулируются вопросы и гипотезы, которые важно проверить, исследовать в этом году. Потом педагоги погружаются в работу конференции, наблюдают и анализируют работу коллег и учеников, уточняют методику работы со школьниками. Встречаясь пораньше утром или после обеда, обсуждают увиденное, вносят предложения, ставят новые вопросы. Именно благодаря этой работе становится возможным изменить ошибочные профессиональные представления, стереотипы, стать мастером.

В 2003 году на молодежной творческой конференции в г. Северске за три дня побывали более 1000 детей и взрослых из 15 учебных заведений, от детского дома до лицея и гимназии. Всего было представлено и защищено около 250 творческих работ по 14 направлениям. Возраст авторов – с 1 по 11 класс.

В программу конференции вошли:

– работа секций (“Мир моих увлечений”, “Современный город: сценарии развития”, “Современная межкультурная коммуникация”, “Наука: перспективы, возможности, границы”, “Стилистика и дизайн: современные тенденции”, “Школа: контуры будущего”, “Современный образ жизни”, “Современные информационные технологии”, “Искусство и авторский мир”, “Искусство: образы времени”);
– выставка работ учеников детской художественной школы “кАРТа мира”;
– конкурс фантазийной моды;
– фестиваль игровых и театрализованных программ;
– фестиваль молодежных СМИ.

В рамках конференции прошел научно-практический семинар для учителей “Проблемы гуманизации современного образования: принципы, компетентности, содержание”.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru